Каждого родителя радует, когда его малыш развивается, открывает мир, общается с другими людьми, учится слушать и говорить. Известно, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, а нам понять его. Своевременное и качественное овладение речью лежит не только в основе успешного овладения грамотой и другими дисциплинами, но от него зависят также полноценные отношения со сверстниками и взрослыми.
Проработав в детском саду 10 лет воспитателем, я часто сталкивалась с проблемой развития речи у малышей. Невозможность полноценного речевого общения, недостаточный словарный запас и другие нарушения отрицательно сказывались на формировании самосознания и самооценки у ребенка. Такие дети часто замыкались в себе, с трудом шли на контакт.
Владея неплохим арсеналом педагогических способов и приемов формирования речевого развития и применяя его на практике, я достигала совсем небольших успехов и пришла к выводу, что детям необходима помощь такого узкого специалиста, как логопед. А в детских садах, особенно сельских, всегда была нехватка таких специалистов.
Будучи студенткой, я изучала логопедию. Мне всегда нравился этот предмет, и решила – пора приобретать еще одну специальность. Не теряя времени, подала документы в Красноярский государственный педагогический университет, где и получила новую специальность – «логопед». Учеба была насыщенной и интересной, и теперь у меня есть возможность апробировать и творчески применить полученные знания на практике в своем родном детском саду «Солнышко».
Свою деятельность я начала со знакомства с детьми и в игровой форме провела обследование развития речи детей. Результаты диагностики показали, что половина обследованных ребят нуждается в логопедической помощи (нарушение звукопроизнесения, недостаточная сформированность фонематического звука, малая подвижность артикуляционного аппарата).
Полученную информацию необходимо было донести до родителей. Собравшись с родителями за «круглым столом», мы играли, спорили, слушали и договаривались. Меня порадовало то, что они с пониманием отнеслись к тому, насколько важна и необходима своевременная, каждодневная работа по воспитанию правильной и чистой речи. Родители поняли, что на логопедических занятиях у малыша формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих его взрослых и закрепляться в различных видах деятельности. Резюме нашего «круглого стола»: «Давайте будем решать эту проблему, сообща поможем нашим детям!»
Вооружившись поддержкой, я приступила к работе с детьми. А она требует разнообразных форм и методов. Не забывая о том, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, все занятия строю по правилам игры. Детям очень интересно очутиться в Сказочном королевстве или оказаться вместе с Незнайкой на Луне.
Применяя принцип индивидуального подхода, выявляю и использую компенсаторные возможности каждого ребенка. Изготовляя разнообразный логопедический материал, в интересной и занимательной форме развиваю слухоречевое внимание детей, работаю над развитием правильного речевого дыхания, формирую навыки звукослогового анализа и синтеза, интонационную выразительность речи, фонематическое восприятие, стимулирую речевую активность воспитанников.
Недавняя встреча с коллегами на районном методическом объединении логопедов (декабрь, 2012 г.) дала мне возможность убедиться, что я на правильном пути. Надеюсь, тесный контакт с родителями, индивидуальный подход к каждому ребенку дадут нам положительный результат.
И. Безруких,
учитель-логопед детсада
№ 2 «Солнышко».
Комментарии