Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
 
Проезжая мимо нижнего склада Гремучинского ЛЗУ, отмечаю непривычную картину: нет обычного оживленного движения, запасов древесины. Виднеются лишь башенные краны да несколько человек стоят около небольшого здания. В прошлые годы в это время на берегу возвышались аккуратно уложенные штабеля древесины.
 Невольно делаю выводы: слухи о том, что Новоенисейский комбинат испытывает серьезные трудности, которые вскоре приведут к закрытию на Ангаре его филиалов – в нашем районе – Гремучинского, Хребтовского, Нижнетерянского, Невонского лесозаготовительных участков – исходят из реального положения дел на предприятиях. И сразу подумалось: что будет с поселками, если не станет основного работодателя? Ведь от леспромхозов – так их по привычке и сейчас называют, зависит благосостояние жителей, даже, ничуть не преувеличивая, можно сказать, что и будущее большинства населенных пунктов района.
В этот день в Гремучинский ЛЗУ завезли мясо – его выдавали рабочим под зарплату. Сразу вспомнились леспромхозовские магазины девяностых годов, в которых отоваривали людей продуктами питания по весьма завышенным ценам. Здесь же свинину продавали на 40 рублей дешевле, чем в райцентре. 
Едем в контору Гремучинского ЛЗУ. Там вовсю кипит работа. Директор в кабинете подписывает документы. 
— Андрей Иванович, расскажете, чем живет и дышит предприятие? – спрашиваю я.
— А почему бы и не рассказать…
А. И. Пыханов еще не так давно возглавлял Невонское ЛЗУ. Руководство Новоенисейского комбината попросило его, как имеющего опыт начальствования на лесозаготовительном предприятии,  возглавить Гремучинский ЛЗУ. Он не стал отказываться. Первые месяцы в Гремучем выдались трудными.
— Этот сезон выдался тяжелым, да и не только у нас, все предприятия лесной отрасли испытывали трудности. Эти сложности, прежде всего, связаны со сбытом древесины на внешнем рынке. Египет и Сирия, где находятся основные партнеры комбината, переживали неспокойные времена, и это не могло не отразиться на Новоенисейском ЛХК и, соответственно, на его филиалах. Возникли проблемы со сбытом, а значит – не выделялись средства, позволяющие организовать заготовку древесины в полном объеме. Мы не могли закупить ГСМ, запасные части, как результат этого – практически полностью приостановили валку и вывозку древесины, люди остались без работы, кто-то пошел в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы, часть специалистов уволилась. Стоит понимать, что остановить-то всегда просто, а вот чтобы возобновить работу, заново раскрутить этот маховик, потребуется больше времени и сил. 
Но сейчас, как заверил руководитель Гремучинского ЛЗУ, положение выравнивается. Чтобы наверстать упущенное, «поднять» объемы, одновременно ведутся работы по заготовке, разделке, вывозке, сброске и сплотке древесины.На предприятие стали возвращаться специалисты. Сегодня практически укомплектован водительский состав, лесовозчики работают в две смены. С 4 июня возобновилась вывозка леса. Разрешились проблемы и с топливом, налаживается механизм поступления запасных частей.  
— Гремучинский филиал не совсем простаивал, небольшой состав работал, но объемы уменьшились разительно. Поэтому сейчас мы выполняем то, что можно было сделать зимой, и интенсивно формируем плоты, стараясь наверстать упущенное, – продолжает рассказывать Андрей Иванович.
Листая документацию, руководитель предприятия перечисляет фактические показатели, основываясь на цифрах: «За июнь разделали больше 34 тысяч кубометров древесины, первый плот отправили 30 мая, на сегодня сплавили порядка 72 тысяч кубометров. Много леса (более 35 тысяч кубометров в хлыстах) лежит на промежуточном складе – не было возможности его вывезти, сейчас там ведется разделка, вывозка и началась «свежая» заготовка леса. По сравнению с объемами прошлого года, нынешние показатели на порядок ниже. Но, повторюсь, мы работаем. И все эти разговоры о том, что филиалы по Ангаре будут закрываться – домыслы. Хребтовский филиал как работал, так и работает, в Невонке ведется сброска, Нижнетерянский тоже стоит на «ногах».
Автопарк Гремучинского ЛЗУ постепенно обновляется. Много новой техники поступило в прошлом и позапрошлом годах. Есть, конечно, ряд лесовозов со «стажем», но они на ходу и преодолевают большие расстояния. А вывозку Гремучинский ЛЗУ ведет со 120-130 километров. 
— Руководство комбината держит все на контроле, и при острой необходимости нам оказывается помощь в выделении дополнительных транспортных средств и лесозаготовительной техники.
Еще одна проблема у филиалов Новоенисейского ЛХК возникла с заполнением водохранилища Богучанской ГЭС и возведением мостового перехода. Мели на некоторых участках Ангары препятствуют прохождению плотов, также трудно проводить их под мостом. Но все сложности решаются опытными руководителями, и лесозаготовительные предприятия продолжают помогать району в занятости жителей и решении проблем обеспечения населения дровами, пиломатериалом и т.д. Гремучинский филиал по-прежнему остается лидирующим в районе по заготовке древесины. Там трудоустроено более 250 местных жителей, приезжих работников нет. Предприятие оказывает помощь бюджетным организациям. Когда необходима экстренная доставка больных в райцентр, лесозаготовители выделяют «каэску». Часто люди жалуются на расценки на дрова, задают вопросы по несуществующим льготам.
— Для сравнения: при приобретении у частников, занимающихся реализацией дров, кубометр обойдется в среднем в тысячу рублей, а у нас намного дешевле. Своим работникам мы продаем за 450 рублей куб, сторонним – за 600. И если себестоимость вывозки, разделки, доставки и т.д. превышают эти расценки, мы затраты берем на себя. Вообще, надо сказать, люди еще живут представлением советских времен, когда градообразующие предприятия обеспечивали своих работников всем необходимым: не надо было оплачивать электроэнергию, коммунальные услуги, предоставлялось жилье и т.д. 
Прочувствовать эту особенность работников леспромхоза мне удалось и на нижнем складе. Бытующие когда-то термины «передовики производства», «сверх плана», «итоги сезона» и сегодня в ходу. Прошедшая все ступени карьерной лестницы – сначала работала приемщицей, затем мастером и вот уже восемь лет начальником нижнего склада, Тамара Филипповна Полякова, отмечающая в этом году «серебряную свадьбу» с леспромхозом, сразу попросила:
— Напишите про наших передовиков! Самые большие объемы на сброске древесины у бригад Иванова и Краскова. Сейчас только бригада Сергея Харитоновича на смене. Скоро они на обед уедут, поторопитесь!
«Ивановские» уже собрались идти на перерыв, последним рабочее место покидал бригадир. Сергей Харитонович спускался по лесенке подъемного крана, когда подошла я. Мне дали пять минут, чтобы задать интересующие вопросы. 
— У нас бригада интернациональная, об этом фамилии говорят: Сайфиев и Шайхудинов. Я один местный, – говорит Иванов. — Основной костяк бригады уже много лет работает в Гремучинском лзу. У меня стажа почти 30 лет. Если быть точным, в 1984 году я сюда устроился.
 
 
Сергей Харитонович – крановщик. В Гремучинском ЛЗУ давно заведено: только крановщик может быть бригадиром – он выполняет главную, самую важную на рейде работу. 
— Хотя мы не делим труд на более или менее важный. На лесозаготовках каждый человек выполняет свою функцию, и все одинаково важны. Без каждого из них лесной конвейер не может работать эффективно. Поэтому самое важное для нас – люди, – подытожил Андрей Иванович. 
 
А. РЯБОШТАН.
Фото автора.
п. Красногорьевский, 
п. Гремучий
(АП) 
 
На фото:  бригадир сплавщиков Сергей Харитонович  Иванов;  Работники нижнего склада –
Х. Р. Шайхудинов, Н. Н. Сайфиев

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить