Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
 
В эти дни исполнилось бы 40 лет со дня старта знаменитого мотопробега Богучаны-Брест-Богучаны
 
Добрый день, 
уважаемая редакция «Ангарской правды»!
 
Здравствуйте, мои дорогие земляки!
18 июня 2013 года исполняется 40 лет со времени знаменитого мотопробега Богучаны – Брест – Богучаны, в котором я принимал участие. С тех пор прошло много времени и утекло много воды, но я до сих пор с гордостью вспоминаю тот нелегкий путь и ту тяжелую работу, которую нам приходилось выполнять по поискам могил наших земляков-ангарцев в тех районах, где проходила война.
Когда мы останавливались в крупных населенных пунктах, нас обступали люди, читали маршрут на наших куртках и задавали много вопросов. Спрашивали, что это за Богучаны и где они находятся. Мы отвечали, что это крупный лесопромышленный район Красноярского края на Ангаре, в котором работают более двадцати леспромхозов и столько же химлесхозов.
 Перед отъездом в Красноярском краевом комитете ДОСААФ нам дали с собой много наборов открыток с видами  Красноярска. В набор входили открытки с изображениями памятников архитектуры, «Красноярских столбов», Красноярской ГЭС. В областных комитетах ДОСААФ и в военкоматах, где нам приходилось разыскивать могилы воинов-ангарцев, погибших во время войны, мне было поручено подписывать те наборы открыток, кому и от кого, а нам дарили значки тех городов, где мы побывали.
Много интересного довелось увидеть, приходилось выступать перед школьниками и на предприятиях, рассказывать о крае, районе и о цели нашей поездки. 
 Короткие репортажи, присылаемые нами с мотопробега, печатались в «Ангарской правде». К сорокалетней дате нашего знаменитого мотопробега хотелось бы, чтобы газета напечатала полный рассказ о мотопробеге, потому что за 40 лет выросло новое поколение, и людям будет интересно об этом прочитать.
 Многих из нашей команды уже нет в живых. Давно ушел из жизни мой напарник Михаил Павлович Макарцев, замечательный человек, фронтовик, работавший  учителем  труда в Пинчугской средней школе. Он был гордостью мотопробега, потому что на всех официальных встречах  надевал свой парадный мундир с орденами и медалями, а боевых наград у него было много, и везде его обступали люди с расспросами о войне.
 Нет в живых корреспондента «Ангарской правды» В.С. Горева, который снимал кинохронику и посылал репортажи в районную газету.
 Ушел из жизни командир мотопробега Леонид Павлович Чуринов.
 В свои 74 года я до сих пор не расстаюсь с мотоциклом, пусть и небольшим. Так сказать, марку мотоциклиста держу. Участвую в общественной жизни села, член клуба «Ветеран», являюсь участником районного литературного объединения «Огонек». Издал две книжки: «Пинчугское колесо» и «Красноярский край – жемчужина России».
 С большим уважением, участник мотопробега 1973 года Богучаны – Брест – Богучаны,
А.А. Менчинский. 
Саянский р-н, с. Агинское
 
Этот мотопробег по местам боевой, трудовой и революционной славы нашего народа, Богучаны – Брест – Богучаны, был организован в 1973 году Богучанским спортивно-техническим клубом «Янтарь» и согласован с Красноярским краевым комитетом ДОСААФ. Было отправлено письмо в Москву для регистрации данного мотопробега в центральном комитете ДОСААФ СССР с картой нашего маршрута и с графиком передвижения по крупным городам. Команда мотоциклистов из девяти человек на четырех личных мотоциклах «Урал» и одном «ИЖ Юпитер» подобралась из пяти населённых пунктов: Богучан, Пинчуги, Ангарского, Красногорьевского и Шиверского, десятым членом экипажа был корреспондент районной газеты «Ангарская правда» Владимир Степанович Горев. Он не был водителем, поэтому в пути  мы по очереди подменяли мотоциклиста из посёлка Шиверского  Анатолия Сидорова.
Мотоциклисты не были профессиональными спортсменами: простые рабочие из  сибирской глубинки. Провожая нас в эту ответственную экспедицию, первый секретарь Богучанского районного комитета КПСС Александр Алексеевич Михайлов сказал: «Вам доверяется выполнить почётную и в то же время очень ответственную миссию. Вам предстоит проехать много городов и населённых пунктов, разыскивать могилы воинов-ангарцев, погибших во время сражений в Великой Отечественной войне. Будем надеяться, что вы с поставленной задачей справитесь. Счастливого вам пути», – и пожал всем руки. Для этой поездки нам выделили всесоюзные талоны на бензин, определённую сумму денег на запчасти и деньги на питание, из расчёта три рубля в день. То, что тогда давали в столовой на один рубль, не каждый мужик мог осилить. На рабочих местах за нами сохранялась средняя зарплата. Перед отъездом прошли дополнительно обучение  правилам дорожного движения со сдачей экзаменов. Для экипировки выдали со склада аэропорта новое лётно-техническое обмундирование, расписали на куртках маршрут: Богучаны – Красноярск – Москва – Ленинград – Рига – Вильнюс – Брест – Волгоград – Богучаны.
18 июня 1973 года богучанцы проводили нас в дальнюю дорогу, которая длилась 62 дня.
Я благодарен судьбе за то, что мне выпала честь попасть в состав команды и принимать участие в том знаменательном мотопробеге, не имеющем себе равных во всем Советском Союзе по своей масштабности в 15200 км, да еще на личных стареньких мотоциклах. Для организации мотопробега была проделана огромная работа, которую провели председатель РК ДОСАФ Василий Андреевич Брюханов (ныне полковник запаса) и руководитель Богучанского спортклуба Леонид Павлович Чуринов, а также руководитель Богучанского краеведческого музея Даниил Маркович Андон, который вел переписку с бывшими революционерами – ленинцами. Он нас и снабдил адреcами, с кем из них и где мы можем встретиться.
Команда подбиралась из лучших мотоциклистов района. После отплытия из Богучан на теплоходе «ВТ-72», мы спустились по Ангаре к Енисею и высадились со своими «железными конями» у поселка Широкий Лог, откуда и начался наш самостоятельный путь по городам нашей необъятной Родины. 
Уже на теплоходе, на первом собрании, я был избран заместителем командира мотопробега по хозяйственной части. В мои обязанности входило кормить всю команду на протяжении всего пути и обеспечивать нормальный отдых после каждого рабочего дня. Краевой комитет ДОСААФ выделил нам в запас новый двигатель к мотоциклу «Урал». Такую тяжесть никто из экипажей не хотел брать, потому что у каждого были личные вещи, и мотоциклы были «навьючены», как верблюды. Мой напарник Михаил Павлович Макарцев, в прошлом фронтовик: воевал в пятой танковой армии, рассудил по-фронтовому и двигатель упаковал в наш мотоцикл. Такое решение было очень правильным, потому что уже в Свердловске нам пришлось поменять этот бесценный агрегат. 
В Новосибирске мы посетили дом–музей трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина, где он родился и вырос. В Свердловске была встреча с Анной Никифоровной Никифоровой, до революции она работала с В. И. Лениным и отбывала царскую ссылку в д. Пинчуге (До революции была Пинчугская волость Енисейской губернии). Встреча была у неё на квартире, Анна Никифоровна рассказала, как они жили в ссылке на Ангаре. Она вела переписку с нашим руководителем Богучанского краеведческого музея и после нашего визита написала благодарственное письмо в газету «Ангарская правда». Расставаясь, мы сфотографировались с ней. 
В Подмосковье мы посетили дачи бывших большевиков-ленинцев. Дачи находились в красивом сосновом бору, возле каждой дачи пруд, плавают дикие утки и лебеди, кругом ходят косули, как домашние, нисколечко не боясь людей. На этих дачах у нас было две встречи. Первая с легендарным командармом Первой конной армии гражданской войны маршалом Советского Союза С. М. Будённым. В то время он уже не разговаривал, его вывели на свежий воздух, и он сидел в большом плетёном кресле. Очень крупного телосложения, со своими неизменными большими усами. Фотографировать Будённого уже не разрешалось, и кому посчастливилось там побывать, смотрели на него как на живой экспонат. Через год после нашего визита Семён Михайлович умер. Там же была встреча с большевиком-ленинцем Николаем Андреевичем Кингиным, отбывавшем царскую ссылку в д. Пинчуга в 1906 году.
Незабываемая встреча была с трижды Героем Советского Союза, председателем ЦК ДОСААФ СССР, маршалом авиации Александром Ивановичем Покрышкиным. Перед отъездом мы долго ломали голову, что подарить Покрышкину. Я предложил увезти ему оленьи рога, которые я нашёл в тайге. Рога были мною отполированы, покрыты лаком и приделаны на полированную доску. На доску прикрепили табличку с гравировкой: Председателю ЦК ДОСААФ СССР А. И. Покрышкину от участников мотопробега Богучаны – Брест – Богучаны. После официального приёма мы преподнесли Александру Ивановичу наш подарок. Он был приятно удивлён, что рога не купленные, а найдены в тайге одним из участников мотопробега. Александр Иванович поблагодарил за подарок и тут же дал команду повесить их в его огромном кабинете. Вот таким историческим образом я «лишился своих рогов». Даже не верилось, что такой великий человек принял от нас такой скромный подарок.
Ещё в начале приёма Покрышкин спросил, почему такой крупный мотопробег совершается без ведома Центрального Комитета ДОСААФ? Леонид Павлович ответил, что письмо в ЦК было отправлено ещё месяц тому назад. В кабинете находилось два генерала, заместители Покрышкина, он их спросил, было ли такое сообщение. Один из них ответил, что было. «А почему я узнаю об этом только сейчас?», – резко спросил Александр Иванович. Тот начал что-то говорить, но Покрышкин резко его оборвал и сказал: «Я буду вынужден сделать из этого соответствующие выводы». Генерал стоял перед Покрышкиным навытяжку, как молодой солдат перед старшиной. Александр Иванович спросил, есть ли у нас проблемы и какая требуется помощь? Проблема была, и большая: на «ИЖ-Юпитере» застучал двигатель, и требовалась его замена. Узнав об этом, Александр Иванович дал команду генералу: оказать необходимую техническую и материальную помощь. Выполняйте! В тот же день нам привезли новый двигатель, только не от «Юпитера», а «Планетовский». Пришлось ставить его, правда, с некоторой переделкой выхлопной трубы. В Москве мы прожили пять дней, дальше был Ленинград, Эстония, Латвия, Литва и Белоруссия.
 
 
В далёком девятнадцатом году Адольф Перенсон был первым секретарём Красноярского городского комитета партии. Его жена Е.Х. Румба была видным деятелем Коммунистической партии, поэтому фамилия у них писалась Перенсон–Румба. Когда белогвардейцы захватили Красноярск, Перенсону не удалось уйти из города, его арестовали. Перенсон был расстрелян. 
Жили мы в гостинице ЦК ДОСААФ СССР, и когда наш комиссар мотопробега позвонил Эльзе Адольфовне, дочери А. Перенсона, представился, сказал,  что мы из Красноярска, выполняем определённую миссию, и попросил разрешения встретиться. Она сильно обрадовалась и спросила, сколько нас человек, он ответил, что десять.  Тогда она сказала, что ждет нас у себя дома в шесть часов вечера, и назвала адрес. На встречу нас поехало четверо, потому что остальные ремонтировали мотоциклы в гараже аэроклуба им. Чкалова и к тому времени ещё не вернулись. Когда мы зашли в квартиру, хозяйка спросила, а где остальные? Мы ответили, что остальные приехать не смогли. Она показала рукой на два сдвинутых стола, накрытых так, что «мухе сесть негде было» и спросила, а кто это всё съест, что я наготовила? Я в шутку ответил, что мы, сибиряки, привыкли работать за троих, так что и ваш стол «уработаем».
 
С дочерью Перенсона Эльзой
 
 Не успели мы сесть за стол, как раздался звонок в дверь. Вошла красивая, спортивного вида женщина. Они с хозяйкой  обнялись, расцеловались и Эльза Адольфовна её представила. Знакомьтесь – Ада Сергеевна Лазо. Все мы ещё со школьной скамьи знали, кто был Сергей Лазо, а тут перед нами живая его дочь. Она жила в Ленинграде и приехала к подруге в гости. Выпало так, что я сидел за столом рядом с Адой Сергеевной и тут произошёл конфуз, от которого при воспоминании мне до сих пор неловко. После первого тоста я отправил стопку водки по назначению, поддел большой ложкой с розетки чёрную икру и отправил её вовнутрь для «размножения». И тут я заметил, что все смотрят на меня с открытыми ртами, а потом все дружно засмеялись. Я же, сибирский «лапоть», не знал, что этот деликатес нужно намазывать на хлеб. Но по-моему, кушать чёрную икру ложкой гораздо вкусней, чем намазывать на хлеб… Когда язычок «развязался», я, извинившись, спросил Аду Сергеевну, сколько ей лет. На мой вопрос она ответила вопросом: «А сколько по-вашему?»  «Ну, где-то около сорока».  «Спасибо за комплимент. Мне 54 года». Занималась она альпинизмом, туризмом, много ездила по странам мира.
В Риге была встреча с латвийской писательницей Анной Ивановной Берце, которая отбывала царскую ссылку в д. Пинчуга в 1912 году. Она очень обрадовалась, что мы двое из Пинчуги. Анна Ивановна рассказала, как они, политические ссыльные, собирались на Красной горке, организовывали пикники и пели революционные песни. Останавливаться тогда в Риге мы не стали, а остановились на Балтийском побережье, рядом с курортным городком Юрмала. Там же у Анны Ивановны был загородный дом, где она потчевала нас разными угощениями собственного приготовления. В свои 70 лет она была такой энергичной, мы не успевали ходить за ней по городу, она была у нас главным гидом, показывала достопримечательности  Риги. Именем этой знаменитой женщины в Пинчуге названа улица.
 В столице Литвы Вильнюсе нам показали памятник знаменитому революционеру Зигмасу Алексу – Ангаретису. Псевдоним появился из-за того,  что он отбывал царскую ссылку на Ангаре. 
 
 
В нашем распоряжении было две десятиместных палатки, но пользовались мы ими очень редко. В основном нам предоставляли номера в гостиницах и притом бесплатно. Расходы за проживание в гостинице брали на себя обкомы ДОСААФ. Были случаи, когда заставала ночь, а до города не дотягивали, тогда заруливали где-нибудь к зароду соломы, стелили одну палатку, второй укрывались и без «задних ног» храпели до утра. Однажды проезжали через брянские леса, и нас застала ночь. Шёл мелкий дождь, все промокли, до города оставалось километров восемьдесят. Было решено ставить палатку и ночевать. Подъехали к освещённому памятнику: на высоком рельсовом постаменте стояла «полуторка», а по обе стороны дороги световое табло:
ВОДИТЕЛЬ! ПОЧТИ СИГНАЛОМ ПАМЯТЬ ПОГИБШИХ ШОФЕРОВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Отъехав от памятника метров двадцать пять в глубину леса, по-быстрому, сообща поставили десятиместную палатку, переоделись в сухую одежду и легли спать,... но уснуть нам не дали. Дорога там союзного значения, и машины шли одна за другой в обоих направлениях. Всю ночь ревели автомобильные клаксоны, и как мы ни старались не обращать внимания на сигналы, уснуть так и не удалось. Утром, отъезжая от памятника, мы почтили память погибших шоферов своими сигналами.
Однажды в пути произошёл смешной случай. Целый день мы ехали по казахстанской степи и, как назло, ни одного населённого пункта. Проголодались до темноты в глазах. Вечером въехали в какой-то районный центр и увидели дорожный знак «вилка с ложкой», но наш командир его не заметил и проехал населённый пункт, не останавливаясь. Я остановил колонну и повернул к столовой. Пока чистились, умывались, прошло около часу времени, но нашего командира и след простыл. Было уже семь часов, а столовая работала до восьми вечера, поэтому я сделал заказ на всю команду, то есть на десять человек. Командир вернулся под конец нашей трапезы и с порога закричал: «Это саботаж! Это самоуправство! Да я! Да ты! Да я тебе влеплю строгий выговор в бортовой журнал! Через тебя я отмотал лишних 80 километров…». Команда встала на мою защиту и «посадили» командира на место. После сытного ужина, на перекуре, он, улыбаясь, сказал: «Да ладно вам, ну, бывает, не заметил я этого вашего знака с вилками да ложками.» «Так ты, может, и населённого пункта не заметил?», – в шутку спросили ребята.
Бывалые водители знают, что от длительной непрерывной езды за рулём, в глазах могут появляться какие-то видения, в виде красных мурашек или каких-то препятствий. Подобное произошло и с моим напарником. Проезжая через Татарстан, где - то под вечер, он свернул на обочину и резко затормозил. Я спросил, в чём дело? Он соскочил с мотоцикла, начал тереть глаза и, заикаясь, сказал, что только что, он чуть не подавил на дороге стадо баранов. Я сидел в коляске, следил за дорогой и никаких баранов не было. До меня дошло, что он «поплыл» от переутомления, я в шутку сказал ему: «Сам ты «баран», пора тебе в люлю», и сменил его за рулём.
 
О подробностях пройденного пути сообщалось в газете «Ангарская правда». На всём протяжении нашего пути мы отправляли заметки с сообщениями о нашем передвижении. Перед нами не стояла задача скоростной езды до Бреста и обратно.  Мы хотели встречаться с интересными людьми и искать могилы ангарцев, погибших во время Великой Отечественной войны. Частично нам это удалось сделать: мы разыскали 17 ранее неизвестных могил и привезли с них священную землю. Это была ежедневная, кропотливая работа. На нашем пути попадались такие массовые захоронения, что волосы просто дыбом вставали. В Псковской области возле деревни Кресты нам показали захоронение 65 тысяч человек. Фашисты, отступая, полностью уничтожили лагерь военнопленных. У этой деревни нашли могилу родного дяди одного из участников нашего мотопробега Николая Дудина  из поселка Ангарского. Под Старой Руссой у села Василевщина на бетонной плите братской могилы мы обнаружили фамилию отца нашего командира – Чуринова Павла Павловича. Сын погибшего отца упал на колени и заплакал. От такой сцены невольно у нас у всех появились слёзы на глазах. Вечером организовали скромные поминки. Леонид Павлович со слезами на глазах сказал: «Только ради этого стоит жить, я нашёл своего отца». Было очень трогательно. 
Разыскивать могилы погибших воинов-ангарцев было крайне сложно. В военкоматах нам давали списки погибших и показывали захоронения в данном районе, но многие населённые пункты исчезли с лица земли, а районы по несколько раз меняли свои названия. Согласно спискам погибших ангарские фамилии значились в данных районах, поэтому мы потратили много времени на их поиски. В результате отставание от графика составило одиннадцать дней, и в дальнейшем нам пришлось сокращать время пребывания в других городах. В 32 километрах от Москвы, возле Химок стоит монумент в память о защитниках столицы. Там стоят огромные противотанковые «ежи». На этом месте были остановлены и разбиты фашистские танковые полчища, с этого места наши войска погнали фашистов в обратном направлении.
В одном из приказов Гитлера по армии, наступавшей на Москву, говорилось, что ни один солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не смогут покинуть город. Любые попытки прорвать окружение должны пресекаться силой. Все было готово для того, чтобы Москву и ее окрестности с помощью гигантских устройств залить водой. Там, где сегодня стоит Москва, возникнет огромное море, которое на все времена скроет от цивилизованного мира столицу русского народа.
Но не удалось Гитлеру осуществить свой чудовищный замысел.  История гласит, что всех завоевателей, пришедших на русскую землю, ждала непременная кара.
Наполеон удержался в Москве всего лишь 35 дней. Гонимому холодом и голодом французскому императору хотелось на зиму уйти на юг. По дороге его армия собралась захватить Калугу, где были склады хлеба и оружия. «Иду на Калугу, и горе тому, кто преградит мне путь», – сообщал он в письме в Париж, Кутузов разгадал его стратегический план. Возле Батурина и Малоярославца интервенты были отброшены на север и вынуждены были бежать по той же самой дороге, по которой пришли в Москву. Вторглись в Россию 600000 человек, а унесли ноги едва 15000. В Малоярославце, где шли упорные бои с французами, после победы воздвигли часовню, в которой теперь находится музей с экспонатами времен 1812 года. Там хранятся башмаки, штыки и кивера французских солдат. Кто приходит в Россию со штыком, убегая, оставляет не только штыки, но и башмаки. Подобное произошло и с гитлеровскими войсками, когда наши войска под Сталинградом окружили и взяли в плен 300-тысячную армию фельдмаршала Паулюса. Назад они пошли жалкими колоннами, подталкиваемые русскими штыками, и куда девались кованые сапоги? Ноги обматывали мешковиной, а головы женскими платками и пледами, которые успели награбить на нашей земле. Это была расплата за варварское вторжение на нашу Родину.
На всем протяжении нашего пути по местам сражений мы встречали множество братских могил, памятников и обелисков, И хотя они в основном однотипные, но это память о погибших воинах. Особенно много памятников и обелисков в Белоруссии, ведь вражеский сапог прошел по ней дважды. Жесточайшее зверство немцы показали при отступлении, они взрывали и сжигали за собой все, что только могло сгореть.
До распада Советского Союза в Прибалтийских странах очень бережно относились к могилам павших Советских воинов. В Литве, в городе Паневежисе, русское кладбище находится в лесопарковой зоне. Такого идеального ухода за могилами мы не встречали больше нигде. Справа около сторожки стоит высокая стена. На ней сверху донизу выбиты фамилии наших  солдат, погибших за освобождение Паневежиса.
Ряды могил уходят далеко в глубину леса, все проходы посыпаны желтым песочком. По обе стороны проходов сплошные цветочные клумбы. Там нет братской могилы, а каждый погибший воин похоронен индивидуально, и гранитных надгробий, на которых выбиты фамилии погибших, не сосчитать. 
На всю жизнь запомнилось посещение Мамаева кургана в Волгограде. Передать словами увиденное почти невозможно. Это надо видеть! Самый величественный монумент Родина-Мать стоит на вершине кургана и виден со всех сторон. Его высота 56 метров. Один только меч в руке женщины –  28 метров. Внутри меча винтовая лестница, по которой поднимаются люди и меняют лампочки (меч светится). Пройти без содрогания мемориальный комплекс на Мамаевом кургане невозможно. Люди идут сплошным потоком, через огромный круглый склеп, посреди которого  возвышается рука с факелом, а в нём мерцает вечный огонь и постоянно льется скорбная музыка. На мраморных круглых стенах золотыми буквами от потолка до пола написаны фамилии погибших воинов.
 
Низко склонившись, стоял я тогда,
Нервы гудели струною.
Ох, сколько погибших, 
там павших солдат
Лежат за гранитной стеною.
 
В завершение мотопробега, 15 августа 1973 года в Красноярске, на площади Революции состоялся митинг-встреча — с телевидением, с общественностью и руководителями города. Пионеры преподнесли нам цветы. На митинге выступил заместитель председателя краевого комитета ДОСААФ К. М. Оглобин, в своей речи он сказал следующее: «Никто ещё не смог пройти на мотоциклах столь длинный и трудный путь. Он был не под силу многим, кто пытался его пройти. Только вы, ребята с Ангары, смогли совершить эту грандиозную поездку по местам боевой, трудовой и революционной славы, по дорогам отцов и дедов, привезли многим печальные приветы с братских могил. Спасибо вам за всё: за поиск, мужество и твёрдость характеров». Мы слушали его, с трудом скрывая душевное волнение.
Были митинги Богучанах и в нашей родной Пинчуге. В деревне около памятника погибшим землякам собралось много народа. У большинства собравшихся кто-то погиб в той страшной войне. Люди с огромным вниманием слушали наш рассказ о поездке по местам былых боёв. И когда мы зачитали фамилии воинов - ангарцев, могилы которых мы посетили и привезли с них священную землю, к нам вышел участник Великой Отечественной войны Александр Иванович Левицкий и со слезами на глазах поблагодарил за то, что мы разыскали могилу его погибшего брата Степана. Александр Иванович поцеловал дорогую для него горсть земли и после митинга пригласил нас к себе в дом. Отказать старому воину было невозможно. И было угощение, и подробные рассказы, и была радость, хоть и со слезами на глазах, но всё же радость. Мы, мотоциклисты, как бы осязаемо связали ниточки судьбы ветерана, которые оборвала война. Он всё спрашивал и спрашивал о нашей поездке и о том, как мы нашли могилу брата. И было ощущение, что мы словно привезли ему запоздалый привет от его родного, навеки утраченного брата.
За время нашей экспедиции по местам, где проходила Великая Отечественная война, нами было отснято 1125 метров киноплёнки. По завершении мотопробега, с помощью бывшего редактора газеты «Ангарская правда» П. А. Глушнёва, был смонтирован кинофильм, который показали во всех посёлках Богучанского района. 
Каждый из нас имел с собой фотоаппарат и каждый снимал то, что считал интересным. Мне неоднократно приходилось на своём мотоцикле с корреспондентом «убегать» вперёд в какой-нибудь город, чтобы проявить плёнки и отправить сообщение в Богучаны. В то время не было фотоателье, как теперь: сдал плёнку и получил готовые фотографии. Мы всё делали сами.
Подробное описание того знаменитого мотопробега содержится в книге командира мотопробега Леонида Чуринова «Чтобы помнили», вышедшей в Красноярском книжном издательстве «Кларетианум» в 2002 году. 
Каждый год на 9 Мая на митинге у памятника в честь погибших воинов в Пинчуге звучали слова благодарности в мой адрес, и я до сих пор ощущаю волнение и душевную гордость. Боже мой, какую же прекрасную миссию мы тогда выполнили, раз её люди так высоко оценили.
А. МЕНЧИНСКИЙ, 
участник мотопробега,
кандидат в мастера 
мотоспорта СССР.
На снимке (слева направо): Л.Чуринов, А.Смешков, А.Менчинский, Н.Дудин,М.Макарцев, Е.Красков, А.Сидоров, С.Леонов, В.Безруких 

Комментарии  

 
+1 #1 Hfdnidc 17.04.2020 07:49
do them all quite the generic viagra online druggist's at all times sildenafil generic
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+1 #2 Txgptga 17.04.2020 14:55
or have wakening too much cartoonist sildenafil online
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить