В Богучанском краеведческом музее отметили 110-летие со дня рождения его основателя – Д. М. Андона. В музее собрались родные и близкие Даниила Марковича, богучанцы, которым посчастливилось работать и общаться с ним, и просто те, кто дорожит памятью об удивительном человеке, оставившем неизгладимый след в истории района.
Много было сказано в этот день добрых слов о Данииле Марковиче. Слов, заслуженных яркой жизнью, неутомимой энергией, щедрым сердцем, неравнодушным отношением к земле, ставшей второй родиной, и людям, на ней живущим.
Среди приглашенных на встречу друзей Даниила Марковича были «красные следопыты»: те самые кружковцы, которые под его руководством занимались краеведческой работой, поиском сведений о погибших в годы Великой Отечественной войны земляках, о репрессированных и ссыльных.
— Когда я стала ходить в кружок, в Доме пионеров был уже музей, созданный стараниями Даниила Марковича, – вспоминает Татьяна Вениаминовна Фатеева. – Мне нравилось, что мы не шьем и рисуем, а занимаемся изучением истории района. Чтобы что-то узнать, переписывались со многими архивами. В праздники подписывали около ста открыток, которые разлетались во все уголки Советского Союза. Даниил Маркович много работал дома, и мы часто бывали у него и Агафьи Егоровны.
— Мы, ребятишки, всегда крутились вокруг Даниила Марковича, и он всей душой откликался, – рассказывает Галина Борисовна Карпович. – Большую часть поисковой работы, конечно, он делал сам, но никогда не говорил о себе, а превозносил наши заслуги. Когда про нас в газете написали, мы были очень горды. Даниил Маркович остался в памяти как замечательный наставник, доброй души человек.
Анна Степановна Максимова вспомнила, как они всей школой – в то время единственной в Богучанах – провожали Даниила Марковича в Молдавию.
— Сбылась тогда его большущая мечта – он побывал на родине. А мы, старшеклассники, всегда удивлялись, как он, прожив такую сложную жизнь и испытав столько лишений, не был озлоблен и с теплом относился к богучанской земле, к нам. Всем при встрече говорил «Доброго здоровьица!». А когда на мальчишек сердился (бывало такое), произносил только одно: «Да дай Бог тебе ума!».
В силу дальнего расстояния и возраста не смог лично присутствовать на юбилейном торжестве старший сын Даниила Марковича Виктор, живущий в Молдавии. Он поздравил всех по видеосообщению. Виктор Даниилович достиг больших высот в области кинематографии и искусствоведения, он – заслуженный деятель искусств Молдавии, профессор. Даниил Маркович был рад, когда его сыновья – Виктор, и близнецы, родившиеся на Ангаре – Виктор-младший и Николай – встретились, ему было важно, чтобы его дети знали друг друга.
Члены семьи Андон передали в этот день в дар музею, носящему имя Даниила Марковича, его личные вещи. Виктор Даниилович-младший – указку, с которой вел свои занятия в кружке отец, невестка В.П. Пустынская – ленту юбиляра, которая была на Данииле Марковиче в день его 80-летия, письма, документы и фотоальбом, где он на снимках среди друзей, коллег и соратников.
С теплом вспомнили о деде внуки Алексей и Дмитрий, невестки Галина Александровна и Наталья Ивановна, племянник И.Ф. Балахнин.
Большим подарком для родных, друзей и всех богучанцев стало решение депутатов Богучанского сельского Совета, единогласно принятое на сессии по ходатайству сотрудников краеведческого музея, о присвоении запланированной по генеральному плану села Богучан новой улице в районе ДРСУ имени Д.М. Андона. Глава сельсовета А.И. Кулаков вручил В.Д. Андону и передал в музей копии данных решений.
Еще о многом говорили в этот день. Сотрудники музея постарались соединить в сценарии все, что было связано с Д.М. Андоном, с его жизнью и деятельностью, с его родными, друзьями и коллегами. Как сказала О.П. Демещенко, «…такая внушительная цифра – 110 лет – ассоциируется обычно с чем-то далеким, таящимся в глубине времени. Но это нельзя отнести к Даниилу Марковичу. Он прожил жизнь, не знающую затишья, и сегодня земляки помнят о нем и продолжают его дело».
С. КУЧИНА.
НА СНИМКЕ: В. Д. Андон-младший.
Фото автора. (АП)
Л. Смакотина
Посвящается
Д.М. Андону
Горела черная свеча
В колымской дали.
Ее вонючий, черный чад
Зэка вдыхали.
Жизнь в наказанье им дана,
В аду кромешном.
И доля выпала одна –
Святым и грешным...
Матерый вор, рецидивист,
С ученым рядом.
Майор, убийца и артист –
Всем выжить надо.
Не озвереть, не отупеть,
Не стать едою
для кого-то...
В обнимку с ними
ходит смерть
И манит в топкие болота.
Он тоже был на Колыме,
Как жертва ложного доноса.
Голодных, грозных 8 лет
«За что?» –
терзал себя вопросом.
В Сибирь пожизненная
ссылка –
Волны репрессий
продолженье.
Крутила жизнь,
как молотилка,
До полного уничтоженья.
Он никого не проклинал,
Он душу вылечить
старался.
Он краеведом вечным стал,
И... верным Партии
остался.
Музей как памятник стоит.
И имя Андона он носит.
А рядом стела –
память чтит.
А может быть...
прощенья просит.
Комментарии
Спасибо. Емко и метафорично!
Хотелось бы на страницах любимой газеты больше узнать о земляках которые продолжают его дело..