
В сфере противодействия коррупции одной из действенных превентивных мер является исключение из нормативных актов и их проектов коррупциогенных факторов – явлений или их совокупности, порождающих коррупцию или способствующих ее распространению.
Для наиболее эффективной реализации ключевых положений Национального плана противодействия коррупции, Федерального закона "О противодействии коррупции" необходимо раннее выявление и устранение из действующих нормативных правовых актов и их проектов факторов, создающих потенциальную угрозу коррупционных решений и действий субъектов правоприменения.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что профилактика коррупции осуществляется в т.ч. путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Таким образом, антикоррупционная экспертиза, осуществление которой на постоянной основе предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции, является одним из инструментом противодействия коррупции.
Очевидно, что недостатки правовых актов, способствующие возникновению коррупционных проявлений, могут быть устранены путем повышения качества действующего законодательства. Большую роль в этом играет разработка методик, описывающих типичные нормы или положения, реализация которых может повлечь те или иные коррупционные проявления.
На федеральном уровне 26 февраля 2010 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", которым утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (далее – Методика).
Более трех лет действует специальный федеральный закон, посвященный антикоррупционной экспертизе (Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"), который устанавливает понятие коррупциогенного фактора, правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, а также ее субъекты.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Кроме того, на органы местного самоуправления возложена обязанность осуществления мер по противодействию коррупции в определенных границах.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009г. № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в т.ч. организациями, их должностными, лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно Методике, определенной Правительством Российской Федерации. Очевидно, что органы местного самоуправления наиболее близки к населению и несут большой объем обязанностей перед ними, а принимаемые ими решения напрямую затрагивают интересы значительной части граждан, проживающих на территории конкретного муниципального образования.
Однако анализ складывающейся практики свидетельствует о том, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами местного самоуправления не всегда отвечает требованиям, возложенным на органы местного самоуправления законодательством. Так, проведенное прокуратурой района обобщение показало, что администрациями сельсоветов района только в первом полугодии 2012 года приняты соответствующие постановления, регламентирующие порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, на основании разработанных прокуратурой района модельных правовых актов. Проведение антикоррупционной экспертизы возложено на специалистов администраций сельсоветов.
При изучении проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления района, поступивших в 2012 году, в 14-ти выявлены коррупциогенные факторы. По фактам выявленных нарушений прокурором направлены замечания, при принятии нормативных правовых актов в 10 случаях замечания учтены, 4 правовых акта не были приняты, так как их принятие находилось за рамками полномочий органов местного самоуправления, что также является коррупциогенным фактором. В 2012 году выявлено 9 действующих нормативных правых актов, содержащих коррупциогенные факторы – выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления в 5-ти случаях, в 2-х случаях – нарушение компетенции органов местного самоуправления. По мерам прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из действующих нормативных правовых актов.
В связи с непринятием нормативных правовых актов, определяющих порядок проведения антикоррупционной экспертизы прокуратурой района в январе 2013 года направлены предложения представительным органам местного самоуправления поселений района о принятии указанных НПА.
К. Кузнецова,
заместитель прокурора района,
советник юстиции.
Комментарии