
Пресс-тур, который символично стартовал с Театральной площади краевого центра в День России, видимо наводил на мысль: посмотрите, как могущество России – Сибирью прирастает, разделил группы красноярских, и не только, журналистов на несколько наинтереснейших направлений. Среди них были корреспондентские «вылазки» в самые отдаленные и потаенные уголки края, а также туда, где только еще куётся будущее.
Наш район попал в число «кузнецов» и был представлен обширной экскурсией по БоАЗу. Для тех, кто еще не знает (а такие встречаются довольно часто): эта аббревиатура означает: Богучанский алюминиевый завод – самый высокотехнологичный промышленный объект, возводимый в крае за последние десятилетия.
Конечно, поездка по Енисею на пароходе, перелеты на вертолетах по северу края и южное направление (Ергаки!) манило больше, но мне, как жителю района (здесь родился и уезжать не планирую), хотелось все-таки узнать, что это за невидаль такая возводится в районе, что за завод такой? Тем более, работая в газете, я часто сталкиваюсь с тем, что люди в большей степени питаются слухами и догадками, я бы даже сказал, страшилками о будущем, связанным с алюминиевым «пионером». Вред ли, польза ли от него? Попробуем разобраться вместе. Народное мнение однозначное – травят нас, природу губят, и ничего хорошего – не жди!
Это и понятно: со строительством завода связано немало спорных моментов. То он строился, то не строился, то в райцентре отмечался День металлурга, то не отмечался. Рассуждения о негативной стороне строительства доходили даже до того, что припоминали, как при закладке камня завода участвовал сам А.Чубайс (не самый популярный в народе деятель). «От него-то точно хорошего не жди!» – резюмировала народная молва. Это так, слегка, лишь часть того, чем мотивируют свои рассуждения скептики. Чего уж скрывать, я и сам до недавнего времени придерживался не столь резкого, но подобного мнения.
Итак, в назначенное время
13 июня на станции Карабула, встретив своих краевых коллег, мы отправились на площадку строительства. Сама природа благосклонно отнеслась к гостям района: установилась ясная солнечная погода, хотя за сутки до этого дня шли проливные дожди. Но без приключений не обошлось: роковое число тринадцать все-таки вмешалось в планы «Пресс-тура» нашего направления. На поезд опоздала съемочная группа из Кодинска, поэтому наша группа была не такой большой, как предполагалось. Но поскольку в этот день было жарко и ужасно парило, подтвердилась правдивость поговорки: «Меньше народу – больше кислороду!». «ПАЗ», везший нас на площадку строительства, подтвердил наши расчеты о взаимосвязи количества кислорода и людей в одном замкнутом пространстве.
Знакомство
с великаном
Попасть на БоАЗ не просто, точнее, совсем невозможно, даже нашему куратору – руководителю пресс-службы БоАЗа Галине Кулиевой, пришлось долго с кем-то созваниваться для того, чтобы нас пропустили на территорию – на всех были выписаны разовые пропуска. Пока ждали оформления документов, я обратил внимание на парковку при въезде. Интерес вызвала разношерстность машин и регионов (38, 178, 19 и т. д.). В рядах стояли и отечественные «тазы», «японцы» и «европейцы» не самых последних моделей. Но поразил меня, конечно, оранжевый «Москвич-412»: древний и, что самое интересное, еще с советскими номерами, черные такие, с большими белыми символами. Что он там делает?
Уже на входе в штабное здание замечаю пару знакомых богучанцев. Они меня не видят, увлечены работой. Пока ехали (это очень медленно, на территории действует особый скоростной режим для всего транспорта), оценил мощь и величие происходящего. Из окна открывался прекрасный вид. Я и раньше бывал здесь, но тогда были лишь очертания возводимых объектов. Попробую описать увиденное свежим взглядом. Так как дорога к штабу пролегает выше завода, то смотрели мы на него как бы сверху. В котловане стоит огромное, уже понятное геометрически сооружение. Примерно в середине виднеется высокий объект, то ли башня, то ли труба – на первый взгляд было непонятно (о ней расскажу позже). Масштабы стройки гигантские. Бросилась в глаза еще одна деталь: по краю котлована, на склонах и подошвах искусственных гор – обильно разрослись жарки, да, те самые, которые занесены в Красную книгу. Видно, что стоят они не тронутые, не рвут их. Запомните эту деталь, она нам еще пригодится.
В штабе, после небольшой кофе-паузы, началась подготовка к пресс-конференции. Она включала в себя инструктаж по правилам безопасности поведения на объекте. Расписавшись в книге о его прохождении, мы получили нехитрый набор спецодежды: белые каски с логотипом «БоАЗ» и сигнальные жилеты салатово-желтого цвета.
Через некоторое время в зале появилась наши спикеры: Генеральный и технические директора ЗАО «БоАЗ» А.В.Картавцев и Е.А. Рапацевич. В подробнейшей презентации, которую провел Алексей Васильевич, была вся интересующая нас информация об объекте (она будет размещена в свободном доступе на нашем сайте ангарка.рф). Казалось, что после нее и спрашивать уже нечего, но, тем не менее, некоторые вопросы родились. Если краевые коллеги мыслили глобальными категориями и спрашивали о судьбе РУСАЛа и его положении на мировой арене, то мне были интересны вопросы местного значения, так сказать локальные, которые помогли бы осознать: БоАЗ все-таки больше благо или вред для района? Об ответах и необычных выводах – в следующем номере.
Часть 2

… Несколько слов о помещении, где проходила наша беседа с начальниками завода. Вообще весь так называемый штаб – двухэтажное модульное здание бело-синего цвета, в котором есть масса комнаток и зальчиков. Здесь координируется весь процесс строительства. Перед входом стоит огромный железный бак, в котором люди, невзирая на ранг – все без исключения, должны мыть обувь (в основном резиновые сапоги). Нам не пришлось: просто еще не успели запачкаться.
Пресс-конференция проходила в зале для совещаний: по периметру стоят столы, на стенах – планы, графики, диаграммы, приказы, распоряжения. Интересная деталь: средь всей вышеперечисленной массы бумаг расположилась икона Богоматери. Я и раньше часто бывал на таких объектах, но подобное увидел впервые. Люди работают с верой, это важно. Во всяком случае, для меня это некий показатель. Кстати, в ходе беседы с директорами вспомнилась еще одна поговорка «На Бога надейся, а сам не плошай». Из представленной презентации было понятно, что РУСАЛовцы не плошают, работают и считают совершенно реальными установленные сроки сдачи объекта – IV квартал этого года.
На равных
В прошлом номере газеты мы сообщали, что презентацию о деятельности завода проводил А.В.Картавцев – генеральный директор, помогал ему в этом технический директор – Е.А.Рапацевич. Он же проводил экскурсию по объектам. Презентация была подробнейшая: цифры, цели, задачи, расходы, планы и т. д. – в ней все было отражено в полном объеме! Но на то она и пресс-конференция, чтобы пообщаться «вживую». В ходе ее и созрели вопросы. Коллега из одного краевого интернет-вестника поинтересовался: «Зачем Русалу еще два завода (+Тайшетский АЗ), когда на других идут сокращения и приостановка производства?». Ответ не был лишен логики и рациональности. «Да, есть программа по закрытию нерентабельных заводов, которые производят алюминий. В основном она реализуется в западной части России и касается производств, построенных еще в довоенное время. На сегодня тарифы на электроэнергию высоки, оттого продукция становится малоконкурентной. Поэтому приходится кое-где идти на подобные меры. Речь не о закрытиях – слово перепрофилирование тут более уместно, ведь многие заводы градообразующие. А строительство двух заводов в Восточном регионе обусловлено тем, что Богучанская ГЭС будет вырабатывать недорогую электроэнергию, которая придаст конкурентоспособность продукции». Алексей Васильевич напомнил о проекте БЭМО (Богучанское энерго-металлургическое объединение), оно инвестируется двумя компаниями – «Русал» и «РусГидро» – с вложениями средств 50 на 50.
После серии вопросов, в том числе и моих, мы узнали, что пуск завода вызовет приток рабочих и их семей, соответственно, грядут социальные изменения. Население в ближайшем населенном пункте – Таежном, увеличится примерно на 1.5–4 тысячи человек (тысяча рабочих + семьи). Первоначально нужны люди с опытом, который они будут передавать местным новичкам. Однако богучанцы не очень активны. Но БоАЗовцы все равно надеются, что страх перед неизвестным у населения пропадет, и к пуску заключительной очереди, когда завод выйдет на полную мощность, персонал в большинстве будет сформирован из местных жителей. Во всяком случае, РУСАЛовцы стараются сделать для этого многое.
Напомню, что в течение 2011-12 годов представители завода объехали 7 населенных пунктов района, провели 18 встреч с презентацией завода, с приглашением местного населения на работу. Предприятие готово обучить новым специальностям с практикой на заводах РУСАЛа. Несмотря на полную открытость и технологии производства, и всех нюансов работы, широкого отклика ….не последовало. По словам генерального директора, на сегодняшний день собрано около 1500 тысяч анкет-заявлений. Но случается, что люди, когда им предлагают трудоустройство, говорят: «Вот вы сначала постройте завод, а мы уже потом посмотрим». Странная позиция. Теперь о неожиданном. Оказалось, что основная масса желающих, именно тех, кто, не сомневаясь, готов начать работать – женщины!
Да, еще один момент: чтобы стать начинающим металлургом, надо немного. Срок обучения первичным профессиям невелик – около двух-трех месяцев. Для этих целей разработана специальная программа. Планируется, что в ходе ее реализации уже на первом этапе на завод будет принято 200-250 местных жителей, которые уже будут иметь первичные теоретические и практические знания. А основная квалификация будет получена на заводе, после обучения в учебном комбинате. Кроме этого, имеется договоренность с Богучанским ПУ-66, где также будет возможность получить ряд специальностей. Повторюсь, планируется, что к выходу завода на полную мощность штат работников будет состоять преимущественно из местного населения. Также есть программа для привлечения студентов профильных университетов уже с 4-5 курсов для дальнейшей работы на заводе. Если говорить о сегодняшнем дне, то на этапе строительства из полутора тысяч, работающих в подрядных организациях, более двухсот – местные, далее, у организатора строительства из 200 человек порядка 30% местные и т. д. То есть, процесс привлечения богучанских кадров идет полным ходом.
Поговорили и о готовности БЭМО к экономическим невзгодам, которые совсем недавно мешали строительству. Ответ прост: в данный момент подобные риски не страшны, т.к. в декабре 2010 года было подписано кредитное соглашение с госкорпорацией «ВЭБ». Эта схема позволяет быть уверенными, что приостановки работ не будет, не позволит это сделать система взаимных обязательств. Финансирование будет идти до запуска.
Кстати, общение было легким и непринужденным, не было ощущения какого-то невидимого барьера, как это иногда бывает, когда общаешься с высшими чинами. От этого беседа вышла откровенной и информативной. Воспользовавшись этим, решил задать вопрос о Дне металлурга, который проводился в райцентре с 2007 года. Последние годы он не отмечается, хотя первоначально проходил с размахом, с привлечением российских и краевых артистов. Эти торжества были одними из самых ярких и массовых гуляний богучанцев. Чего уж скрывать, разбаловали нас. Строительство ведется, значит ли это, что можно ожидать возвращения яркого праздника? Видно было, что я слегка озадачил Алексея Васильевича. Он был готов ко всем вопросам, связанных с экологией, трудоустройством, финансами – а этого не ожидал, но, тем не менее, ответил: «Везде, где есть заводы «Русала», существует традиция празднования. Я думаю, что с пуском завода этот день будет отмечаться, но в этом году его не будет».
На этом наша беседа закончилась. И началась увлекательная и наиинтереснейшая экскурсия по самому заводу, которую провел для нас Е.А. Рапацевич, технический директор.
Часть 3

Сердце
производства
Технический директор с ходу начал рассказывать о строительстве. Схему взаимоотношений заказчика и подрядчика он объяснил просто: сравнил стройку завода с ремонтом в квартире, где каждый (специалист в определенной области: электрик, маляр, плотник и т.д.) занимается своим делом. Главное – итог! Думаю, аналогия понятна. Евгений Анатольевич – Специалист. Именно так, с большой буквы! Какой бы вопрос ни возник – он досконально и подробно объяснит и, главное, сделает это простым, доступным каждому
языком. Я – абсолютный дилетант в вопросах алюминиевого производства, и то смог понять, как эта вся махина будет работать в дальнейшем. Вкратце попробую донести это и до вас. Начну с того, что завод является самым современным в России – тут используются новейшие технологии во всем, в том числе и в плане очистки отходов, ведь в первую очередь скептики опасаются ухудшения экологии. Последствия производства будут максимально минимизированы, можно даже сказать – их не будет совсем. Первым нашим объектом стал литейный цех – «литейка», как го-ворят РУСАЛовцы. Его размеры внушительны – 250 метров длиной, 90 шириной. Пока ехали на «литейку», остановились для фото- и видеосъемки на более удачном для этого месте. Там нам и рассказали о самом высоком объекте,который приковывает внимание – высокой трубе из кирпича. Конечно, захотелось узнать о ней подробнее. Проще говоря, это что-то наподобие обычной трубы в любой кочегарке, только из нее выходитне дым, а очищенный на 99,8 % газ из электролизных ванн.
Высота этой башни – 80 метров. Сырье для завода будет завозиться из-за рубежа: либо из Ирландии, либо Австралии. Этот глинозем отвечает техническим требованиям. Пока ехали, Евгений Анатольевич в деталях объяснял весь процесс производства и раз-венчал миф о его сверхвредности.
Да, удивительный человек, та-ких встретишь не часто. Профессионал в своей отрасли, прошел все этапы производства – начинал с самых низов, сейчас технический директор. Кажется, ткни пальцем влюбой предмет на площадке, и он объяснит его предназначение. Ког-да я спросил его о том, как влияет на здоровье алюминиевая отрасль, он по-честному раскрыл карты: «Моя мама участвовала в строительстве Саянского алюминиевого завода, я отучился на металлурга, и вот уже 20 лет работаю на этом производстве. У меня трое детей. Я не офисный работник, всегда находился на самых горячих участках, освоил почти все специальности, которые участвуют в выплавке. И, как видите, жив-здоров».
Итак, всего на заводе четыре корпуса: на первом этапе напо-ловину заработают два, остальные запустятся позже. Средняя зарплата на заводе будет около 50 тысяч рублей, что по современным меркам немало.
Добравшись до «литейки», мы очутились в огромном, еще не до конца достроенном здании. Здесь продукция будет загружаться в ва-гоны. Алюминий будет выплавляться в специальные формы – алюминиевые чушки, весом ровно 22.5 кг. Они складываются воедино, общий вес партии – одна тонна.
Интересная информация: в любой момент эти огромные цеха можно переоборудовать во что угодно – хоть машины выпускай, хоть пищевое оборудование! Ну, это маловероятно – алюминий всегда востребован. Тут же мы узнаем от нашего гида о стратегическом назначении завода. Любой промышленный объект, работающий со стратегическим сырьем, а алюминий является таковым, подлежит особому контролю. Это и объясняет тотальный контроль на проходной, о котором я говорил в начале статьи. Я не стану описывать все в подробностях, скажу лишь одно: завод готов к любой внештатной ситуации!
Порадовало то, что на заводе устанавливается отечественное оборудование, даже красноярского производства. Естественно, будет и зарубежное. Например: на строящемся ЦБК – все оборудование зарубежное, не патриотично как-то, а тут вроде как все сбалансировано. Следующий пункт – сердце производства, электролизный цех. Тут будут получать расплавленный алюминий. Пока переходили в него, удалось пообщаться с одним из рабочих, который представился Сергеем, родом с Алтая. Когда закончилось строительство БоГЭС, он перебрался сюда. Через нас передал привет землякам. Земляки Сергея, привет вам!
В этом цехе нам показали так называемые ванны. На заводе будет использована технология РА-300Б – собственная разработка РУСАЛа. Мне, впервые увидевше-му это, было интересно все, но самые яркие впечатления оставили огромные провода (они выглядят, как толстенные полусогнутые листы железа). По ним будет идти мощный ток – 320 килоампер. Именно тут и будет происходить весь процесс.
Следующая остановка – анодно-монтажное отделение. Тут будут появляться аноды, которые используются в производстве как расходный материал. На этом наше знакомство с заводом закончилось, но не за-кончилась экскурсия по объектам строительства РУСАЛа в районе.
Социальное
партнерство
Общеизвестный факт: вокруг производства РУСАЛа, в какой бы точке страны оно ни находилось, образуется определенная инфраструктура, социальная в том числе. Таежнинцы знают, что в их поселке вовсю идет строительство жилья для будущих металлургов. Один жилой комплекс уже построен, в нем живут люди, которые уже сейчас задействованы на заводе. На подходе второй жилой комплекс – 470 квартир, в дальнейшем планируется еще один на 320 квартир.
Когда подъехали к жилому комплексу, поймал себя на мысли, что если бы мне завязали глаза и довезли до подъезда этого дома, то я вряд ли поверил бы, что нахожусь где-то в родном районе. Новенький современный П-образный дом с детской площадкой во дворе – вот как это выглядит. 167 квартир со всей необходимой мебелью и утварью. Заходи – живи! Жилье выделяется специалистам, которые задействованы на производстве. «А нам-то что от этого?»– подумал я, и задал этот вопрос.
Ответ порадовал. Многие специалисты приедут с семьями, их обустройство тоже будет заботой «русаловцев». Поэтому кроме жилья для металлургов будет построено два детских сада (их передадут в муниципалитет) и школа, плюс произведен ремонт поликлиники. Также на предприятие ложится забота о водозаборах, водокачках и т.д. Все это стало возможным благодаря налоговым льготам. Местный житель, если он будет определенной специальности, в которой заинтересован завод, тоже сможет заселиться в новые дома. Был бы специалист. Приоритетной останется и грантовая поддержка территории.
Выводы:
Если опустить все технологические подробности, можно сказать следующее. Завод будет уникален замкнутостью цикла водооборота. То есть практически все, что используется в производстве, будет безотходно. В этом и есть своего рода революционная «фишка» предприятия. В природу не попадет практически ничего. Даже бытовые отходы будут захоронены на территории завода.
Конечно, это не говорит о том, что производство кристально чистое, но слухи о его вредности сильно преувеличены, ведь при проектировании были заложены очень жесткие показатели по выбросам, утвержденные комиссией Евро-пейского парламента. Выбросы твердых фторидов будут полностью соответствовать европейским нормам, а выбросы газообразных фторидов — окажутся даже ниже норм, заложенных европейцами. Самое главное, что БоАЗовцы открыты, ведь ради этого и была затеяна эта экскурсия. Нам предоставляли всю информацию по любым вопросам! Они открыты и хотят заявить о себе! Да и уверения «русаловцев» в том, что вред экологии и человеку от завода минимален – вполне убедительны. По большому счету, что сейчас небезопасно? Компьютер, на котором пишется этот материал – не безопасен, автотранспорт – не безопасен, сотовые телефоны – вообще зло. Список можно продолжать бесконечно… Однако никто в экологической истерии не выкидывает телевизоры, компьютеры, все ездят на машинах и разговаривают по «сотикам»! Так ведь? Если посмотреть дальше, то в самом Красноярске КрАЗ с не самым передовым оборудованием стоит в черте города – и истерик по этому поводу нет. Богучанцам предлагают уникальное предложение по трудоустройству с гарантированной зарплатой, а мы осторожничаем. Может случиться так, что те места, которые зарезервированы для наших жителей, займут приезжие. Условия работы нормальные: современное производство + квартиры+ вся необходимая социальная инфра-структура! Потом будем ворчать, что все пришлые позанимали…. Ну это, конечно, дело каждого.Очевидно, что на наших глазах рождается промышленный гигант и действительно куется история не только района и края, но и страны в целом. И только от нас зависит, как мы воспользуемся этой ситуацией.
P.S.
Когда возвращались с пресс-тура, я долго взвешивал все «за» и «против» этого объекта. Может быть, многие не доверяют изменениям в связи с тем, что ситуация с заводом выглядит чересчур гладко: экология, зарплаты, понятная инфраструктура. Это, видимо, и настораживает. Мы все равно увидим в любых заходящих в район промышленниках недругов, которые губят нашу природу, какой бы деятельностью они ни занимались (хотя, когда в советское время вы-рубались миллионы кубометров леса, все хлопали в ладоши и гордились этим!). Так вот, дальше я увидел картину, которая, в некотором роде, заставила меня задуматься о другом. Недалеко от райцентра на дорогу из леса поднимался к своей машине один из богучанцев. А в руках у него был огромный букет, нет, даже не букет, а охапка, примерно такая, как захватывают сено, когда дают скотине, жарков, тех самых цветов, которые занесены в Красную книгу. Зачем ему столько? Куда? Жаль, не успел сфотографировать такое «бережное» отношение местных жителей к своей природе…И сразу в памяти возникли жарки, которые растут на склонах будущего завода. Они не тронуты…
С.МЕТЛЯЕВ.
Фото автора. (АП).









