Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

 

 

 

Живет в Пинчуге удивительный человек – не я его так назвала, односельчане его таким считают. Просто мимо проезжала, вижу, идет женщина с трехлитровой банкой молока, решила спросить, кто в поселке таким продуктом снабжает...

 

– Дак у Чувашовых берем. Только что Владимир корову подоил, парное еще. А вы молока хотите купить?

– Да нет, – отвечаю я. – Думала, у вас фермеры здесь есть, написала бы про них в газету.

– Дак про Чувашова и напишите. Достойная кандидатура. Он у нас особенный. Его саду-огороду любой позавидует, а еще он птицу всякую разводит, даже голуби вроде как есть.

«Наш человек» – думаю. Время есть, заскочу в гости.

 

Знакомство

– У меня жена с дочками в Анапу улетела – отдыхают там,  – первое, что мне сказал глава семейства Чувашовых Владимир Анатольевич. – Вы, наверное, к ней?

– Нет, – отвечаю я ему. – Мне сказали, что вы удивительный человек, вот и пришла к вам, удивительному, познакомиться. 

– Да обычный я, – засмущался хозяин. – Что во мне удивительного?!

– Неправду разве говорят, что вы птицевод, цветовод, садовод?

– Ну, есть маленько, – признался Владимир Анатольевич, помешивая что-то в кастрюле.

– Покажете своих птиц?

– Покажу, что ж не показать! У меня только творог варится, подождите, кастрюли с плиты сниму…

– У нас птиц немного. Только несколько индюков, 15 гусей, штук 60 цыплят и кур, да где-то 40 голубей. Ну, еще два попугая дома.

Совсем немного, подумала я. Больше ста голов…

Недолгое молчание прервали гуси. Хозяина увидели и припустили к нему друг за другом. Неуклюжие, толстущие, с боку на бок переваливаются, гогочут хором. Для хозяина эти звуки – песня. Улыбнулся, пучок какой-то травки сорвал и кинул им. Те за секунду все проглотили, и «пение» продолжилось.

– Там же, с гусями, у меня индюки и куры живут. Сейчас, подождите.

Хозяин минут через пять вышел с двумя… то ли кошками, то ли кроликами, с маху и не поняла, что это курицы. Перья на них какие-то странные, необычные, на головах – шапки, на ногах – унты. Вообще, куры целиком лохматые.

– Это мои курочки, я их сам вывел. Скрестил две породы, и вот такое чудо получилось.

– А голуби, голуби-то где?

– Вот они, – показывает «удивительный» человек.

Напросилась в голубятню, кое-как туда забралась и стою, не шелохнувшись, рассматриваю «городскую» птицу. Только именно такую на площади не встретишь. У Владимира Анатольевича все голуби породистые – некоторые экземпляры ни за какие деньги не купишь. Здесь и двухчубые, и почтовые, и павлиньи, и статные царицынские, и бойные бакинцы, и якобинцы, и свои, «авторские» – результаты селекции.   

– И как вы один со всем этим хозяйством управляетесь-то?

Удивляется Владимир Анатольевич такому вопросу. Мужчина он хозяйственный, запросто может корову подоить, цветы посадить, поесть сварить, порядок в доме навести, посуду перемыть – любые дела по плечу, будь то женские или мужские. И просить что-то сделать не надо, он сам с удовольствием за все берется. «Как это так – пройти мимо раковины, в которой стоит грязная тарелка и не помыть?» И я тоже удивляюсь, представить своего благоверного за дойкой не могу.

 

Каждой твари

по паре

– Откуда пришла страсть к голубям?

– Из детства. Мальцом я еще был, когда «птицей» заболел. Многие меня, наверное, не поймут, подумают: зачем держать этих голубей? А они ведь для меня как отдушина, жить без этой птицы не могу.

Шестой год шел Владимиру, когда его дядя привез себе голубей. Тогда они жили в Иркутской области, в маленькой деревеньке, далеко от центра, до этого голубей мальчишка в своей жизни еще не видел. И как только в руки взял эту незнакомую ему птичку, сердце затрепетало. Тогда и решил Вова, что всю его жизнь должны сопровождать эти пернатые.

Правда, переезд в ангарский поселок Богучанского района не сулил ему возможности подружиться с голубями – здесь они тоже не водились. Но потом случайно маленький Вова узнал, что в Пинчуге живет лесник Леонид Кузьмич Степанов и вроде как страсть у него к голубям, и даже разводит он их.

– Я тут же побежал к нему и с порога спросил, может ли он мне продать парочку? Тот согласился, сторговались за три рубля. По тем временам это была серьезная сумма, тем более для 11-летнего пацана. И я начал копить. Ночами не спал, думал, где эти деньги взять, не ел в школьной столовой, по копеечке откладывал и через какое-то время насобирал условленную сумму и принес за пазухой своих друзей, показал родителям. Они меня не ругали, приютили питомцев. Вот с тех лет и началась моя эпопея голубятника. Не расстаюсь с этой птицей никогда.

То, что его призвание ветеринария, Владимир понял рано, но как-то так получилось, что сбился он с этого курса и уехал учиться в Абакан на автомеханика. Родители знали, что каждый его визит домой обернется пополнением – Вова обязательно подкинет парочку голубей новой породы, так, чтобы было каждой разномастной твари по паре. То в Абакане прикупит, то в Красноярске обойдет множество голубятников, чтоб выбрать парочку птиц.

 

Женитьба

Голубей становилось все больше. Они, как хозяин был рядом, начинали ворковать друг с другом, словно намекая, что и ему пора бы обзавестись семьей: найти хлопотливую супругу и вывести «птенцов».

И он в конце концов нашел подругу жизни. Не сказать, чтобы Надежда Юрьевна страсть как полюбила птиц, но, когда видела мужа рядом с голубями, понимала – они одно целое. И он не просто держит голубей, а через них общается с природой, и это ему необходимо. Порой что-то по-птичьему лопочет им, а голубки выхаживают вокруг, распушив хвосты и крылья, словно танцуют для него, а на глазах у «удивительного»  человека появляются слезы. Он, когда рассказывает о своем увлечении, чуть ли не плачет от счастья, оттого, что нашел дело всей своей жизни. Владимир говорит, что может сидеть в голубятне часами, не было бы других забот – сутками бы оттуда не выходил.

Немало перетерпел он из-за них, проливая горькие слезы над очередным чуть живым вернувшемся голубем, пострадавшем от сокола. А бывает, и вовсе не возвращаются. Он всех знает, хоть и имена им не дает, а только по породам различает. Удивляется Надежда Юрьевна, когда муж, зайдя в голубятню, среди сорока других тут же обнаруживает, скольких не хватает, скольким нужна помощь.

– Особенно люблю двухчубых, вон он идет, мохноногий, видите? – показывает птицевод. – У него на голове и на клюве вихры, а на лапках в разные стороны большие перья торчат. Хорошие голуби. А эти вот почтовые. Вы не думайте, это не сказка, что они могут письма разносить. Их, действительно, можно приучить.

– Вы знаете, у меня было четыре голубя очень красивой и ценной породы «якобинские». Уехал я как-то в Красноярск, и в эту же ночь у меня их выкрали. Знаю, кто это сделал. Но Бог им судья. Я очень тяжело перенес эту потерю, ведь таких голубей очень сложно достать и стоят они дорого. Вот и украли их для перепродажи. Так что голубеводы бывают разные. У одних цель разводить голубей ценных пород и продавать, другие же держат для души.    

У Владимира Анатольевича птицам хорошо живется.  Некоторым голубям по 15-16 лет, они уже не летают, приплода не дают, а просто существуют. К «пенсионерам» у хозяина особое отношение – уважительное.

 

Птица в руках

– Я вообще люблю всех птиц: мне лишь бы что-то шевелилось и летало. Помню, как в юности пытался ходить на охоту на дичь. Брат стрелял – у него все нормально. Я же стрельну, птица без хвоста улетает. Когда несколько раз так получилось, завязал я с этим гиблым делом. Охотник из меня никудышный. Больше я не трогал дикую птицу. Никогда! Все только ходил гнездовья разглядывал: мошек-букашек каких-нибудь туда наложу, яички в гнезде посмотрю.

Видимо, птицы чувствуют любовь к себе, поэтому сами летят к Владимиру.

В этом году у него во дворе пополнение было: две пары диких птиц на крыше голубятни загнездились, а когда птенцов вывели – улетели.

– Тут как-то слышу птичка пищит, вышел, огляделся, смотрю – кот шарится, я его отогнал и увидел в кустах птичку. Они так и летят ко мне.

Старая, израненная в боях с собаками да котами кошка Чувашовых своих птиц не трогает, а даже, наоборот, охраняет – от крыс, например. Несколько раз на дню обойдет всю территорию, поднимется чуть повыше, не заходя в голубятню, глянет своим зорким глазом: нет ли там «чужих» и  с чувством исполненного долга пойдет лакать заслуженное молоко.

– В какое время года голуби птенцов выводят? – спрашиваю я.

– Да круглый год. Как только птенцы вылупились и начинают оперяться, появляется еще одна кладка, а как одни вылетели из гнезда, проклевывается им замена. Хотите, птенца покажу?

Киваю в знак согласия: интересно посмотреть на малыша. Владимир Анатольевич идет с драгоценной ношей медленно, голубя и парочку яиц в ладонях несет бережно, словно воду боится расплескать. Заверил, что страшного в том, что он взял из гнезда яйца, ничего нет. Голуби его знают, обижаться не будут.

– Этому голубю две недели от роду, только оперяться начал. У меня дочка младшая, София, часто к ним ходит, все гнезда проверит, каждого птенца рассмотрит. Видимо, передалась и ей любовь к голубям. А старшую, Настю, не увлекает это занятие, она у нас вся с головой в учебе, отличница же, планы у нее большие.

Каждое утро «удивительного» человека начинается с 6 часов. Первым делом он кормит птицу. Зимой в жилище своих любимцев топит печку, чтобы им было сухо, тепло и уютно. Управившись с пернатыми, идет в стайку – там кормежки ждут коровы.

– Если я один день не сходил к голубям, можно считать, что этот день я прожил зря. Редко бывало, чтобы сутками не был дома, а когда случалось, сердце разрывалось от волнения. Сложно в пору покосов, как с утра уезжаешь, потом только ночью дома появляешься. И я всегда первым делом иду к птице.

Владимир Анатольевич свою птицу не продает. Но не так давно к нему наведались гости, приезжие из Иркутской области, и попросили продать пернатых за ту цену, которую он сам установит. Голубевод согласился, сказал: «Сколько дадите за птиц, столько они и будут стоить». Выбрав штук 15 понравившихся особей, иркутянин отблагодарил Чувашова по полной – заплатил за голубей столько, сколько они на самом деле стоят на птичьих рынках и в популярных голубятнях. 

 

Недипломированный

орнитолог

и хирург

Селекцией Владимир Анатольевич увлекся после армии. Купил инкубатор и десять куриных яиц, из них вывел всего две курочки. Потом закупал яйца кур разных пород, выводил и скрещивал. Много читал литературы. Особенно ему понравилось паровать бройлерных французских с разными породами – отметил, что выводятся очень хорошие куры с высокой круглогодичной яйценоскостью. Гусей Чувашов держит на мясо, а индюшек использует как наседок: им хоть чьи яйца подложи, хоть куриные, хоть гусиные, они птенцов выведут, как своих. 

– Я всю птицу безумно люблю. Было бы в огороде больше места, у меня бы тут уже давно лебеди плавали.

Лечит своих питомцев Владимир Анатольевич сам: ставит антибиотики, делает перевязки и даже хирургические операции. Прилетел домой как-то голубь-подранок, жалко было хозяину умирающего беднягу, тогда он промыл ранки и наложил швы. Это был первый опыт, в юношестве. Этой весной у Владимира Анатольевича сильно заболел двухчубый, увидел он на нем какое-то уплотнение, понаблюдал – опухоль росла. Решил оперировать. Все прошло успешно, птица жива. Голубевод потом пролистал много специализированной литературы, чтобы узнать, что за заболевание было у пернатого. Не нашел…

 

Сам себе

цветовод-

садовод

Чувашов не только птицевод, его смело можно назвать садоводом и цветоводом. Он не меньше увлечен разведением цветов, яблонь, вишни и т.д. Сначала он взялся за циннии и гладиолусы. Не хуже женщин ухаживал за цветами, знал, в какое время лучше высадить в грунт, чем удобрить и т.д. Потом перешел на георгины. В этом году у него осталось около десяти сортов, раньше же было более двадцати.

– Я цветы, как и птиц, наверное, люблю: и рассадой занимаюсь, и высаживаю сам, в магазинах покупаю те семена, которые мне нужны. Георгины давно развожу. Сейчас решил заниматься розами. Нынче на пробу две посадил. Растут у меня и яблони, в этом году аж ветки поломались, потому что все плодами были усыпаны. А там вон вишня растет, компот из нее хорош. В целом, я жизнью доволен. Всего, к чему стремился, я добился. Даже боюсь, что что-то может измениться. Для меня жизнь без движения – это не жизнь. Мне нужно шевелиться, работать без передыху, все время что-то делать, особенно то, что мне нравится. В этом весь я, смысл моей жизни и моя свобода.

А. РЯБОШТАН.

Фото автора.

(АП)

п. Пинчуга

Комментарии  

 
+1 #1 интересующийся 24.12.2012 01:12
замечательный человек! а вот статья отвратительная. ......
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+1 #2 Meexxta 17.04.2020 15:12
So we're phasic to lay bare a buy sildenafil
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить