
«Енисейский экспресс», который побывал в нашем районе с культурно-образовательной миссией, свою программу здесь осуществил. Любые подобные акции небесполезны, даже если коснутся не самого широкого круга людей. В этом кругу довелось побывать и вашему корреспонденту.– Район не приехал,– преподаватель Богучанской ДШИ Вера Викторовна Кочнева заметно расстроена. – Даже из ближних поселков. Хотя из Манзи девочка вот добралась. Значит, это не в расстояниях дело.
У меня есть кое-какие предположения по этому поводу, но я пока оставляю их при себе.
Восемь подростков рассаживаются за длинным столом, педагоги занимают места на стульях вдоль стены.
Преподаватель Красноярской детской художественной школы Елена Борисовна Федорова начинает мастер-класс по теме «Средства выразительности в графике». Сначала дети называют эти средства: линия, штрих, пятно, точка. Батюшки, это даже я знаю.
Но дальше очень интересно. Удивительное искусство – гра-фика. По сути дела из бумаги и черного карандаша или маркера возникает целый мир. Из ничего! Вот два кота на крыше – один из черноты, второй из пустоты: белая фигура, образованная границами окружающих предметов. Да, тут все не так просто…
После теоретической части дети получают задание: обрисо-вать имеющиеся у них натюрморты в каждой из техник: линиями, штрихами, точками, пятнами. И все за час. «Они справятся?» – спрашиваю у Веры Викторовны. Она абсолютно спокойна: посложнее вещи делали.
Дети уверенно принимаются за дело. Незамысловатый натюрморт превращается в самые разные картины. На финале, рисовании точками, в абсолютной тишине раздается лишь стук, словно стайка жизнерадостных птенцов склевывает со стола золотые зернышки.
А мне пора в другую аудиторию, где начинается творческая встреча с красноярским композитором Владимиром Валентиновичем Пономаревым. Народу в зале тоже не густо: преподаватели музыки и учащиеся ДШИ, работники культуры.
Владимир Валентинович рассказал о себе, о роли и месте композитора и музыки в жизни современного общества, о том, как обучать детей на лучших, подходящих для них произведениях. Предложил прослушать записи духовной музыки в исполнении православного хора, в котором является певчим и регентом. По большей части это его собственные сочинения.
Сев за рояль, композитор исполнил несколько прелюдий из собственного большого цикла.
Оценить выступление красноярского музыканта я попросила Валерия Михайловича Великого. Оказалось, наш маэстро в восторге от встречи:
– У этого человека великолепное гармоническое мышление. В какой-то степени его можно воспитать у себя, но вообще-то – или дано, или не дано. У Владимира Валентиновича это дар от природы, великий дар.
Вероятно, гармоническое мышление – это та самая способ-ность воспринимать художественные образы, понимать язык подлинного искусства. Умение видеть в пустоте кота, а в долгом перерыве музыкальной фразы уловить полет звезды по ночному небу. И с этой точки зрения такой «культурный всеобуч» – дело, безусловно, полезное. Но для кого – другой вопрос.
Вероятно, нашлось бы немало людей, которым был интересен урок, который словно сразу раскрыл весь мир графики. А вот для учащихся ДШИ это было просто закрепление материала. Как если бы к шестиклассникам пришел маститый педагог и провел занятие по теме «Четыре действия в арифметике». Наши дети тоже учатся у замечательных педагогов и, понимая это, скорее всего, не видят нужды в дополнительных занятиях у кого бы то ни было. Вот и не поехали в Богучаны субботним днем.
И, по моему непросвещенному мнению, можно получить не меньшее удовольствие от выступления детей-музыкантов на отчетных концертах в конце учебного года. По идее, их ДШИ стоило бы проводить на большой сцене. Но опять возникает вопрос о зрителе.
И снова вспоминается интервью с Екатериной Иофель, прославленным красноярским педагогом, профессором Красноярской академии музыки и театра (видела по ТВ). Она рассказывала, как ее пригласили в один из столичных городов Западной Европы – провести мастер-классы. Придя в аудиторию, Екатерина Константиновна обнаружила, что весь амфитеатр заполнен. «Кто эти люди и что они делают на моих занятиях?»–удивилась Иофель. Устроители мастер-класса в ответ тоже удивились: как что? Узнав о том, что к ним приехала госпожа профессор, у которой учился вокалу сам Дмитрий Хворостовский, горожане кинулись за билетами на мастер-классы – посмотреть, послушать. Ведь это им зачем-то, стало быть, нужно.
Будь это нужно нам – нашлось бы и здесь кому провести интересные лекции и занятия, не дожидаясь творческих «десантов» из столицы края. Потенциал наших школ искусств огромен. А пока наши запросы удовлетворяют телевизор да Интернет – они же их потихонечку и формируют. Другое дело, что у нас все-таки есть возможность выбирать.
Отдаленность от мировых столиц сегодня не так уж много значит. Не в расстояниях дело.
Л. ГАЙЛЮТЕ.
Фото автора.
На фото: композитор В.В.Пономарев
Комментарии