Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

 

В России гражданская авиация стала зарождаться в первые годы советской власти. В 1923 году была открыта первая авиалиния Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 километров. Планирование и развитие авиалиний требовало введения технического контроля за ними. 9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации. Этот день можно считать датой рождения гражданской авиации в России. Кстати, это основной, но не единственный праздник у авиаторов. Еще есть даты 19 августа – День воздушного флота и 7 декабря – Всемирный День гражданской авиации.

В центральной России,  конечно, авиация стала развиваться стремительными темпами. В нашем крае, хоть и не так быстро, но достаточно планомерно. Первый самолет появился в небе над Богучанами в 1936 году. Следуя  к месту падения тунгусского метеорита, исследовательская группа решила приземлиться, точнее, приводниться у Богучан. Сели напротив современного пляжа.  Как вы поняли, первой взлетно-посадочной полосой в Богучанах стала матушка-Ангара. Авиатехника в те годы могла садиться практически в любых условиях – и на воду,  и на снег. Первая марка самолета была ПО-2(У-2). Самолет-исследователь, самолет-легенда. С него, можно сказать, 77 лет назад началась история гражданской авиации в нашем районе. Вслед за этим событием появляется гидропорт  – прямо на берегу Ангары. А полноценный аэропорт появился на основании приказа по Енисейской авиагруппе от 14.11.1940 г. Этот день и считается днем рождения Богучанского авиаузла. 

 

Началась война. Все имеющиеся кадры были призваны на фронт, но аэропорт работал. В этот период сменилось много руководителей.  Практически сразу после окончания войны начальником был назначен Ян Александрович Кожухов.  В течение 10 лет он находился на этой должности. В эти годы предприятие росло и развивалось. В дальнейшем оно вошло в авиаэскадрилью в составе Кежемского авиаотряда. В 1973 году проходит реформа авиапредприятия, после чего летная эскадрилья преобразуется в объединенную летную эскадрилью, которую возглавил Владимир Антонович Чащин. Именно при нем происходят коренные изменения в жизни предприятия: строительство нового здания аэропорта, бетонной взлетно-посадочной полосы (1976 г.), гостиницы, котельной, столовой, жилья для работников, гаражей для спецтехники  и многое другое.

 

 Развитие шло стремительными темпами. Районные авиалинии имели точки практически во всех населенных пунктах. Всего же к началу 80-х годов функционировала  21 авиаплощадка.  Можно было улететь практически в каждый поселок. Даже в Кежек и Каменку летали. Самыми популярными были направления на Манзю, Невонку, Хребтовый. Основным заказчиком перевозок тогда была БГЭ. 

 

Эти годы по праву можно считать самыми успешными за всю историю авиапредприятия. На нем в тот момент трудилось около 400 человек, в  воздушном пространстве одновременно могло находиться более 25 самолетов.  Заказов было так много, что пилоты порой не успевали перекусить между рейсами.

 

С 1987 по 1999 год авиапредприятие возглавлял Виктор Константинович Корешков. В начале девяностых начались работы по строительству нового аэропорта. Был расчищен лес, завезены бетонные плиты. Но развал Советского Союза не дал осуществить запланированное. До сих пор в кабинете директора аэропорта лежит вся документация по этому проекту, на память потомкам. Кстати, дорога из бетонных плит от р. Карабула по направлению к современному алюминиевому заводу выложена как раз теми плитами, что предназначались для полосы нового аэропорта. Приспособили. В непростые 90-е годы предприятие пережило несколько реорганизаций и, как и большинство государственных предприятий  по всей стране, банкротство.  Это были потерянные годы.

 

Вот уже 14 лет предприятие возглавляет Александр Федорович Старовойтов.  Во многом благодаря ему сегодня оно существует и имеет стабильный доход. Самое главное – аэропорт не был закрыт. Для примера: в большинстве населенных пунктов края, где  было воздушное сообщение, аэропорты закрыты. Взять тот же Канск…

 

 В начале нулевых предприятие оживилось в связи с заходом в район «ЮКОСа».Однако ненадолго. С 2006 года  аэропорт входит в состав предприятия «Черемшанка», меняется название: Федеральное государственное унитарное предприятие авиапредприятие «Черемшанка» филиал аэропорт Богучаны. Но всем известно, что наш аэропорт это и железнодорожная касса, и автовокзал одновременно.  

 

 С этого момента появляется определенная стабильность. Сегодня основной функцией аэропорта является обслуживание базирующихся в райцентре  авиакомпаний  «АэроГео»   и   «Крас- Авиа». Это нормально, когда аэропорты отделены от компаний – здоровая конкуренция. В конце 2012 года было возобновлено регулярное авиасообщение с Красноярском. Полеты осуществляет L-410. Теперь добраться до Красноярска можно за полтора часа. Правда, пока желающих  немного. Развивается частный авиатранспорт, появились маленькие  вертолеты.

 

На предприятии сложились свои трудовые династии: знаковые для аэропорта фамилии Мордухович и Кокаревых. 

 

Династии Мордухович: отец  Владимир Яковлевич работает с 1977 года, в 2010 году пришел Мордухович-младший, Владимир Владимирович. Работают в службе спецтранспорта. Отец передает опыт сыну. Была даже шутка такая в годы застоя: «Пусть все уйдут, но Мордухович останется»

 

Кокаревы: Отец, Владимир Анатольевич – старожил, работает бортмехаником вертолета МИ-8 «АэроГео», а сын Вячеслав – начальник службы спецтранспорта в аэропорту.  Еще один сын тоже работает в авиаотрасли.

 

В архиве предприятия сохранилось немало фото-и видеокадров той далекой, яркой, советской жизни. Благодаря им можно узнать историю авиации через конкретных людей. Людей особенных, непростой,  но очень романтичной профессии. Ангарские авиаторы были (и есть!) удивительно активные люди: спортсмены, активисты, звезды самодеятельности. Странно, как тогда с такими кадрами свой ДК не отстроили. В общем – всегда на высоте, в прямом и переносном смысле.  Напомнили они об этом на недавнем 70-летии Богучанского аэропорта, в 2010 году.  Их выступление вызвало такой фурор, что к участникам самодеятельного ансамбля «Полный улет» не один месяц ходили представители творческих коллективов района с просьбой не «зарывать» талант. И так во всем. Работники гражданской авиации всегда были на виду. Одна форма тогда говорила об особенной, элитной, можно сказать, работе.  Авиаторов было видно издалека: безупречно белые рубашки, фуражки с блестящими кокардами, идеально выглаженные брюки – вот образ настоящих работников авиации. Смежные службы выглядели также строго. Сегодня нет единого образца. Каждое предприятие разрабатывает дизайн формы самостоятельно – кто во что горазд.

 

За 77-летнюю историю гражданской авиации Богучанского района  было немало нештатных случаев. Однажды, в 90-е, с маршрута «Красноярск-Богучаны» хотели угнать ЯК-40. Молодой человек, угрожая электронной игрушкой «тетрис», требовал изменить маршрут и лететь в Голландию. В противном случае он обещал нажать на большую кнопку на игре (якобы, детонатор). Это сейчас звучит забавно, а тогда о таких играх и не слышали, кто знал, что это игрушка? Он был обезврежен силами экипажа. Бывало, и рожали в воздухе. Пару лет назад сообщили о заложенной в аэропорту бомбе. Всех подняли по тревоге. Взрывчатку искали четыре часа, естественно, не нашли. Шутником оказался подросток, хотел что-то кому-то доказать таким способом. Его быстро вычислили.

 

Такими были основные этапы Богучанской авиации. Сегодня, конечно, активность в воздухе ниже, чем в золотые для авиации Богучан восьмидесятые годы прошлого века. Однако следует отметить, что дела идут стабильно. Предприятие входит в тройку лидеров по самолетовылетам в крае. В прошлом году их было более двух тысяч. Бывало по 27 вылетов в день. В последние годы пассажирооборот составляет около 17 тысяч человек. Малая гражданская авиация возрождается, это видно невооруженным глазом. Штат самого аэропорта заметно помолодел (служба перевозок, служба безопасности, гостиница и др.) и увеличился  до 80 человек.

 

Александр Федорович Старовойтов, директор филиала «Аэропорт Богучаны» «Авиапредприятия «Черемшанка»:

 

– Хотелось бы поздравить всех причастных к этому празднику. Тех, кто работал, работает, и тех, кто хоть раз в жизни летал.  Наверняка каждая вторая семья  в Богучанах имеет в родстве того, кто так или иначе был связан с гражданской авиацией Богучанского района. В этот день праздновать будут не только летчики, это праздник большого списка специальностей, которые относятся к гражданской авиации. Желаю всем здоровья и семейного счастья.

С.МЕТЛЯЕВ.

Фото автора.

НА СНИМКАХ:Н. П. Яровой, заместитель директора «Аэропорт-Богучаны», и отец и сын Мордухович.

Комментарии  

 
+3 #1 Дрон 21.02.2013 12:00
Интересно конечно! Как то Чащин и сразу Корешков почему то ни слова не сказано про Сизых Алексея Михайловича который почти десять лет был командиром аэропорта. При котором были построенные док Ан-2 и ми-8. И вообще эту историю просто навязывают современникам забывая о других, достойных людях. Кстати в Богучанах изначально был лишь гидропорт где садились амфибии ш-2. А первым самолетом прилетевшим в Богучаны был Дорнье гидросамолет с экспедицией к метеориту, а По-2 никак не мог садиться на воду.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+1 #2 Wquobtw 17.04.2020 06:37
] So at generic viagra the Payment sildenafil dosage
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить