Миновал 2011 год. Оглядываясь назад и анализируя, видишь, каким непростым и напряжённым был для заказника «Богучанский» год белого и пушистого Зайца. Основная задача госинспекторов – охрана заказника от всех видов браконьеров, «чёрных лесорубов» и просто любителей «повеселиться» в тайге. Первые полгода охрану, обходы осуществляли два госинспектора, обслуживающие участки «Пуньский» и «Кажимский». С июля штат укомплектовали, и работать стало легче. И всё-таки, несмотря на все трудности, мы отработали 18 рейдов, 4 из них совместно с работниками полиции и коллегами из природоохранных служб: рыбоохраны и охотнадзора. Было выявлено 19 нарушений режима заказника, 17 сообщений передали в службу по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
Одним из самых массовых нарушений был проезд вне дорог общего пользования по заказнику на Пуньском участке. Ещё в середине февраля 2011 года мы радовались, что в кварталах: 509, 471, 435, 400 Яркинского участкового лесничества множество следов диких животных. Вот прошли с юга на север волки, а здесь старый лис охотился за мышами и зайцами. Вон сколько заячьих троп! Мы видели здесь не только следы соболей, любопытный зверёк сам выбегал на лыжню, вставал столбиком и рассматривал нас, вопрошая всем своим видом: «Кто такие? Зачем пожаловали?».
27 февраля, когда собирались в рейд на Кажимский участок, нам позвонили и сообщили, что на Пуньском пробили зимник, и пошёл транспорт на север. Срочно выезжаем вместе с сотрудником внутренних дел в заказник. Картина изменилась до неузнаваемости. Где недавно кипела жизнь, нет ни одного следа зверя, но идут машины. А ведь всё это время работала зимняя дорога в объезд заказника, которую подготовила БГЭ. Кажется, какой вред нанесли? Подумаешь, проехали. Но ведь разрушена среда обитания животных, нет следов. Зато видны стоянки водителей: в одном месте меняли колесо и бросили его, в другом валяются полиэтиленовые пакеты, упаковки и даже бочка. А чтобы не смущало, что мусор выбрасывали в особо охраняемой природной территории, надо уничтожить аншлаги. В этот период в четырёх кварталах уничтожили четыре информационных аншлага. Три сорвали, один расстреляли. Может быть, упражнялись в меткости, а может, для аргумента: нет информации - не имеете право составлять протоколы.
Ещё один вид ответственной работы в заказнике – учёты. В 2011 году проведены зимний маршрутный учёт, учёты медведя, водоплавающей и боровой дичи, ондатры, американской норки и выдры. Самым трудным для нас был зимний маршрутный учёт. Во- первых, заложено 14 маршрутов в разных местах на двух участках (протяжённость каждого не менее 10 километров), во-вторых, изменились правила проведения учёта, в- третьих, ограничены сроки. И если бы нам не оказали помощь специалисты ГУ «Дирекция по ООПТ» из Красноярска и Канска, мы бы в отведённые сроки не уложились.
Несмотря на тяжёлый труд, не всегда благоприятные погодные условия, утешением и гордостью служило то, что численность диких животных в заказнике увеличилась. Вот это и есть результат нашей работы.
Ещё хочется рассказать об одном направлении – это экологическое просвещение. Конечно, мы тесно сотрудничаем с работниками СМИ в нашем районе и благодарим журналистов за статьи в газете и телепередачи о нашем заказнике. Но самые активные помощники – учащиеся богучанских школ. Они не только активно принимали участие в экологических акциях, конкурсах, праздниках, которые проводили работники заказника «Богучанский» и специалисты ГУ «Дирекция по ООПТ Красноярского края», но и оказывали посильную помощь: мастерили своими руками искусственные гнездовья и информационные аншлаги, заготавливали веники для подкормки животных. Так за заботами и работой незаметно пролетел 2011 год. Но очень любопытно, что год грядущий нам готовит? Если у Зайца был такой своевольный характер, то от Дракона чего ждать?
О. ЛОГИНОВА,
участковый госинспектор заказника «Богучанский».
Комментарии