Вся трудовая жизнь Сергея Леонтьевича Степанковского связана с энергетикой. Нет, были конечно, моменты, когда он вдруг менял специальность. Но это было как короткое замыкание. И он снова возвращался в профессию.
Сегодня Сергей Леонтьевич трудится слесарем-электриком в ООО «Богучанские тепловые сети» (Пинчугский участок), все электрооборудование теплоцехов находится в его ведении. Ответственный и хлопотный участок. Но он считает свою работу спокойной. Не то, что раньше…
А мальчишкой он кем только не мечтал стать! Его представления о настоящем деле перевернул молодой учитель физики, прибывший на работу в маленькую сельскую школу. Энергия – вот где будущее, перспективы. Но поступить в институт сразу после окончания десятого класса Сергею не удалось – повестка из военкомата уже лежала в паспорте.
Но и после службы об учебе думать было некогда. Хотелось зарабатывать деньги. Оставив теплую Украину, Сергей приехал в Красноярск. И сразу столкнулся с большой проблемой – на серьезные предприятия, вроде завода «Красмаш», без прописки не принимали. А прописаться было негде: в городе ни родных, ни жилья. Узнав, что на заводе «Химволокно» иногородним предоставляется общежитие, думать не стал, устроился в цех электрослесарем. И сразу попал в настоящую мялку: крутился, как те электроверетена, которые ему и приходилось регулярно ремонтировать. Зато попал в свою стихию, но сразу же решил – будет поступать в вуз. Легко сдав экзамены в политехнический институт, поступил на факультет «Электроприводы и автоматизация предприятий».
Годы бежали, казалось, незаметно. Работа, учеба, работа, учеба. Потом появилась квартира, а через некоторое время семья. Шел подъем и по карьерной лестнице: от электромеханика к инженеру, а когда получил диплом о высшем образовании, стал главным энергетиком предприятия. Однако и потребности росли. Чтобы побольше зарабатывать, Сергей Леонтьевич перешел на работу в ПМК. Правда, перед этим окончил курсы буровых мастеров. Начал работать вахтовым методом по всему краю.
– В Чунояре построили больницу, – вспоминает Сергей Леонтьевич. – А воды там не было. Вот мы и поехали бурить скважину. Было это в середине апреля. Помню, подъезжаем мы к Бирюсе, смотрим – лесовоз реку по льду переезжает, колес из-за проступившей воды и не видно. Что делать? Сообразили: лесовоз прошел, и мы проедем. Потом через Чуну переехали. Приступили к работе. И только после того, как дело сделали, поняли, что застряли. Паромов нет, техники много – платформу надо, платформ никто не дает. Чтобы не сидеть без дела, начали принимать заказы по району. Бурили в Новохайском, в Геофизиках, в Каменке, в Иркинеево. А потом уже в Пинчуге пробурили шесть скважин глубиной от 60 до 150 метров.
Познакомившись с людьми, узнав, что для меня здесь есть работа по специальности, я решил остаться. Сергей Леонтьевич заступил на должность главного энергетика Пинчугского леспромхоза.
«Слоеная» из четырех венгерских паровозов, германского и отечественного дизелей, местная электростанция не могла полностью обеспечивать энергией и поселок, и промышленную зону. Более пятисот тонн солярки ежедневно «съедал» каждый их них. Тогда уже дело шло к государственной электроэнергии, строили ЛЭП.Уже шли первые приемки линии, но работы по строительству опор в поселке продолжались. Нужно было обе линии – и поселковую, и линию промзоны – подвести к дизелям. На аварийный случай. Из Минска, из Казахстана подходило оборудование, и все внимание было обращено на подключение к ЛЭП. Дизеля остались в стороне и регулярно выходили из строя. Запчастей к ним уже не приобретали. Подключение к мощной государственной энергосистеме стало большим событием для поселка и для всех его жителей. Дизеля торжественно заглушили.
И, словно, остановили сердце леспромхоза. Сколько сделала эта электростанция для него! Многие еще помнят, как подавался от нее пар и в помещения, и даже в баню. Лесовозы стояли на улице, и под каждый «МАЗ» была подведена большая труба. В любой мороз водители отогревали двигатели своих машин с помощью пара. Промышленная зона всегда имела приоритет перед нуждами поселка, но ограничения для бытового сектора были минимальными.
Сегодня леспромхоза нет. Не осталось и следа от дизельной электростанции…
– В канун профессионального праздника хочу поздравить А. Г. Казакова, нашего теплотехника. При нем в дизельных всегда был порядок, – говорит Сергей Леонтьевич. – Многих, с кем приходилось в те годы работать, уже нет в живых. А молодежь совсем не хочет идти в профессию. От этого тяжело на душе. Ведь энергетика остается одной из самых перспективных отраслей. За ней по-прежнему будущее.
Е. МАКЛАКОВА.
Фото автора.
п. Пинчуга
Комментарии