Владимира Варищева (1988г. В.Варищев в первом ряду справа) призвали в армию в ноябре 1987 года. О том, где будет служить, он узнал на пересыльной базе в Новосибирске. Как объяснили призывнику, сначала ему предстояли шестимесячные курсы спецподготовки в Северной Осетии, а потом – Демократическая Республика Афганистан…
«Афганские учебки» – так неофициально называли военнослужащие североосетинские учебные части, потому что там целенаправленно готовили парней к службе в Афганистане, то есть, к службе в условиях войны.
До армии Владимир активно занимался спортом, в основном биатлоном, поэтому хорошая физическая подготовка и стрелковые умения ему впоследствии пригодились.
— В общем-то, все было как в любой учебной части. Те же строевая и боевая подготовка с изучением оружия и боевых машин. Практики только больше. Упор делали на рейды в горы, так сказать, марш-броски на выживание. Потому что понимали: там будут реальные противники. С нами занимались офицеры, уже прошедшие Афган, и уж они-то знали, что нас ожидает. И готовили ко всему.
В апреле 1988 года их самолетом перебросили сначала в Ташкент, а оттуда – в Шинданд, город в провинции Герат в Афганистане. Так как объектами нападения душманов прежде всего были важные административные и промышленные объекты, гарнизоны воинских частей и транспортные коммуникации, значительная часть подразделений советских войск привлекалась для их охраны. Были выставлены сторожевые посты и для боевого охранения Шинданда.
— Так что брали автомат Калашникова – и на вышку. Помимо этого, сопровождали колонны с техникой, горючим. Остановка была напряженная, попадали под обстрелы.
Вот так, день за днем, восемь месяцев прослужил Владимир в Афганистане. Трудное было время. И потому, что шла война. И потому, что климат, особенно непривычный для сибиряка – сухой и жаркий, с пустынными бурями и 45 градусами выше нуля в ночное время.
— Особенно трудно было первые две недели, потом легче. Как говорится, ко всему привыкаешь. Но афганское небо без единого облачка, и постоянное желание пить до сих пор помнятся. Питьевая вода была на вес золота, потому что в речках и даже колодцах ее нельзя было пить – «отравленная» из-за высокой жары бактериями, она представляла опасность. Желтуха, гепатит В, дизентерия – чего только не подхватывали, хоть и прививки от всего ставили. Поэтому у каждого была своя фляжка с водой или зеленым чаем. Знаете, чего больше всего хотелось сделать по возвращении домой? Выпить ведро воды и искупаться в холодной Ангаре.
Немногословен Владимир. Как и все афганцы, не любит он вспоминать то время. Главное, говорит, что после него жизнь сложилась нормально. Есть семья, работа. А то время… Хорошо, что оно осталось позади просто страничкой биографии.
И пусть историки и политики рассуждают, правильным или неправильным шагом для нашего государства была афганская война, в любом случае, парни, служившие там, с достоинством и мужеством выполняли свой солдатский долг.
С. КУЧИНА.
Фото из архива
В. Варищева.
п. Невонка.
(АП)
Комментарии
Это тема " Творчество наших земляков". Многим, я думаю, будет интересно почитать там и его рассказы о той Афганской войне и вообще - о жизни...