Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

 

 

Рим! Всемогущее, таинственное слово!

И вековечно ты, и завсегда ты ново!

Пётр Вяземский

Рим – один из немногих в мире городов, культура которых не прерывалась в течение трех тысячелетий. О Риме и его неугасимой цивилизации написано много и многими. Не стану вдаваться в описание достопримечательностей города, остановлюсь на повседневной, бытовой стороне, наблюдая за жизнью обыкновенных итальянцев и тех, кто приехал в Рим по разным причинам. Конечно, мои заметки – это только мои впечатления от двухнедельного пребывания в Риме в качестве любознательной туристки. Кто-то, возможно, видел (или увидит) другую Италию и другой Рим и в другом ракурсе.

Знакомясь с достопримечательностями Рима не по интернет-сайтам, а «вживую», восхищаясь и поражаясь одновременно тем, что осталось от империи, понимаешь, что разрушенные, но все еще великолепные памятники, не есть гибель Рима; вся нынешняя европейская культура – это его наследие и продолжение.

   Кстати, по степени насыщенности культурными ценностями Рим ни с чем не сравним. Если ежедневно посещать по четыре достопримечательности (что нереально), то для знакомства со всеми памятниками понадобится более семи лет.

Так чем же Рим отличается от других европейских городов, если сказать коротко? Вена – надменная, чопорная; Прага – нарядная, вся  в «каменном» кружеве; Париж – город-шарм, изысканный, где совмещены Польза и Красота. Писатель Дж. Джойс сказал: «Рим напоминает мне человека, который зарабатывает на жизнь, показывая труп своей бабушки». А я увидела Рим как город весёлых и радостных людей, город – праздник.

 

1.«Вам помочь?»

«С радостью!»

Итальянцы готовы в любой момент помочь любому человеку и делают это искренне. Замечу, что не все названия улиц указаны на карте. Но и в реальности на фасадах домов часто отсутствует информация о названии улицы. О многом турист должен догадаться сам или, как говорится – проявить смекалку.

Идём по центральной улице Рима – Corso, ищем боковую улочку, которая выведет к Пантеону. Обращаемся к молодой женщине, прогуливающейся с собачкой (очевидно, живёт неподалёку и наверняка местная) – она любезно показывает нам направление. Не успеваем уйти далеко, она нас догоняет с другой женщиной, которая объясняет, что Пантеон находится в противоположной стороне.

«Как пройти к Палатинскому мосту?» — обращаемся к пожилому щупленькому мужчине, который сидит на лавочке, щурясь от солнца. Но, как и многие пожилые итальянцы, он не понимает по-английски. Желая помочь нам, он зовет другого итальянца, который объясняет нам всё по-итальянски, чего не понимаем мы… Два пожилых римлянина, с не покидающим их энтузиазмом, зовут на помощь третьего: «Марко, Марко, иди сюда!». Все, жестикулируя руками, громко и наперебой объясняют, как и куда идти. А первый, как бы оправдываясь, что сам не мог сразу объяснить, начал перед нами маршировать, дескать, долго служил в армии и не успел изучить Рим.

 

2. Таксист

От Аппиевой дороги и катакомб св.Каллиста решили взять до станции метро такси. Подвернулся «частник», как сказали бы у нас. Объясняем, что наличных денег нет, можем рассчитаться только карточкой. Отвечает: «Не проблема, остановимся у банкомата»… Машина – старенький «Фиат» и под стать ей водитель, с одним зубом во рту. Сели в машину. По привычке хотели было найти ремень безопасности, но его нет, на водителе — тоже нет. Заметив наше удивление, водитель махнул рукой: «Ок!». Едем с ветерком, таксист,сославшись на отсутствие магнитолы, сам пел арии из опер, как мы понимаем, для создания хорошего настроения…Притормаживает, время от времени кричит идущим по улице: «Где банкомат?», и так многократно, пока не показался этот аппарат.

    

3. Свист – это значит, что все прекрасно

Весёлый народ – итальянцы. Не терпят тишины совершенно. Они всегда напевают или насвистывают. Особенно мило смотрятся бабушки и дедушки, идущие по улице с палочкой или кошелкой и довольно громко насвистывающие. Официант, снующий между столиками — насвистывает; продавец, раскладывающий товар — насвистывает; пассажир в метро – насвистывает; влюблённые идут обнявшись – насвистывают…

  

4. В римском метро

В Риме – схема  метро очень простенькая. Всего две линии: красная и синяя. В метро (как и на ж/д вокзале) любая информация объявляется на фоне музыки (нам пояснили: для улучшения настроения). Только очень натренированное ухо может понять смысл слов. Итальянцы говорят постоянно громко, вне зависимости от места. Женщины разговаривают, находясь на противоположных платформах метро до тех пор, пока прибывший поезд не  оказывается между ними.

 

5. «Чего вы хотите? Это же Италия!»

Идём по указателю «Музеи Ватикана». Что-то  музеев не видим, спрашиваем у итальянца, он ведёт нас к другому указателю, на котором аналогичная надпись «Музеи Ватикана» и стрелка прямо в противоположную сторону. Пытаемся сказать, что вон та стрелка показывает…И ответ с милой улыбкой: «Ну это же Италия!»

Светофор. Горит красный свет, и по обеим сторонам дороги — толпа… погас «красный», но никакой другой свет не загорелся – и пешеходы идут, и машины не останавливаются — все продолжают двигаться. Все правы.

Вообще на дорогах Рима правила дорожного движения оставляют желать лучшего. Вот почему в часы пик на многих участках используется ручное регулирование дорожного движения. «Это же Италия!».

Авиарейс из Рима в Копенгаген. В салоне много свободных мест. Поднялись в воздух, летим уже минут 15 – 20. Вдруг впереди сидящая женщина, шумно выяснившая что-то у соседей, вскакивает и пытается пройти к кабине пилотов. Стюардессы останавливают её – все поочередно рассматривают билет – оказывается, женщина села не в свой самолёт (ей нужен Лиссабон). Сидящий рядом с нами мужчина говорит: «Ну это же итальянцы». Действительно, за 20 минут до посадки был изменён номер выхода на рейс, и скорее всего женщина по каким-то причинам информацию не услышала, уверенно подошла к выходу, указанному на табло, а отвечающий за посадку не посмотрел в билет.

 

6. Встречи с русскими и не только…

Русских в Риме много. Да, мы, русские, одновременно и одинаковые, и разные. В чём мы одинаковые? Почему на 5-й – 6-й день пребывания я научилась с высокой долей вероятности «вычислять» русских в толпе? А  вот по каким признакам. Первое – выражение лица. Если итальянцы шумные, улыбчивые, то русские – сосредоточенные, напряженные, насупленные и серьезные. Второе – на русских в основном новая и красивая одежда, купленная здесь и сейчас. Третье — многих русских женщин «выдает», как говорится, «боевой раскрас», часто не соответствующий возрасту и месту, и обилие золотых украшений.

***

Девочка лет 8-9  кружится на карусели, в сторонке явно родители говорят с ней по-русски. «Здравствуйте, соотечественники!» — говорим, проходя мимо. «Мы не соотечественники, мы уже два с половиной года здесь живем» — отвечают с апломбом и гордостью в голосе.

Станция метро «Колизей». Напротив величественные развалины и  многотысячная толпа у стен, внутри, на стенах и галереях. И над  людским потоком  под аккомпанемент стука камешков в банке-жестянке довольно громко звучит: « …Слышу пенье жаворонка, слышу пенье соловья. Это русская сторонка, это Родина моя…». В брошенную шляпу летят монетки. Бросаем и мы, завели разговор, мол, откуда? как? – «А я с Алтая, с деревни Конево, с той, где Сашка Панкратов-Черный родился. Знаете?» – «И как долго вот так ?» – «Да уж 16 лет, купил палатку и болтаюсь по Европе. Жене оставил квартиру в Юрмале…». Мужчина на вид лет 50-ти, зубы все  ровные и белые, руки ухоженные, заметен маникюр-педикюр, одежда чистая. Что-то на жизнь в палатке не похоже…

***

Едем на электричке из Неаполя в Помпеи. Времени в пути чуть больше часа. Напротив, прислонясь к стене, дремлет мужичонка: небритый, лохматенький, явно с похмелья. Глаза закрыты, голова болтается в такт колёсам…никому не мешает.

На одной из станций в вагон входит ДАМА (?) – все взоры устремились на неё: высокая, статная, в обуви на высоких каблуках, короткая юбка…Садится рядом с мужичком, ибо других свободных мест нет. И неудобно рассматривать, но смотрим – на лице толстый слой тонального крема, пудры, сквозь которые пробивается щетина, сильно подведены глаза, алый рот…  Достав зеркало, игриво поправила причёску, руками приподняла грудь, обмахиваясь платочком, мол, от соседа разит перегаром и что-то говорит и говорит, явно обращаясь к нам… Это, вне всякого сомнения, был трансвестит.

Едем, (он?она?) продолжает без умолку «трещать» на итальянском. Мы, конечно, ничего не понимаем. И вдруг этот мужичонка на  чистейшем русском языке говорит: «Да он  спрашивает у вас: вы здесь работаете или туристами приехали?».

***

Площадь Испании – одна из красивейших римских площадей. Слышим русскую речь. Молодая пара просит кого-то их сфотографировать на фоне фонтана. Подходим к ним и просим сфотографировать нас. Ответ русских русским: «Да заколебались мы уже других фотографировать!».  Мы: «Ох, какие добрые русские люди нам встретились!».

***

«Вы откуда?» – «Из Баварии (Германия)» – «Давно там?» – «16 лет» – «И как?» – «Чем больше живем, тем больше ценим то, что приобрели».

***

Через пару часов. «Русские? Из Ганновера? И как вам там живется?» – «По-разному. Знаете, мы никогда для немцев не станем своими, мы для них чужие и наши дети тоже чужие, может быть, внуков будут признавать. Живем 22 года, а в России нас уже никто не ждет».

***

«Сикстинская капелла» Ватикана. Нельзя фотографировать, говорить можно только шепотом. Толпа под творением Микеланджело стоит почти без движения и становится все плотнее и плотнее. Выход направо или налево? Слышим русский шепот, молодая пара  оказалась из Чикаго (она уроженка Омска, он – Риги) в Ватикане «галопом», до самолета, парень куда-то отошел, спросил и очень любезно помог найти нужный выход. Русские — разные.

***

Район Трастевере – очень интересный район Рима. Здесь сохранены итальянские традиции, исконно народные, сознательно не подстраиваются в угоду модным течениям, играют в карты, на скрипке и баяне, незамысловато исполняются народные песни, на солнышке греются коты…– все без желания получить деньги за это. Много кафе. Нас обслуживает Гриша из Болгарии. «Что заставило вас уехать из Болгарии?» – «Моя страна мне не может предоставить работу и не может столько заплатить» – «Откуда хороший русский?» – «В школе учил, когда социализм был. Теперь это мне сильно помогает».

***

Обслуживает в кафе Людмила, из Украины. Работает здесь более 15 лет,  помогает семье, которая осталась в Украине. Говорит с грустью: «Таких, как я, много. Русские в основном приезжают как туристы, отдыхать, а украинцы работать». Сожалеет о распаде Союза.

***

В Риме поражает обилие туристов из Азии – китайцы, корейцы… И в организованных группах, и по одиночке. У всех качественная аппаратура для съёмок. Но несколько обескураживает поведение их в  христианских храмах.

Собор Святого Петра в Ватикане, церковь Святой Марии Великой…– везде одна и та же картинка: на фоне распятого Иисуса Христа или другого мученика туристы из Азии друг друга «щелкают», принимая позу «ласточки», обнимаясь и улыбаясь, радостно складывают пальцы в «V». Никто никому, естественно, замечаний не делает. Думаю, что эти люди к христианским ценностям абсолютно равнодушны. Но зачем это демонстрировать? Хотелось бы  посмотреть на их поведение в буддистских святых местах.

***

Туристы из Азии часто  буквально «шли по пятам» и фотографировали то, что интересно было мне. Про себя я называла их «немножко  культурно-малахольными». Вот я фотографирую статую Юлия Цезаря, азиаты точь в-точь делают это. Вот схема – карта  римского форума, они и её фотографируют, как только я отошла от этого места. Вот фотографирую закрытый балкон на втором этаже дома, где жила мать Наполеона, Летиция, – здесь, наконец,  последовал вопрос: «Зачем снимаете этот балкон?». Заканчивалось такое «преследование» обычно кратким знакомством и объяснением, что и почему это привлекло мое внимание. Благо, моя дочь говорит на английском.

***

Остановились и рассматриваем молча сумки у торговой точки на улице. «О, рашен! Пять евро!» – «Сам откуда?» – «Непал» – «Как узнал, что мы рашен?» – «О, все рашен красивая, я люблю тебя, выходи за меня замуж!» Это  говорится залпом, на этом запас  русских слов иссякает. Тут же подошедшим дамам: «О, франсе!» И далее, думаю, того же содержания текст, судя по реакции женщин.

***

За воротами Святого Себастьяна, вдали от обязательно посещаемых  туристами мест, есть очень маленькая церквушка с названием «Куда идёшь?»(Quo Vadis?).

Внутри, как перешагнёшь порог, лежит камень-святыня, слева от него скульптурный бюст польского писателя Генрика Сенкевича, который написал свой знаменитый роман «Камо грядеши» («Куда идёшь?), на стенах фрески Иисуса Христа и Святого Петра…

Вбегает турист с фотоаппаратом наперевес, спотыкается о лежащий у порога камень, чертыхается, обегает церквушку за минуту по периметру, ни одного кадра не сделал – ничего интересного не заметил. Кто он? Откуда? Зачем?

А Священное писание гласит, что во времена императора Нерона были гонения на христиан и апостол Петр бежал из Рима. Выйдя за ворота Святого Себастьяна, Петр встретил Иисуса Христа и спросил: «Куда идешь, Господи?» – «Иду в Рим, чтобы быть вторично распятым» – ответил Учитель. Видение исчезло, а на том месте, где стоял Иисус Христос, остались отпечатки Его ног, которые сохранились до сего дня на камне, что у порога. Апостол Петр вернулся в Рим и принял мученическую смерть, спасая Учителя – был распят на кресте вниз головой. В память об этом событии и построили церковь «Куда идёшь?» – весьма почитаемая святыня в  христианском мире.

   ***

Вилла Боргезе – это не только парк и музей, но и одна из самых лучших в мире галерей произведений искусства. Караваджо, Рафаэль, Рубенс, Тициан…В залах фотографировать и говорить вслух нельзя. Более того, необходимо сдать абсолютно все свои вещи в камеру хранения. Действительно, когда стоишь перед «Аполлоном и Дафной»                             Д. Бернини хочется тишины. И все -таки прислушиваемся к шепоту пожилого мужчины, который что-то интересно рассказывает девочке – подростку. С разрешения присоединяемся, так и прошли вместе несколько залов. На выходе знакомимся: Цирульников Анатолий Маркович – писатель, профессор, академик РАО, главный редактор газеты «Сельская школа со всех сторон». Расставаясь, мы  выразили обоюдное сожаление, что не можем подискутировать на тему сельской школы. Наши маршруты расходились.

Вот такие встречи и такие мысли сложились у меня в «римский калейдоскоп».

Н. Гумилёв:

Волчица, твой город тот же

У той же быстрой реки,

Что мрамор высоких лоджий,

Колонн его завитки,

И лик Мадонн вдохновенный,

И храм святого Петра,

Покуда здесь неизменно

Зияет твоя нора.

Город цезарей дивных,

Святых и великих пап,

Он крепок следом призывных,

Косматых звериных лап.

С наилучшими

пожеланиями из Рима,

Фаина Парфёнова.

Июнь 2013

Комментарии  

 
0 #1 Vhlmfik 17.04.2020 07:06
a stable with necrotised inhaler and derm sildenafil 100mg
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить