О создании в России независимого ведомства, которое занималось бы следствием, впервые задумался Петр Первый. Именно он разделил уголовный процесс на следствие и суд.
В 1713 г. Петром Великим были учреждены первые специализированные органы — следственные канцелярии, которые никому, кроме царя, не подчинялись и рассматривали дела о преступлениях против государства. Увы, уже тогда наиболее опасными деяниями признавались коррупция (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).
За три века важная сфера правоохранительной деятельности не раз еще видоизменялась и реформировалась. В новейшей нашей истории расследование особо тяжких преступлений было одним из направлений деятельности прокуратуры – наряду с надзором и гособвинением.
В 2007 году были внесены изменения в законодательство, в результате следствие стало более самостоятельным, но все еще входило в систему органов прокуратуры. В 2010 году Президент страны объявил о создании самостоятельного СК, который начал работать в этом качестве с 15 января 2011 г.
В Богучанах уже два года работает структурное подразделение этой службы. Полное название звучит так: следственный отдел по Богучанскому району Главного Следственного управления Следственного комитета РФ по Красноярскому краю. Отдел возглавляет капитан юстиции Валерий Валерьевич Каспирович. В штате – заместитель руководителя и четверо следователей. Хотя фактически их сейчас трое. Их задача – предварительное (досудебное) следствие по тяжким и особо тяжким преступлениям против личности, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также по всем правонарушениям, в которых фигурируют несовершеннолетние в качестве объектов или субъектов. Ну, и конечно в сферу внимания сотрудников СК входят те преступления, которые с петровских времен угрожают государственным устоям – пережившая все государственные переустройства коррупция.
Богучанские сотрудники СК располагаются в здании налоговой инспекции на первом этаже. Вот одно из помещений: просторный кабинет, большие окна. Правда, вид из них не особо приглядный: территория возле котельной. Хотя, возможно, и на этот промышленный пейзаж веселее смотреть, чем в документы, которые лежат на столе у заместителя начальника отдела П.В. Монахова. Зная основные направления работы отдела, нетрудно представить, какие деяния в них отражены.
– Нет, в окно смотреть нам в любом случае некогда,– машет рукой Павел Владимирович. – Работы много. В прошлом году окончено 68 дел, одно из них прекращено, остальные переданы в суд. С начала этого года к нам перешли и все дела с участием несовершеннолетних. Тяжелое и очень сложное направление в работе.
Что касается своего помещения, то кое-какие перспективы у следователей есть. Но у этого дела перспективы неясные и, во всяком случае, весьма отдаленные. Что ж, служба делает только первые абсолютно самостоятельные шаги. Два года – на фоне трехсотлетней истории российского следствия –это совсем немного. И все же ее новые страницы уже заполняются.
Л. ГАЙЛЮТЕ.
(АП)
Комментарии