Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 
 
Пресс-тур, который символично стартовал с Театральной площади краевого центра в День России, видимо наводил на мысль:  посмотрите, как могущество России – Сибирью прирастает, разделил группы красноярских, и не только, журналистов на несколько наинтереснейших направлений. Среди них были корреспондентские «вылазки» в самые отдаленные и потаенные уголки края, а также туда, где только еще куётся будущее. 
Наш район попал в число «кузнецов» и был представлен обширной экскурсией по БоАЗу. Для тех, кто еще не знает (а такие встречаются довольно часто): эта аббревиатура  означает: Богучанский алюминиевый завод – самый высокотехнологичный промышленный объект, возводимый в крае за последние десятилетия.
 
Конечно, поездка по Енисею на пароходе, перелеты на вертолетах по северу края и южное направление (Ергаки!) манило больше, но мне, как жителю района (здесь родился и уезжать не планирую), хотелось все-таки узнать, что это за невидаль такая возводится в районе, что за завод такой? Тем более, работая в газете, я часто сталкиваюсь с тем, что люди в большей степени  питаются слухами и догадками, я бы даже сказал, страшилками о будущем, связанным с алюминиевым «пионером».  Вред ли, польза ли от него? Попробуем разобраться вместе. Народное мнение однозначное – травят нас, природу губят, и ничего хорошего – не жди!  
 
Это и понятно: со строительством завода связано немало спорных моментов. То он строился, то не строился, то в райцентре отмечался День металлурга, то не отмечался. Рассуждения о негативной стороне строительства доходили даже до того, что припоминали, как при закладке камня завода участвовал сам А.Чубайс (не самый популярный в народе деятель). «От него-то точно хорошего не жди!» – резюмировала народная молва. Это так, слегка, лишь часть того, чем мотивируют свои рассуждения скептики. Чего уж скрывать, я и сам до недавнего времени придерживался не столь резкого, но подобного мнения.
 
Итак,  в  назначенное  время  
13 июня на станции Карабула, встретив своих краевых коллег, мы отправились на площадку строительства. Сама природа благосклонно отнеслась к гостям района: установилась ясная солнечная погода, хотя за сутки до этого дня шли проливные дожди. Но без приключений не обошлось: роковое число тринадцать все-таки вмешалось в планы «Пресс-тура» нашего направления. На поезд опоздала съемочная группа из Кодинска, поэтому наша группа была не такой большой, как предполагалось.  Но поскольку в этот день было жарко и ужасно парило, подтвердилась правдивость поговорки: «Меньше народу – больше кислороду!». «ПАЗ», везший нас  на площадку строительства, подтвердил наши расчеты о взаимосвязи количества кислорода и людей  в одном замкнутом пространстве. 
 
Знакомство 
с великаном
Попасть на БоАЗ не просто, точнее, совсем невозможно, даже нашему куратору – руководителю  пресс-службы  БоАЗа Галине Кулиевой, пришлось долго с кем-то созваниваться для того, чтобы нас пропустили на территорию – на всех были выписаны  разовые пропуска. Пока ждали оформления документов, я обратил внимание на парковку при въезде. Интерес вызвала разношерстность машин и регионов (38, 178, 19 и т. д.). В рядах стояли и отечественные «тазы», «японцы» и  «европейцы» не самых последних моделей. Но поразил меня, конечно, оранжевый «Москвич-412»: древний и, что самое интересное, еще с советскими номерами, черные такие, с большими белыми символами. Что он там делает?
Уже на входе в штабное здание замечаю пару знакомых богучанцев. Они меня не видят, увлечены работой. Пока ехали (это очень медленно, на территории действует особый скоростной режим для всего транспорта), оценил мощь и величие происходящего. Из окна открывался прекрасный вид. Я и раньше бывал здесь, но тогда были лишь очертания возводимых объектов. Попробую описать увиденное свежим взглядом. Так как дорога к штабу пролегает выше завода, то смотрели мы на него как бы сверху. В  котловане стоит огромное, уже понятное геометрически сооружение.  Примерно в середине виднеется высокий объект, то ли башня, то ли труба – на первый взгляд было непонятно (о ней расскажу позже). Масштабы стройки гигантские.  Бросилась в глаза еще одна деталь: по краю котлована, на склонах и  подошвах искусственных гор – обильно разрослись жарки, да, те самые, которые занесены в Красную книгу. Видно, что стоят они не тронутые, не рвут их. Запомните эту деталь, она нам еще пригодится.  
 
 
 
 
В штабе, после небольшой кофе-паузы, началась подготовка к пресс-конференции. Она включала в себя инструктаж по правилам безопасности поведения на объекте. Расписавшись в книге о его прохождении, мы получили нехитрый набор спецодежды: белые каски с логотипом «БоАЗ» и сигнальные жилеты салатово-желтого цвета.  
Через некоторое время в зале появилась наши спикеры: Генеральный и технические директора ЗАО «БоАЗ» А.В.Картавцев и Е.А. Рапацевич. В подробнейшей презентации, которую провел Алексей Васильевич, была вся интересующая нас информация об объекте (она будет размещена в свободном доступе на нашем сайте ангарка.рф). Казалось, что после нее и спрашивать уже нечего, но, тем не менее, некоторые вопросы родились. Если краевые коллеги мыслили глобальными категориями и спрашивали о судьбе РУСАЛа и его положении на мировой арене, то мне были интересны вопросы местного значения, так сказать локальные, которые помогли бы осознать: БоАЗ все-таки больше благо или вред для района? Об ответах и необычных выводах – в следующем номере. 
 
Часть 2
 
 
… Несколько слов о помещении, где проходила наша беседа с начальниками завода. Вообще весь так называемый штаб – двухэтажное модульное здание бело-синего цвета, в котором есть масса комнаток и зальчиков. Здесь координируется весь процесс строительства. Перед  входом стоит огромный железный бак, в котором люди, невзирая на ранг – все без исключения, должны мыть обувь (в основном резиновые сапоги). Нам не пришлось: просто еще не успели запачкаться. 
Пресс-конференция проходила в зале для совещаний: по периметру стоят столы, на стенах – планы, графики, диаграммы, приказы, распоряжения. Интересная деталь: средь всей вышеперечисленной массы бумаг расположилась икона Богоматери. Я и раньше часто бывал на таких объектах, но подобное увидел впервые. Люди работают с верой, это важно. Во всяком случае, для меня это некий показатель. Кстати, в ходе беседы с директорами вспомнилась еще одна поговорка «На Бога надейся, а сам не плошай». Из представленной презентации было понятно, что РУСАЛовцы не плошают, работают и считают совершенно реальными установленные сроки сдачи объекта – IV квартал этого года. 
 
На равных
В прошлом номере газеты мы сообщали, что  презентацию о деятельности завода проводил А.В.Картавцев – генеральный директор, помогал ему в этом технический директор – Е.А.Рапацевич. Он же проводил экскурсию по объектам.  Презентация была подробнейшая: цифры, цели, задачи, расходы, планы и т. д. – в ней все было отражено в полном объеме! Но на то она и пресс-конференция, чтобы пообщаться «вживую». В ходе ее и созрели вопросы. Коллега из одного краевого интернет-вестника поинтересовался: «Зачем Русалу еще два завода (+Тайшетский АЗ), когда на других идут сокращения и приостановка производства?». Ответ не был лишен логики и рациональности. «Да, есть программа по закрытию нерентабельных заводов, которые производят алюминий. В основном она реализуется в западной части России и касается производств, построенных еще в довоенное время. На сегодня тарифы на электроэнергию высоки, оттого продукция становится малоконкурентной. Поэтому приходится кое-где идти на подобные меры.  Речь не о закрытиях – слово перепрофилирование тут более уместно, ведь многие заводы градообразующие. А строительство двух заводов в Восточном регионе обусловлено тем, что  Богучанская ГЭС будет вырабатывать недорогую электроэнергию, которая придаст конкурентоспособность продукции». Алексей Васильевич напомнил о проекте  БЭМО  (Богучанское энерго-металлургическое объединение), оно инвестируется двумя компаниями – «Русал» и «РусГидро» – с вложениями средств 50 на 50.   
После серии вопросов, в том числе и моих, мы узнали, что пуск завода вызовет приток рабочих и их семей, соответственно, грядут социальные изменения. Население в ближайшем населенном пункте – Таежном, увеличится примерно на 1.5–4 тысячи человек (тысяча рабочих + семьи).  Первоначально нужны люди с опытом, который они будут передавать местным новичкам. Однако богучанцы не очень активны.  Но БоАЗовцы все равно надеются, что страх перед неизвестным у населения пропадет, и к пуску заключительной очереди, когда завод выйдет на полную мощность, персонал в большинстве будет сформирован из местных жителей. Во всяком случае, РУСАЛовцы стараются сделать для этого многое. 
Напомню, что в течение 2011-12 годов представители завода объехали 7 населенных пунктов района, провели 18 встреч с презентацией завода, с приглашением местного населения на работу. Предприятие готово обучить новым специальностям с практикой на заводах РУСАЛа. Несмотря на полную открытость и технологии производства, и всех нюансов работы, широкого отклика ….не последовало.   По словам генерального директора, на сегодняшний день собрано  около 1500 тысяч анкет-заявлений. Но случается, что люди, когда им предлагают трудоустройство, говорят: «Вот вы сначала постройте завод, а мы уже потом посмотрим». Странная позиция. Теперь о неожиданном. Оказалось, что основная масса желающих, именно тех, кто, не сомневаясь, готов начать работать – женщины! 
Да, еще один момент: чтобы стать начинающим металлургом, надо немного.  Срок обучения первичным профессиям невелик – около двух-трех месяцев. Для этих целей разработана специальная программа. Планируется, что в ходе ее реализации уже на первом этапе на завод будет принято 200-250 местных жителей, которые уже будут иметь первичные теоретические и практические знания. А  основная квалификация будет получена на заводе, после обучения в учебном комбинате. Кроме этого, имеется договоренность с Богучанским ПУ-66, где также  будет возможность получить ряд специальностей.  Повторюсь, планируется, что к выходу завода на полную мощность штат работников будет состоять преимущественно из местного населения. Также есть программа для привлечения студентов профильных университетов уже с 4-5 курсов для дальнейшей работы на заводе. Если говорить о сегодняшнем дне, то на этапе строительства из полутора тысяч, работающих в подрядных организациях, более двухсот – местные, далее, у организатора строительства из 200 человек порядка 30% местные и т. д. То есть, процесс привлечения богучанских кадров идет полным ходом. 
Поговорили и о готовности БЭМО к экономическим невзгодам, которые совсем недавно мешали строительству. Ответ прост: в данный момент подобные риски не страшны, т.к. в декабре 2010 года было подписано кредитное соглашение с госкорпорацией «ВЭБ». Эта схема позволяет быть уверенными, что приостановки работ не будет, не позволит это сделать система взаимных обязательств.  Финансирование будет идти до запуска. 
Кстати, общение  было легким и непринужденным, не было ощущения какого-то невидимого барьера, как это иногда бывает, когда общаешься с высшими чинами. От этого беседа вышла откровенной и информативной. Воспользовавшись этим, решил задать вопрос о Дне металлурга, который проводился в райцентре с 2007 года.  Последние годы он не отмечается, хотя первоначально проходил с размахом, с привлечением российских и краевых артистов. Эти торжества были одними из самых ярких и массовых гуляний богучанцев. Чего уж скрывать, разбаловали нас. Строительство ведется, значит ли это, что можно ожидать возвращения яркого  праздника? Видно было, что я слегка озадачил Алексея Васильевича. Он был готов ко всем вопросам, связанных с экологией, трудоустройством, финансами – а этого не ожидал, но, тем не менее, ответил: «Везде, где есть заводы «Русала», существует традиция празднования. Я думаю, что с пуском завода этот день будет отмечаться, но в этом году его не будет».  
На этом наша беседа закончилась. И началась увлекательная и наиинтереснейшая экскурсия по самому заводу, которую провел для нас Е.А. Рапацевич, технический директор. 
 
 
Часть 3
 
 
Сердце 
производства 
Технический директор с  ходу начал рассказывать о строительстве. Схему взаимоотношений заказчика и  подрядчика он объяснил просто: сравнил стройку завода с  ремонтом в квартире, где каждый (специалист в определенной области: электрик, маляр, плотник и  т.д.)  занимается своим делом. Главное  – итог!  Думаю,  аналогия понятна. Евгений Анатольевич – Специалист. Именно так, с  большой буквы!  Какой бы вопрос  ни  возник – он досконально и  подробно объяснит  и,  главное,  сделает  это простым,   доступным каждому 
языком.  Я – абсолютный дилетант в вопросах алюминиевого производства,  и   то  смог  понять,  как эта вся махина будет работать в дальнейшем.  Вкратце попробую донести  это и  до вас. Начну с  того, что завод является самым современным в России  – тут используются новейшие технологии  во всем, в том числе и  в плане очистки  отходов,  ведь в первую очередь скептики  опасаются  ухудшения экологии. Последствия производства будут максимально минимизированы,   можно даже сказать – их не будет совсем.  Первым нашим объектом стал литейный цех – «литейка», как го-ворят РУСАЛовцы. Его размеры внушительны – 250 метров длиной, 90  шириной. Пока ехали  на «литейку», остановились для фото- и  видеосъемки  на более удачном для этого месте. Там нам и  рассказали  о самом высоком объекте,который приковывает внимание – высокой трубе из кирпича. Конечно, захотелось узнать о ней подробнее. Проще  говоря, это что-то наподобие обычной трубы в любой кочегарке, только из нее выходитне дым, а очищенный на 99,8 % газ из электролизных ванн. 
Высота этой башни  – 80 метров. Сырье для завода будет завозиться из-за рубежа: либо из Ирландии, либо Австралии. Этот глинозем отвечает техническим требованиям. Пока ехали, Евгений Анатольевич в деталях объяснял весь процесс  производства и  раз-венчал миф о  его сверхвредности. 
Да, удивительный человек, та-ких встретишь не часто. Профессионал в своей отрасли, прошел  все этапы производства – начинал с  самых низов, сейчас  технический директор. Кажется, ткни  пальцем влюбой предмет на площадке, и  он объяснит его предназначение. Ког-да я спросил его о том, как влияет на здоровье алюминиевая отрасль,  он по-честному раскрыл карты:  «Моя мама участвовала в строительстве  Саянского алюминиевого завода, я отучился на металлурга, и  вот уже 20 лет работаю на этом производстве. У меня трое детей. Я не офисный работник,   всегда находился на самых горячих участках, освоил почти  все специальности, которые участвуют в выплавке. И, как видите,   жив-здоров». 
Итак, всего на заводе четыре корпуса: на первом этапе напо-ловину заработают два, остальные запустятся позже.  Средняя зарплата на заводе будет около 50 тысяч рублей,    что по современным меркам немало. 
Добравшись до «литейки», мы очутились в огромном, еще не до конца достроенном здании. Здесь продукция будет загружаться в ва-гоны. Алюминий будет выплавляться в специальные формы – алюминиевые чушки,   весом ровно 22.5 кг. Они  складываются воедино, общий вес  партии  – одна тонна. 
Интересная информация: в любой момент эти  огромные цеха можно переоборудовать во что угодно – хоть машины выпускай, хоть пищевое оборудование! Ну, это маловероятно – алюминий всегда востребован. Тут же мы узнаем от нашего гида о стратегическом назначении  завода. Любой промышленный объект,  работающий со стратегическим сырьем, а алюминий является таковым, подлежит особому контролю.   Это и  объясняет тотальный контроль на проходной, о котором я говорил в начале статьи.  Я  не  стану  описывать  все  в подробностях, скажу лишь  одно: завод готов к любой внештатной ситуации!  
Порадовало то, что на заводе устанавливается отечественное оборудование,  даже красноярского производства. Естественно, будет и  зарубежное. Например: на строящемся ЦБК – все оборудование зарубежное, не патриотично как-то, а тут вроде как все сбалансировано.   Следующий пункт – сердце производства, электролизный цех. Тут будут получать расплавленный алюминий. Пока переходили  в него, удалось пообщаться с  одним из рабочих, который представился Сергеем, родом с  Алтая.  Когда закончилось строительство БоГЭС, он перебрался сюда. Через нас  передал привет землякам. Земляки  Сергея, привет вам!  
В этом цехе нам показали  так называемые ванны. На заводе будет использована технология РА-300Б – собственная разработка РУСАЛа.  Мне, впервые увидевше-му это, было интересно все, но самые яркие впечатления оставили  огромные провода (они  выглядят, как толстенные полусогнутые листы железа). По ним будет идти  мощный ток  – 320 килоампер. Именно тут и  будет происходить весь процесс.  
Следующая остановка –  анодно-монтажное отделение. Тут будут появляться аноды, которые используются в производстве как  расходный материал.  На этом наше знакомство с  заводом закончилось, но не за-кончилась экскурсия по объектам строительства РУСАЛа в районе.
 
Социальное 
партнерство 
Общеизвестный факт: вокруг производства РУСАЛа, в какой бы точке страны оно ни  находилось, образуется определенная инфраструктура, социальная в том числе. Таежнинцы знают, что в их поселке вовсю идет строительство жилья для будущих металлургов. Один жилой комплекс  уже построен, в нем живут люди, которые уже сейчас  задействованы на заводе. На подходе второй жилой комплекс  – 470 квартир, в дальнейшем планируется еще один на 320 квартир.  
Когда подъехали   к жилому комплексу, поймал себя на мысли, что если  бы мне завязали  глаза и  довезли  до подъезда этого дома, то я вряд ли  поверил бы, что нахожусь где-то в родном районе. Новенький современный П-образный дом с  детской площадкой во дворе – вот как это выглядит.  167 квартир со  всей необходимой мебелью и  утварью. Заходи  – живи! Жилье выделяется специалистам,  которые  задействованы на производстве.  «А  нам-то   что  от  этого?»– подумал  я,  и   задал  этот  вопрос. 
Ответ порадовал. Многие специалисты приедут с  семьями, их обустройство тоже будет заботой «русаловцев». Поэтому кроме жилья для металлургов будет построено два детских сада (их передадут в муниципалитет)  и  школа, плюс  произведен ремонт поликлиники. Также на предприятие ложится забота о водозаборах, водокачках и  т.д. Все это стало возможным благодаря налоговым льготам.  Местный житель, если  он будет определенной специальности, в которой заинтересован завод, тоже сможет заселиться в новые дома. Был бы специалист. Приоритетной останется и  грантовая поддержка территории. 
 
Выводы:
Если  опустить все технологические подробности, можно сказать следующее.  Завод будет уникален замкнутостью  цикла водооборота. То есть практически  все, что используется в производстве, будет безотходно.  В этом и  есть своего рода революционная «фишка» предприятия. В природу не попадет практически  ничего. Даже бытовые отходы будут захоронены на территории  завода.  
Конечно, это не говорит о том, что производство кристально чистое, но слухи  о его вредности  сильно преувеличены, ведь при   проектировании  были  заложены очень жесткие показатели  по выбросам, утвержденные комиссией Евро-пейского парламента. Выбросы твердых фторидов будут полностью соответствовать европейским нормам, а выбросы газообразных фторидов — окажутся даже ниже норм, заложенных европейцами. Самое главное, что БоАЗовцы открыты, ведь ради  этого и  была затеяна эта экскурсия. Нам предоставляли  всю информацию по любым вопросам! Они  открыты и  хотят заявить о себе! Да и  уверения «русаловцев» в том, что вред экологии  и  человеку от завода минимален – вполне убедительны. По большому счету, что сейчас  небезопасно? Компьютер, на котором пишется этот материал – не безопасен, автотранспорт – не  безопасен, сотовые телефоны – вообще зло. Список можно продолжать бесконечно… Однако никто в экологической истерии   не выкидывает телевизоры, компьютеры, все ездят на машинах и  разговаривают по «сотикам»! Так ведь? Если  посмотреть дальше, то в самом Красноярске КрАЗ с  не самым передовым оборудованием стоит в черте города – и  истерик по этому поводу нет. Богучанцам предлагают уникальное предложение по  трудоустройству с  гарантированной зарплатой, а мы осторожничаем. Может случиться  так,  что  те  места,  которые зарезервированы для наших жителей, займут приезжие. Условия работы нормальные: современное производство +  квартиры+  вся необходимая социальная инфра-структура! Потом будем ворчать, что все пришлые позанимали…. Ну это, конечно, дело каждого.Очевидно, что на наших глазах рождается промышленный гигант и  действительно куется история не только района и  края, но и  страны в целом. И  только от  нас  зависит, как мы воспользуемся этой ситуацией. 
 
P.S.
Когда возвращались с  пресс-тура, я долго взвешивал все «за» и  «против» этого объекта. Может быть,   многие не доверяют изменениям в связи  с  тем, что ситуация с  заводом  выглядит чересчур гладко:  экология,   зарплаты,  понятная инфраструктура. Это, видимо,  и  настораживает. Мы все равно увидим в любых заходящих в район промышленниках недругов, которые губят нашу природу, какой бы деятельностью они  ни  занимались (хотя,  когда в советское время вы-рубались миллионы кубометров леса,  все хлопали  в ладоши  и  гордились  этим!).  Так  вот,  дальше  я  увидел  картину,   которая,  в некотором роде,  заставила меня задуматься о другом. Недалеко от райцентра на дорогу из леса поднимался к своей машине один из  богучанцев.   А  в  руках  у  него был огромный букет,  нет, даже не  букет,  а охапка,  примерно такая, как захватывают сено, когда дают скотине,  жарков,  тех самых цветов, которые занесены в Красную книгу. Зачем ему столько? Куда? Жаль, не успел сфотографировать  такое «бережное» отношение местных жителей к своей природе…И сразу в памяти  возникли  жарки, которые растут на склонах будущего завода. Они  не тронуты…
С.МЕТЛЯЕВ.
Фото автора. (АП).   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить