Одна из трагических страниц Великой Отечественной войны – бои под Ржевом. По данным исследований историка А. Исаева, проведённых на основе архива Министерства обороны, потери в операциях на дуге, опоясывающей Ржев, протяжённостью 200 – 250 километров, с января 1942 года по март 1943 года составили 605 984 человека.
В числе этих потерь и наши земляки. Они стойко сражались, защищая страну и родных. И сложили головы, чтобы их дети, внуки и правнуки жили под мирным небом. В благодарность за столь великий дар потомки воинов чтят их память, собирая по крупицам сведения о тех страшных событиях, участниками которых стали их отцы и деды. И по возможности стараются приехать на место последнего их пристанища и передать поклон с малой родины.
Потомки участника Великой Отечественной войны Николая Дионисовича Пустынского, погибшего под Ржевом, рассказали о своей поездке к его могиле, о своих впечатлениях, и о том, каким был он в жизни.
На встречу
с прадедом
В день освобождения Ржева от немецких оккупантов (3 марта) и в День Победы ежегодно Ржевский райвоенкомат организует поездки родных и близких погибших воинов к местам их захоронений. В 2012 году мы стали участниками такой поездки. Я, Егор Пустынский, мой брат Тимофей, папа Денис Геннадьевич и бабушка Вероника Панфиловна навестили место последнего пристанища Пустынского Николая Дионисовича.
Это мой прадедушка. Родился он в 1910 году в деревне Червянка Иркутской области. 28 августа 1941 года был призван на фронт Богучанским райвоенкоматом. Участвовал в боях под Ржевом, погиб 6 сентября 1942 года и был захоронен в деревне Дёмкино Ржевского района Калининской (Тверской) области.
После окончания войны руководством СССР было принято решение собрать все разрозненные по полям и лесам останки погибших воинов и перезахоронить их в братские могилы. Так, в 1953-1956-е годы вместе с другими 5710 советскими солдатами, сержантами и офицерами танковых дивизий и бригад мой прадед был перезахоронен в братскую могилу в д. Гнилёво, в 17 километрах от города Ржева.
Почетный работник
До войны Николай Дионисович Пустынский работал в Богучанском леспромхозе. В его трудовой книжке, в сведениях о работе две записи: 2.07.1930 год – принят на работу в отдел лесозаготовок на должность лесоруба; 3.08.1942 год – уволен в связи с мобилизацией на фронт.
Прадед был новатором производства. В леспромхозе он одним из первых освоил работу на лучковой пиле, и ему часто приходилось ездить по другим лесосекам, чтобы наглядно показать коллегам, какие резервы таит в себе лучковая пила и насколько увеличивает производительность труда на валке и раскряжевке леса.
За высокую производительность труда, перевыполнение норм выработки, за освоение работы лучковой пилой, за внедрение стахановских методов труда Николай Дионисович неоднократно отмечался почетными грамотами, премиями, ценными подарками. За трудовые заслуги ему было присвоено звание «Передовик стахановского движения» (о чем подтверждают записи в его трудовой книжке, статьи в газете «Ангарский колхозник» за 1938-1941 годы, «Книга Почетных работников» Богучанского леспромхоза).
В первые дни Великой Отечественной войны на срочно собранном митинге Николай Пустынский со своими земляками Яковом Сенником, Павлом Таусневым, Александром Бачинским и многими другими предложили увеличить на два часа рабочий день и все заработанные за эти дополнительные часы средства отчислять в Фонд обороны страны.
Мы гордимся, что память о прадедушке увековечена на нашей ангарской земле. За все заслуги Николая Дионисовича Пустынского в его честь названа одна из улиц в поселке Красногорьевский: в честь одного из лучших лесорубов довоенных лет, замечательного патриота, защитника Родины, отдавшего свою жизнь за наше счастье.
Здравствуй, прадед!
Приехали мы во Ржев рано утром, ещё до открытия военкомата. Дежурный офицер, узнав причину приезда, провёл нас в комнату Памяти.
С большим волнением мы рассматривали содержательные стенды, фотографии, знамёна, почерневшие снаряды, каски и другие солдатские вещи, найденные при раскопках.
На фоне картины с изображением битвы в стеклянных стеллажах стоят макеты памятников братских захоронений с урнами земли. Таких захоронений в Ржевском районе 43. Каждое – уникально, не похоже на другое.
На стенах висят карты, показывающие движение войск, участвующих в сражениях. Мы без труда, зная дату гибели прадеда и номер подразделения, нашли место, где он погиб. При нажатии кнопки на интерактивной карте у д.Гнилёво, где захоронен мой прадед, зажглась лампочка места его призыва – с. Богучаны.
Здесь же собрана громадная картотека на всех погибших на территории Ржевского района. Мы нашли карточку моего прадеда, ответили на вопросы анкеты и заполнили сведения обо всех имеющихся его родственниках. В комнате Памяти бережно хранятся все запросы и письма родственников погибших, и книги, в которых посетители оставляют отзывы и пожелания. Моя бабушка тоже написала слова благодарности.
И вот, когда составили списки всех прибывших (а гостей приехало очень много из разных городов России, Украины, Белорусии, Казахстана, Узбекистана и других мест), были поданы автобусы для следования по всем местам захоронений. Только на братское захоронение, где покоится мой прадедушка, собралось 25 человек.
С самого утра шёл дождь, но это не испугало никого. Нам предстояло проехать 17 километров, чтобы наконец-то увидеть могилу моего прадеда.
Сначала мы добрались до села Успенское. Там нас ждала машина ГАЗ-66 со специально оборудованными колёсами для езды по болотной местности, так как оставшиеся 5 километров дороги до деревни Гнилёво, ныне безлюдной, были непроезжими. Страшно смотреть на болотные кочки, колдобины, огромные лужи под колёсами машины.
Скорбный памятный уголок земли находится в идеальном состоянии, ухожен и чист. Тысячи имён высечены на мраморных плитах. За каждым – горькая судьба.
Эти минуты невозможно забыть. Мы возложили к могиле героев огромные букеты цветов, прикрепили новую фотографию. Долго стояли мы у могилы прадеда. Слёзы застилали глаза. Слезы горя от безвозвратной потери и слезы радости: мы бесконечно благодарны работникам Ржевского райвоенкомата и заместителю главы Успенской сельской администрации, стараниями которых состоялась долгожданная встреча с местом захоронения нашего незабвенного прадеда Пустынского Николая Дионисовича.
При выезде из г. Ржева я увидел стелу – памятник погибшим воинам. На самом верху стелы свил гнездо аист.
Это было так необычно, что мы остановились и сфотографировали памятник.
Егор ПУСТЫНСКИЙ,
ученик 8 «Б» класса
Богучанской школы № 4.
АРХИВНАЯ
ВЫПИСКА
Выдержка из протокола № 12 от 29 января 1970 года:
«…разобрав ходатайство дирекции Миллеровского ЛПХ о наименовании улиц и переулков, исполком решил назвать одну из улиц в п. Красногорьевский именем Н.Пустынского».
Комментарии