Белякинский сельсовет – самая северная территория района. От нее почти рукой подать до Эвенкии. Поселок довольно молодой, а вот деревня Бедоба, входящая в состав сельсовета, имеет солидный возраст, около трехсот лет…О том, как жил, живет и планирует жить Белякинский сельсовет, рассказывает его глава В.А. Паисьева.
Вообще я уроженка Хакасии, приехала в район с родителями из Абакана. Отец работал мастером на участке, сюда же тогда за «длинным рублем» ехали, – начала рассказ Валентина Абрамовна, – А 1964 году был открыт бедобинский мастерский участок Ангарского леспромхоза. Вот здесь первоначально мы и оказались.
Так как лесозаготовители работали по-стахановски, они быстро ушли вглубь тайги. Возникла необходимость строить новый поселок. Так появились Беляки. Первоначально поселок хотели назвать Северным, что соответствовало его географическому положению. Однако вышло по-другому. На этот счет есть красивая легенда. Дело в том, что в реку Иркинеевку впадает небольшой ручеек – Белячка. Название ручейку дал старый тунгус-отшельник Троша, живший с женой Улей немного выше по течению нынешнего поселка. Когда погиб его охотничий пес по кличке Белячка, Троша закопал ее у самого ручья, а ручей затем стали называть Белячкой. Он и дал название новому поселку.
Годом основания Беляк считается 1967 год. Вслед за бедобинскими лесозаготовителями, прибывали рабочие со всего Союза. В этом году, в июле, белякинцы будут праздновать 45-летний юбилей своего поселения.
Был период, когда наш поселок называли «китайским». Дело в том, что в 1976 году в нем появились ссыльные азиаты (китайцы, корейцы, вьетнамцы), обобщенно их назвали китайцами. Находились они здесь под присмотром спецслужб. Населению было сказано, что это шпионы. В связи с их присутствием в поселке даже был установлен комендантский час, после восьми вечера на улицы детям выходить было нельзя. Мне запомнился один тракторист, китаец Боря – им всем дали русские имена, чтобы проще было общаться. Так вот, он каждый день выходил работать в идеально белой, наглаженной и накрахмаленной рубахе. Остальные, наоборот, были какие-то небрежные, помятые все. А он – молодец! К русским они относились хорошо, злобы на нас не было, а вот между собой могли повздорить. Потом они разъехались, но кто-то остался.
Одно из ярких воспоминаний детства – Бедоба. Там ведь первоначально был сельсовет, до 1975 года Беляки входили в его состав. Бурлящая трудом деревня, очень красивая, цветущая, ухоженная, с богатым колхозом. Она была когда-то крупным аграрным центром…Говорят, в годы войны Бедоба кормила весь Богучанский район. Так и жили: в Беляках – леспромхоз, в Бедобе колхоз. Сегодня без слез на нее не взглянешь: поля, улицы, амбары – все опустело и заброшено…В деревне осталось всего шесть жилых домов…..Жизнь остановилась. Сегодня там даже магазина нет… А такая земля и угодья пропадают! Но никто не едет осваивать ее. Дождемся – мигранты все позаселят.
Белякам также пророчат скорое закрытие, мы ведь не живем последние двадцать лет, мы выживаем. Но благодаря районным властям в поселке еще хоть как-то теплится жизнь. Это не лесть, просто надо знать нашу ситуацию, до нынешней администрации нас не замечали, будто б нас и не было. Сейчас мы на уровне района решаем множество вопросов. У нас нет ощущения сиротства, мы знаем: о нас помнят, и если что – позаботятся. Тем более, что так называемая «Пятерка» (площадь на Юрубчено-Тахомском нефтегазовом месторождении) осваивается и есть варианты, что Беляки в дальнейшем станут перевалочной базой при строительстве и эксплуатации нефтепровода.
А как жить без работы, мы прекрасно помним. Как и во всей стране никто не был готов к развалу Союза. Наверное, мы острее всех в районе ощутили на себе его крах. Результат: в 1998 году прекратил свое существование последний участок леспромхоза… всем казалось, что поселок обречен: безработица, массовый выезд населения, развал объектов соцкультбыта. Школа чуть не закрылась, разом уехали десять учителей! В ней не преподавалось шесть предметов – вспоминать страшно. Итогом этих перипетий стало резкое сокращение населения. Из полутора тысяч в поселке осталось около трехсот человек.
А так как я с 1982 года была директором ДК, то видела лично и рассвет, и закат поселка. Чтобы как-то противостоять навалившейся разрухе, решила стать депутатом сельского Совета. Позже стала Главой сельсовета, хотя сама себя на этом месте не видела, но люди попросили, и я подумала: а почему бы нет? Так уже пять лет тяну эту лямку.
Первой задачей, которая встала передо мной – проблема обеспечения дровами. Приходят люди и говорят: «Где дров взять? Мороз за сорок, топить нечем!». И вправду: ни одного лесозаготовительного предприятия, дрова никто не возил. Где взять? Тогда единственно верным решением было разрешить жителям распиливать на дрова заброшенные ветхие дома – другого варианта не было. Это не спасло ситуацию, но зиму мы пережили. Опыт появился. Теперь стараемся это решать заблаговременно. Ну, а основными вопросами, наверняка, как и у моих коллег, являются вопросы благоустройства.
Пришедшие в негодность тротуары, завалившиеся заборы, дороги в ямах. Но по чуть-чуть решить стараемся все. Хорошее подспорье в этом гранты – участвуем практически во всех. Еще когда я была депутатом, мы выиграли первый грант. Весной 2008 года красовалась новенькая детская площадка. Дальше – больше, таким образом появилось еще несколько объектов. Грант надо не только грамотно составить, но и «пробивать» – ехать и доказывать его необходимость для поселка.
Допустим, освещение улиц у нас было ужасное, въезд в поселок освещала одна лампа и все! На бюджетные средства осветить весь поселок невозможно. Однако решение было найдено. На грантовые средства мы закупили и установили энергосберегающие лампы со светодиодами. Как результат – светлые улицы с минимальными затратами. Правда, пришлось не единожды в Красноярске побывать, прежде чем прийти к такому результату, но это себя оправдало. Выиграно шесть грантов по благоустройству. Сейчас обосновываем грант по солнечным батареям. Это позволит нам еще сократить расходы. У нас ведь очень дорогое электричество, от дизель-генератора и цена киловатт-часа – 30 рублей, это очень много.
Все решения по распределению бюджетных средств принимают депутаты. Пытаются рационально разделить бюджетные крохи.
У нас есть участковый, но он один на пять поселков. Если что, мы его, конечно, вызываем, но хотелось бы своего постоянного. Это необходимо, всякое ведь бывает. Иногда в поселок может наведаться шумная молодежь из Ангарского, воюем с ними потихоньку, или еще что случись. Дикий зверь в поселок может выйти.
По вопросам благоустройства работает административная комиссия, это дисциплинирует граждан.
Жилье. В поселке 29 благоустроенных домов. Основная часть жилья муниципальное, приватизировано всего 29 квартир. Муниципальное жилье уже требует капитальных ремонтов, первым делом там нужно поменять проводку, переложить печи.
В поселке есть школа, интернат (для детей из д. Бедоба), детский сад, почта, библиотека, клуб, аптека, фельдшерский пункт (два раза в месяц бывают врачи из Ангарского). Недавно была приобретена новая санитарная машина. Ключи от нее вручил на сходе Глава района. Если что-то срочное, то вызывается санавиация. В Бедобе есть спутниковая связь, в случае необходимости можно нам что-либо сообщить. Для детей и молодежи работают клубные объединения по разным направлениям. Больше того, с уверенностью могу сказать, что в поселке отсутствует наркомания и молодежь может себя занять сама. Вечерами в клубе демонстрируют фильмы, проходят дискотеки. Есть доступ к Интернету. Существует спортивный клуб, с жителями занимаются спортинструкторы. Есть все необходимое спортивное оборудование. В общем, все блага цивилизации имеются. Видите, мы ничего не лишены. Но почему-то Беляки имеют репутацию захолустья. Уверяю, это не так. Допустим, наша школа в прошлом году показала одни из лучших результатов в районе по ЕГЭ. Вот как в этом году будет, не знаю. У нас опять нехватка учителей. Так что приглашаем математиков и учителей иностранного языка – жильем обеспечим.
Белякинцы в основном работают на объектах соцкультбыта, остальная масса трудится вахтовым методом. Безработица минимальная.
С транспортной доступностью у нас все в порядке. Раз в неделю, по средам, ходит автобус. С введением моста через Ангару многие проблемы были решены. Теперь распутица нам нипочем. В любой момент до райцентра можно добраться. Но вот мост через Иркинеевку требует ремонта. И уже не первый год. По весне его подлатали, но только для того, чтобы в ледоход выстоял. На сегодня не совсем понятна его дальнейшая судьба, поэтому ждем решения о его реконструкции. Не будет моста – не будет жизни.
От нашей речушки и проблемы, и спасение. Допустим, если говорить о противопожарной безопасности, то тут Иркинеевка выступает нашим щитом. Река подковообразно огибает поселок, поэтому в случае сильных лесных пожаров, надеемся, нас это защитит. Но и сами не забываем подстраховываться: сирены оповещения имеются, пожарная сигнализация и емкости для воды есть. В поселке базируется пункт МПЧ-1, в котором работают четыре человека, но, к сожалению, пожарная машина старая. За Беляки я не переживаю, а вот в Бедобе ситуация сложнее, кроме емкости для воды никаких средств пожаротушения нет.
В сфере ЖКХ тоже все нормально, объекты соцкультбыта отапливаются централизованно. Зимой в них тепло.
Из ветеранов в поселке уже никого не осталось, есть две труженицы тыла. На территории сельсовета расположены два памятника воинам, один в Бедобе, другой в Беляках.
Перед праздниками обращаемся к нашим ИП Борсакбаевой (магазин «Татьяна») и Кармину (магазин «Кедр»). Наши предприниматели выступают постоянными спонсорами на общепоселковых праздниках, мероприятиях.
Проблем – огромная масса, но они все решаемы, не сразу, но решаемы. Допустим сейчас в поселке перестала работать пекарня, невыгодно ее содержать, слишком высока себестоимость, хлеб получается очень дорогой. Пока что возим его из Ангарского. Также вопрос со школьным спортзалом, где система отопления уже не функционирует три года, по заверениям районной администрации должен быть решен до начала этого учебного года.
Планы: этим летом обязательно мы должны отремонтировать тротуары, в клубе полы заменить, покрасить ограждения кладбища. Хотим снести все ветхие здания, чтобы не портили вид, на их месте разбить молодежный парк и летнюю танцплощадку, благо, нашему клубу в этом году выделили новую аппаратуру.
В общем, живем, как и все, есть проблемы, есть победы. Но радует, что мы не одиноки и не забыты, нам всегда протягивают руку помощи, даже организации, базирующиеся в поселке: геологи, буровики, исследователи разные. Много пользы для поселка приносят, помогают и техникой, и дровами, и с доставкой воды населению. Беляки очень красивый таежный поселок, а не какая-то глухомань. Если вы не разу не были здесь, приезжайте, убедитесь.
Записал С.ТИМОШИН.
Статус: сельское поселение
Численность населения: 312 человек
Административный центр: поселок Беляки
В состав муниципального образования Белякинский сельсовет входят сельские населенные пункты:
Адрес администрации: 663453, Богучанский район, п.Беляки, ул.Школьная, 22.
телефон: (39162) 2-22-02.
Фото из архива
В.А.Паисьевой.
(АП)
Комментарии
И про ваши ценности,которы е на самом деле совсем не ваши.
А живу я сейчас рядышком с Беляками.Так что упрек не по адресу.
Удивительно,но "плачут" по родным еланям сплошь люди давно оттуда сбежавшие и назад не рвущиеся даже на день.И отчего-то из тех.что сидят на бюджетном финансировании. А сами не пробовали заработать хоть немного?Для себя,Родины и Беляк?
А просто жить не пробовали... Как я заметил белякинцы ни чего и просят. Просто благодаря Паисьевой- Южаковой о том что есть Беляки знают не только в районе, но и во всех властных структурах. Не знаю, был бы у власти какой нибудь"старейши на Богучанских сельсоветов" или бывший основатель ОАО Богучанлес- уже бы давно вместо сельсовета березки выросли. Таким деревням не нужно многое- чуть внимания, чуть больше денег, и толкового председателя..к ак Валентина Паисьева..
Верно подмечено! Я лучше бы не сказал!
А, главе Белякинского сельсовета В. Паисьевой, Респект - поскольку поселок еще жив.