Отец мой дружил с героями этой публикации и я как то не задумывался что они были родственники..

Прочитал, как будто поразговаривал, посидел за вместе со взрослыми..
Интересны не только семейные подробности, но и "свидетельская база" воспоминания очевидцев и участников- как было, что и зачем..
"Эйдукис Владимир Владимирович, 9 «Г» класс, Кодинская СОШ № 4 2005 г
История семьи
".....История нашей великой страны славная, но вместе с тем и трагическая. Раньше я не задумывался над тем, как история страны тесно переплетена с жизнью близких мне людей. С недавнего времени мне захотелось составить свою родословную. К сожалению, я не могу, как А.С.Пушкин, собрать сведения о своих родственниках до седьмого колена, но очень хочу узнать хотя бы о жизни своих дедов.
Мои дедушки совершенно не похожи друг на друга, это люди с разными судьбами, различными дорогами попали они в Сибирь, но жизнь обоих очень интересна.
Эйдукис Вацлавас сын Изидориса
«……В июне прибыли в Красноярск, где арестанты, испробовав воды из Енисея, заболели: начались проблемы с кишечником. Вскоре доставили осуждённых в Стрелку, здесь пришлось им прожить в бараках двое суток, а уж после этого их погрузили на палубу колёсного теплохода «Вейнбаум» и отправили по Ангаре. 18 июня 1948 года Эйдукиса Изидориса с сыновьями Вацлавом и Петрасом (сыном от первого брака) высадили в посёлке Артюгино, Богучанского района, Красноярского края, остальных репрессированных повезли дальше - в Богучаны, Кежму. Из Артюгино Вацлава с отцом и братом направляют на Чегумей на лодках, но слишком большая вода на реке, поэтому их оставляют в деревне Иркинеево, селят в бараках. На работу спецпереселенцы ходят на Тенганец, катают лес. Очень трудно было привыкнуть к мошке: сеток не было, от укусов мошки опухали ноги, руки, глаза. До сих пор с содроганием вспоминает об этом Вацлав. Осенью семью Эйдукисов увезли в посёлок Чегумей. Вацлав работал в подсобном хозяйстве: копал картошку, жал хлеб жаткой, управлялся с лошадьми. Для лошадей давали дёготь, чтобы мазать их от мошки. (Люди такой привилегией не пользовались), вот тут-то и удавалось самому помазать лицо, руки, чтобы мошка не так сильно кусала. Когда заболел начальник подсобного хозяйства, понадобился помощник бригадиру, потому что тот был неграмотным, мог только расписываться. Вацлав по тем временам считался хорошо образованным человеком, уже свободно разговаривал по-русски, поэтому его поставили работать учётчиком. Обязанности учётчика состояли в том, что надо было вести табель, выписывать наряды на работу, вести учёт (ведь в то время сажали картофель, сеяли горох, ячмень, овёс, лён и т.д., всё это нужно было учитывать).
В 1950 году подсобное хозяйство ликвидировали, работников перевели на работу в леспромхоз. Там возили лес на лошадях зимой, а летом сплавляли его по реке Иркинеево в посёлок Артюгино, где строили рейд. На рейде делали плоты: они по длине достигали 1000 метров, по ширине - 32 метров. Сформированные плоты отправляли в Стрелку, Енисейского района, Красноярского края. В том же 1950 году в Богучанском Л.П.Х. (филиал которого находился в посёлке Ангарском, Богучанского района) начался процесс механизации. Привезли трактора «КТ-12» и автомобили «ЗИС-21» с газогенераторной установкой: вместо бензина была берёзовая или лиственничная газочурка, из которой вырабатывался газ, на этом газу и работала машина. С детства Вацлав мечтает стать шофёром, он просит отправить его на курсы шоферов, и 11 августа 1954 года он едет в город Ангарск, Иркутской области на курсы, которые успешно заканчивает. 31 декабря 1954 года Вацлав получает водительские права, которые действуют и по сей день. Год проработал на автомобиле «ЗИС-21». В 1956 году братья переезжают в посёлок Артюгино. Здесь Вацлав получает машину «МАЗ-200». «После «ЗИС-21» ездить на нём было просто прелестью, - вспоминает дедушка, - не надо было таскать чурку, ведь чтобы сделать рейс на «ЗИС-21», надо было 3-4 куля чурок, руки всегда были в саже, как у кочегара». Через некоторое время Вацлава отправляют на пересдачу на 2 класс на 2 месяца на станцию Сон, через 2 года - в город Мариинск, Кемеровской области на пересдачу на 1 класс. Мастер своего дела, Вацлав всегда был в почёте: добросовестный, ответственный работник, его труд отмечали благодарностями, грамотами, премиями. Когда ему предложили работать на новой машине «МАЗ-501», лес уже возили хлыстами. Только летом не было вывозки, тогда на машину ставили кузов и возили людей. Несколько лет отработал Вацлав на вывозке леса, потом работал на автобусах. Почти 40 лет без аварий на транспорте, уже будучи на пенсии, Вацлав продолжал трудиться и всегда заслуживал благодарность и признательность за добросовестный труд.
Очень трудная работа была в лесу: всё делали вручную: разделывали лес, распиливали, грузили, возили на лошадях зимой, а летом сплавляли из Артюгино по Ангаре. В посёлках Ручеёк, Великанчик, Чегумей, Тенганец, Калачи, Челипчён на реке Иркинеево в основном жили сосланные из разных областей нашей необъятной страны: немцы, латыши, литовцы, русские, украинцы. Бок о бок трудились Мурзины, Курносовы, Потанины, Гайлюсы, Висмантасы, Каснаускасы, Бурбулисы, Домбраускас, Строгаускас, Эйдукис, Евменчус, Буткус, Пилипавичус, Палдаускас, Ёмантас, Арменаускас, Домаркас, Зергулей, Барткус, Волонтелес, Дотас, Вердменес, Перткушинская, Барвицкий, Гвоздецкий, Матковский, Трофимчук, Воробчак, Лысюк и многие другие.
Законы были суровые. Прогулы не допускались. Если случался у кого-то прогул, потом полгода 20% из зарплаты высчитывали. Нужно было выполнять норму на заготовке леса. Если норму не выполнишь, лишали пайки хлеба (800 граммов). В первые годы спецодеждой ссыльных не обеспечивали, хотя за спецовку деньги высчитывали. Потом уже стали выдавать фуфайки, брюки, рукавицы, валенки, летом - ботинки, в подсобном хозяйстве - бурки. Больше всего зарабатывали денег на заготовке леса (до тысячи рублей старыми деньгами), в подсобном хозяйстве платили мало. Но денег люди почти не видели. В обязательном порядке заставляли подписываться на займы и т.д.
От голода не умирали в Сибири, но жили всё равно впроголодь. Особенно сложно было тем, кого только привозили в ссылку. Старались ссыльные чем-нибудь помочь местным жителям: привезти сена, нарубить дров и т.д., за это давали те им картошку, ячменную муку, иногда угощали мясом сохатого, булочками, пирогами. Не голодали, но есть хотелось всегда. Бывало, поедят ячменной каши, но не чувствуют себя сытыми. На следующий год после прибытия в Богучанский район стали сажать картошку, потом Эйдукисы с литовским немцем Мартином Аушра приобрели корову, стали жить лучше. Люди уже брали с собой на лесосеку хлеб, чай, пироги. Сахар, хлеб выдавали по карточкам. В магазине можно было купить мыло, горбушу, кету, ткани. Иногда кусочек горбуши удавалось купить. Помнит дедушка, как однажды на Октябрьскую годовщину купили 0,25 бутылочку водки на всё семью.
На протяжении 10 лет (до 1958 года) осуществлялся надзор за ссыльными: 1 раз в месяц приезжал комендант по фамилии Тюпко с наганом из п.Артюгино, проводил перекличку. Всем нужно было вовремя являться, за опоздание - штраф 50 рублей. За самовольную отлучку в другой посёлок - штраф. Случаев побега из деревни Иркинеево дед Вацлав не помнит. Слышал, что из других посёлков были побеги, но из Красноярска беглецов возвращали.
После работы ложились спать, так как электричества в домах не было. Молодые люди, конечно, собирались вместе. Никогда не было недоразумений между представителями разных национальностей. Как-то пригнали уголовников (Весёлкин, Солодовников). Они бахвалились: «Я - вор в законе». Уголовники ссорились иногда между собой, дрались, но других не трогали. Бывало, что местные жители перевоспитывать их пытались - били.
Медицинской помощи не было никакой. Тяжелобольных увозили на лошадях в Богучаны. Мучительнее болезней была тоска по Родине. «Пешком бы туда ушли, так хотелось домой», - говорит деда Вацлав. В 1956 году Вацлав переезжает в Артюгино, в 1958 г. - Петрас. До 1960 г. братья снимают квартиру у латышей. В 1960 г. Вацлав женился на дочери ссыльных из Алтая Курносовой Марии Ивановне, уроженке п.Великанчик. Молодые стали жить отдельно.
Сироткин Василий Павлович
«…..отслужил в армии в танковых войсках в Эстонии. Деда Вася рассказывал, что эстонцы очень не любили русских, солдат в воинской части предупреждали, чтобы по одному человеку в увольнение не ходили. Эти опасения были обоснованы: как только кто-то из солдат отлучался один, вскоре находили его труп - убивали эстонцы.
В 1961 году по приглашению директора Осинового лесопункта Волкова несколько молодых семей из Матурского леспромхоза переезжают в посёлок Осиновый Мыс, Богучанского района, Красноярского края, где для них уже построены новые дома.
Деду Васю назначают техноруком Осинового леспромхоза. Три года Сироткины прожили в Осиновом Мысе, здесь родилась моя мама Ирина. Бабушка Алла рассказывает, что жили они хорошо: Василия Павловича очень уважали люди, потому что он всё делал для людей, всю душу отдавал работе. Василия Павловича награждали грамотами, премиями и даже медалью «За доблестный труд». Первый холодильник в посёлке, первая стиральная машина были предоставлены семье Сироткиных, первая очередь на автомобиль...
В 1964 году Василия Павловича приглашают работать в Ангарский леспромхоз Богучанского района техноруком Ангарского лесопункта, а вскоре он становится начальником Ангарского лесопункта. Целыми днями Василий Павлович на работе. Мама говорит, что телефоны были у дедушки в доме, где они жили, и в так называемом зимовье, где готовили пищу, чтобы в любой момент дедушку могли найти в случае чрезвычайного происшествия на работе: аварии, пожара и т.д. Василий Павлович никогда не щадил себя. В любое время дня и ночи он, так сказать, держал руку на пульсе, в основном все разговоры были о работе......"