В России гражданская авиация стала зарождаться в первые годы советской власти. В 1923 году была открыта первая авиалиния Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 километров. Планирование и развитие авиалиний требовало введения технического контроля за ними. 9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации. Этот день можно считать датой рождения гражданской авиации в России. Кстати, это основной, но не единственный праздник у авиаторов. Еще есть даты 19 августа – День воздушного флота и 7 декабря – Всемирный День гражданской авиации.
В центральной России, конечно, авиация стала развиваться стремительными темпами. В нашем крае, хоть и не так быстро, но достаточно планомерно. Первый самолет появился в небе над Богучанами в 1936 году. Следуя к месту падения тунгусского метеорита, исследовательская группа решила приземлиться, точнее, приводниться у Богучан. Сели напротив современного пляжа. Как вы поняли, первой взлетно-посадочной полосой в Богучанах стала матушка-Ангара. Авиатехника в те годы могла садиться практически в любых условиях – и на воду, и на снег. Первая марка самолета была ПО-2(У-2). Самолет-исследователь, самолет-легенда. С него, можно сказать, 77 лет назад началась история гражданской авиации в нашем районе. Вслед за этим событием появляется гидропорт – прямо на берегу Ангары. А полноценный аэропорт появился на основании приказа по Енисейской авиагруппе от 14.11.1940 г. Этот день и считается днем рождения Богучанского авиаузла.
Началась война. Все имеющиеся кадры были призваны на фронт, но аэропорт работал. В этот период сменилось много руководителей. Практически сразу после окончания войны начальником был назначен Ян Александрович Кожухов. В течение 10 лет он находился на этой должности. В эти годы предприятие росло и развивалось. В дальнейшем оно вошло в авиаэскадрилью в составе Кежемского авиаотряда. В 1973 году проходит реформа авиапредприятия, после чего летная эскадрилья преобразуется в объединенную летную эскадрилью, которую возглавил Владимир Антонович Чащин. Именно при нем происходят коренные изменения в жизни предприятия: строительство нового здания аэропорта, бетонной взлетно-посадочной полосы (1976 г.), гостиницы, котельной, столовой, жилья для работников, гаражей для спецтехники и многое другое.
Развитие шло стремительными темпами. Районные авиалинии имели точки практически во всех населенных пунктах. Всего же к началу 80-х годов функционировала 21 авиаплощадка. Можно было улететь практически в каждый поселок. Даже в Кежек и Каменку летали. Самыми популярными были направления на Манзю, Невонку, Хребтовый. Основным заказчиком перевозок тогда была БГЭ.
Эти годы по праву можно считать самыми успешными за всю историю авиапредприятия. На нем в тот момент трудилось около 400 человек, в воздушном пространстве одновременно могло находиться более 25 самолетов. Заказов было так много, что пилоты порой не успевали перекусить между рейсами.
С 1987 по 1999 год авиапредприятие возглавлял Виктор Константинович Корешков. В начале девяностых начались работы по строительству нового аэропорта. Был расчищен лес, завезены бетонные плиты. Но развал Советского Союза не дал осуществить запланированное. До сих пор в кабинете директора аэропорта лежит вся документация по этому проекту, на память потомкам. Кстати, дорога из бетонных плит от р. Карабула по направлению к современному алюминиевому заводу выложена как раз теми плитами, что предназначались для полосы нового аэропорта. Приспособили. В непростые 90-е годы предприятие пережило несколько реорганизаций и, как и большинство государственных предприятий по всей стране, банкротство. Это были потерянные годы.
Вот уже 14 лет предприятие возглавляет Александр Федорович Старовойтов. Во многом благодаря ему сегодня оно существует и имеет стабильный доход. Самое главное – аэропорт не был закрыт. Для примера: в большинстве населенных пунктов края, где было воздушное сообщение, аэропорты закрыты. Взять тот же Канск…
В начале нулевых предприятие оживилось в связи с заходом в район «ЮКОСа».Однако ненадолго. С 2006 года аэропорт входит в состав предприятия «Черемшанка», меняется название: Федеральное государственное унитарное предприятие авиапредприятие «Черемшанка» филиал аэропорт Богучаны. Но всем известно, что наш аэропорт это и железнодорожная касса, и автовокзал одновременно.
С этого момента появляется определенная стабильность. Сегодня основной функцией аэропорта является обслуживание базирующихся в райцентре авиакомпаний «АэроГео» и «Крас- Авиа». Это нормально, когда аэропорты отделены от компаний – здоровая конкуренция. В конце 2012 года было возобновлено регулярное авиасообщение с Красноярском. Полеты осуществляет L-410. Теперь добраться до Красноярска можно за полтора часа. Правда, пока желающих немного. Развивается частный авиатранспорт, появились маленькие вертолеты.
На предприятии сложились свои трудовые династии: знаковые для аэропорта фамилии Мордухович и Кокаревых.
Династии Мордухович: отец Владимир Яковлевич работает с 1977 года, в 2010 году пришел Мордухович-младший, Владимир Владимирович. Работают в службе спецтранспорта. Отец передает опыт сыну. Была даже шутка такая в годы застоя: «Пусть все уйдут, но Мордухович останется»
Кокаревы: Отец, Владимир Анатольевич – старожил, работает бортмехаником вертолета МИ-8 «АэроГео», а сын Вячеслав – начальник службы спецтранспорта в аэропорту. Еще один сын тоже работает в авиаотрасли.
В архиве предприятия сохранилось немало фото-и видеокадров той далекой, яркой, советской жизни. Благодаря им можно узнать историю авиации через конкретных людей. Людей особенных, непростой, но очень романтичной профессии. Ангарские авиаторы были (и есть!) удивительно активные люди: спортсмены, активисты, звезды самодеятельности. Странно, как тогда с такими кадрами свой ДК не отстроили. В общем – всегда на высоте, в прямом и переносном смысле. Напомнили они об этом на недавнем 70-летии Богучанского аэропорта, в 2010 году. Их выступление вызвало такой фурор, что к участникам самодеятельного ансамбля «Полный улет» не один месяц ходили представители творческих коллективов района с просьбой не «зарывать» талант. И так во всем. Работники гражданской авиации всегда были на виду. Одна форма тогда говорила об особенной, элитной, можно сказать, работе. Авиаторов было видно издалека: безупречно белые рубашки, фуражки с блестящими кокардами, идеально выглаженные брюки – вот образ настоящих работников авиации. Смежные службы выглядели также строго. Сегодня нет единого образца. Каждое предприятие разрабатывает дизайн формы самостоятельно – кто во что горазд.
За 77-летнюю историю гражданской авиации Богучанского района было немало нештатных случаев. Однажды, в 90-е, с маршрута «Красноярск-Богучаны» хотели угнать ЯК-40. Молодой человек, угрожая электронной игрушкой «тетрис», требовал изменить маршрут и лететь в Голландию. В противном случае он обещал нажать на большую кнопку на игре (якобы, детонатор). Это сейчас звучит забавно, а тогда о таких играх и не слышали, кто знал, что это игрушка? Он был обезврежен силами экипажа. Бывало, и рожали в воздухе. Пару лет назад сообщили о заложенной в аэропорту бомбе. Всех подняли по тревоге. Взрывчатку искали четыре часа, естественно, не нашли. Шутником оказался подросток, хотел что-то кому-то доказать таким способом. Его быстро вычислили.
Такими были основные этапы Богучанской авиации. Сегодня, конечно, активность в воздухе ниже, чем в золотые для авиации Богучан восьмидесятые годы прошлого века. Однако следует отметить, что дела идут стабильно. Предприятие входит в тройку лидеров по самолетовылетам в крае. В прошлом году их было более двух тысяч. Бывало по 27 вылетов в день. В последние годы пассажирооборот составляет около 17 тысяч человек. Малая гражданская авиация возрождается, это видно невооруженным глазом. Штат самого аэропорта заметно помолодел (служба перевозок, служба безопасности, гостиница и др.) и увеличился до 80 человек.
Александр Федорович Старовойтов, директор филиала «Аэропорт Богучаны» «Авиапредприятия «Черемшанка»:
– Хотелось бы поздравить всех причастных к этому празднику. Тех, кто работал, работает, и тех, кто хоть раз в жизни летал. Наверняка каждая вторая семья в Богучанах имеет в родстве того, кто так или иначе был связан с гражданской авиацией Богучанского района. В этот день праздновать будут не только летчики, это праздник большого списка специальностей, которые относятся к гражданской авиации. Желаю всем здоровья и семейного счастья.
С.МЕТЛЯЕВ.
Фото автора.
НА СНИМКАХ:Н. П. Яровой, заместитель директора «Аэропорт-Богучаны», и отец и сын Мордухович.
Комментарии