Т.В.Демичева
Проблема сохранения муниципального жилья, поднятая «Ангарской правдой» в материале «За стеной», получила множество откликов наших читателей. Правда, некоторые из них выразили сомнения относительно положительного решения этого вопроса, считая, что все равно ничего не изменится. Но наш разговор на эту тему еще далеко не закончен. Мы подняли проблему в Пинчуге, а ведь она стоит не только в этом поселке.
Об этом и о многом другом шла речь за «круглым» столом редакции, куда были приглашены: глава Манзенского сельсовета Н. Ф. Корякина, заместитель главы Таежнинского сельсовета В. В. Каверзина, начальник отдела по жизнеобеспечению администрации Богучанского района Т. В. Демичева, помощник прокурора района О. М. Забелина. К сожалению, в беседе не смогли принять участие ни глава Пинчугского сельсовета В. Д. Логинов, ни его заместитель Н. Н. Рукосуева.
Обсуждение задач и действий органов местного самоуправления по сохранению муниципального жилищного фонда выявило неутешительную картину. Строительство социальных объектов в районе практически не ведется, а то жилье, которое есть, стремительно ветшает. Причин много: нехватка средств в сельсоветах на капитальный ремонт и содержание жилья, ветхость жилищного фонда, ненадлежащее содержание квартир нанимателями. Но главная причина, похоже, кроется в нежелании органов местного самоуправления заниматься этим вопросом.
В. В. Каверзина:
– На территории Таежнинского сельсовета находится 1776 квартир общей площадью 52 тысячи квадратных метров. Из них 351 квартира состоит на балансе сельсовета. За общее имущество домов отвечают два товарищества собственников жилья: «Интерьер» и «Комфорт».
Государство передало нам жилфонд в плачевном состоянии: без капитального ремонта, без технических паспортов, без кадастрового плана на земельные участки. Оформив все это, мы уже остались без средств на содержание этого жилья. А расходов всегда очень много. К примеру, чтобы получить и выполнить техусловия для проведения в подъезд освещения, нужны деньги. Вкладывают и наниматели жилья, и собственник – сельсовет.
Чтобы располагать хоть какими-то средствами – долгов за найм жилья быть не должно. Ведь это, можно сказать, единственная финансовая ниточка. Сразу начали работать с неплательщиками, как я помню, сумма долга и за ЖКХ, и за найм доходила до двух миллионов рублей. Создали жилищную комиссию, постоянно принимает участие в работе по взысканию задолженности административная комиссия. Однако, этих мер оказалось недостаточно. Эффективный результат пошел, когда ТСЖ приняло на работу юриста, который составляет исковые заявления и подает в суд на неплательщиков. Буквально на днях, после долгих увещеваний мы подали в суд на выселение на гражданку С. За несколько дней до заседания суда женщина оплатила все долги. Кроме того, выяснились и другие обстоятельства: она в квартире не проживала, а сдавала ее в поднайм.
О. М. Забелина:
– Я знаю об этой ситуации и хотела бы сказать, что всему виной – юридическая неграмотность населения. Гражданка С., не располагая достаточными средствами, была вынуждена сдать квартиру, а договор поднайма не оформила, не поставила в известность об этом и собственника жилья – Таежнинский сельсовет. Будь по-другому, долг бы взыскали с того, кто непосредственно проживал в квартире.
В. В. Каверзина:
– Мы не впервые сталкиваемся с неофициальной сдачей жилья квартиросъемщиками сторонним лицам. И нас не может не волновать эта проблема. Ведь в очереди на получение муниципального жилья стоит 73 нуждающихся. И теперь мы делаем постоянные обходы и ревизии. Выясняя такие факты, будем отбирать квартиры через суд.
О. М. Забелина:
Наниматели муниципального жилья вправе сдавать свои квартиры в поднайм. Но обязательным условием для этого должно быть официальное согласие собственника жилья, а также договор поднаейма.
Т. В. Демичева:
– В Шиверском был немного другой опыт. Долгое время пустовала хорошая квартира. Тщетно пытаясь связаться с нанимателем жилья, который находился в Красноярске, мы подали исковое заявление на снятие квартиры с регистрационного учета и расторжение договора социального найма. Из-за неявки в суд ответчика заседание несколько раз откладывалось, но через некоторое время суд удовлетворил иск Шиверского сельсовета и квартира вернулась на баланс, как пустующая. Мы распределили ее очередникам.
Основанием для написания искового заявления стала причина несоблюдения квартиросъемщиком определенных условий. В данном случае, квартире не была обеспечена охрана.
О. М. Забелина:
– Если квартира фактически пустует, собственник вправе освободить ее через суд. Исковое заявление в суд составляется не на выселение нанимателя, а на расторжение договора социального найма и снятие с регистрационного учета.
В. В. Каверзина:
– В Таежном мы также начали этот процесс. Думаю, скоро у нас работа в этом направлении будет налажена. Кроме того, у нас есть рычаги, благодаря которым мы уже добились заметных результатов в работе со злостными неплательщиками. За два года мы переселили семь семей в дома с худшими условиями проживания, чем у них были. Дело обстояло так: Управляющая компания «Богучанжилкомхоз» подала на нас в суд за неоплату жилищно-коммунальных услуг. Сумма, которая подлежала взысканию, составила более 650 тысяч рублей. Мы пригласили неплательщиков и предложили им занять неблагоустроенное жилье с печным отоплением. В их бывшие квартиры зашли очередники, оплатив долги за услуги ЖКХ. Остальные задолжники бросились гасить долги.
О. М. Забелина:
– Вы проиграли в суде только потому, что у вас не было составлено договоров социального найма жилья с нанимателями. В противном случае, взыскание долгов шло бы непосредственно с жильцов.
В. В. Каверзина:
– Да. Мы эту ошибку сейчас исправляем. В обмен на ордер мы заключаем с нанимателем договор.
О. М. Забелина:
– Вам не обязательно требовать ордер, пусть он останется у нанимателя жилья. Заключите договор, и этого будет достаточно.
Т. В. Демичева:
– Меры по предупреждению и взысканию платы за услуги ЖКХ и найм жилья принимать, конечно, необходимо. Однако в Шиверском, хотя этот вопрос и не стоит остро, возможностей мало. Более 60 процентов всего жилищного фонда поселка состоит на балансе сельсовета и оно все благоустроенное. Так что переселить неплательщика в жилье худшего качества мы не можем.
О. М. Забелина:
– В Шиверском – да, разнообразия жилья, которое можно было бы выделить в качестве поощрения или наказания, нет. Но меры воздействия в судебном порядке предусмотрены Жилищным кодексом. Статья 91 ЖК РФ «Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения». Виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке.
В. В. Каверзина:
– На таежнинцев большое впечатление произвело переселение граждан в дома худшего качества. Буквально несколько дней назад у нас состоялся разговор с женщиной, у которой долг за жилищно-коммунальные услуги составил около 15 тысяч рублей. Узнав о мерах воздействия, она в тот же день погасила задолженность.
О. М. Забелина:
– Жилищный фонд передан в органы местного самоуправления. И его задача сохранить квартиры, продлить им жизнь. Допуская разрушение жилья, местные власти демонстрируют свою незаинтересованность в этой работе.
В. В. Каверзина:
– Если мы не будем контролировать плату за найм жилья, не сможем провести капитальный ремонт. В этом году, собрав 700 тысяч рублей оплаты, мы смогли отремонтировать 18 квартир.
О. М. Забелина:
– Тут еще надо понимать, что квартиросъемщик может требовать помощи только в проведении капитального ремонта, а не текущего: побелка, наклеивание обоев, вставка стекол.
Н. Ф. Корякина:
– Более 70 процентов манзенского жилфонда составляют муниципальные квартиры. Проблема сохранения жилья и у нас стоит ребром. Правда, благоустроенных квартир у нас мало, и долги если есть, то только за наем жилья. Благодаря хорошей работе членов административной комиссии поселка нам удалось собрать за найм жилья более 400 тысяч рублей. Это для Манзи большие деньги. Провели капитальный ремонт в четырех квартирах. А вот с переселением пока ничего не получается. Есть две семьи, которые желали бы получить другую площадь: одна – поменьше, а другая, многодетная семья, побольше. Но так как у них жилищные условия практически одинаковые: обе квартиры не благоустроенные, жильцы никак не могут договориться. Тем не менее, на сегодняшней встрече я поняла, как нужно действовать в той или иной ситуации.
И обязательно применю в нашем поселке опыт моих коллег.
Е. МАКЛАКОВА.
Фото автора.
В.В.Каверзина
Н.Ф.Корякина
Комментарии