Говорили мы с ней всего минут 30, не больше – ее ждала работа. А работа – вполне обычная для женщин нашего района: в котельной, машинистом котельных установок, а проще говоря, кочегаром. Этой профессии жительница Манзи Елена Николаевна Мутовина отдала двадцать лет своей жизни. Неоднократно ее поощряли как лучшего машиниста котельных установок – за ответственность и добросовестное отношение к тяжелому, особенно для женщины, труду.
В августе прошлого года Елена Николаевна достигла пенсионного возраста, но продолжает трудиться во благо родного поселка, помогать своим детям и их семьям.
— Дочь в 11-м классе учится, скоро поступать поедет, да и старшеньким детям надо помочь, внучат на ноги поставить, а их у меня пятеро. Так что – никакого отдыха.
Совсем еще недавно все котельные в районе работали на дровах. Приходилось кочегарам нелегко. Мало того, что надо десятки раз в сутки накидать полную топку, так и большие чурки приходилось самим рубить. Многие годы верным помощником Елены Николаевны был колун. Удивляет ее, когда кто-то жалуется на лишний вес, женщины-кочегары таких проблем не знают. Поработай с их физически, точно будешь в тонусе, никаких тренажеров да гантелей не надо.
— Сейчас на уголь перешли, так жир нагоняем, – шутит кочегар. — А раньше в сильные морозы по 15-20 кубов дров сжигали в смену. Сейчас бы пенсионеры такой труд не потянули.
То, что работать с углем легче – бесспорно. Но только представить, что зимой в сутки уходит 10 тонн угля, а это значит, его надо перевозить в котельную: загрузить в тележку и выгрузить в топку – работа легкой точно не покажется, тем более для такой маленькой, хрупкой женщины, как Елена Николаевна.
— Да что вы, что вы, хорошая у нас работа, не дай Бог такую потерять, – возмущается машинист. — Много кто на моем месте хотел бы оказаться, в поселке с рабочими местами туго, а тут зарплата стабильная и в тепле всегда. Нам, пенсионерам, в радость, что нас еще держат, не отправляют, как это принято говорить, на заслуженный отдых. Мне, как минимум, лет пять-шесть еще надо здесь продержаться, и не для того, чтобы шиковать, а дочку младшенькую, Настеньку, выучить. На пенсию-то далеко не уедешь.
От работы, как говорят в народе, кони дохнут. Но Елена Николаевна с этой пословицей не соглашается. Дома на печи, говорит, быстрее здоровье оставишь. А тут, считай, постоянно в движении, вроде как и время быстрее идет.
— На таких людях жилищно-коммунальная сфера в нашем поселке и держится, – говорит мастер Манзенского участка «Богучанские теплосети» Николай Николаевич Ивашкевич.
Приятно Елене Николаевне, что начальник ее выделяет. Опустила глаза, смущается. И снова бежать надо, уголь кидать. Демонстрирует кочегар ловкость рук, пара минут – и уже полная тележка. Котел шумит все тише, «накормить» пора эту прорву.
В Манзе жители редко на отопление жалуются, тепло, уютно им в своих квартирах. Елена Николаевна да ее сменщики об этом всегда заботятся, не позволяют стрелке на шкале термометра опуститься ниже нормы. Бывает, авария в котельной случится, и тут коммунальщики все силы приложат, чтобы поскорей ее устранить.
— Коллектив у нас сплоченный, лет десять вместе работаем. По два человека нас в смене, я с сыном выхожу, – говорит Елена Николаевна. — Хорошая работа, не на что жаловаться. С 31 года я «кочегарю» и никогда не хотела уйти в какую-то другую отрасль. Сейчас и условия хорошие созданы. Респираторы, очки, верхонки выдают. Правда, угольная пыль так въедается в кожу, что не всякое моющее средство от него избавит. Но у нас в Манзе сейчас во всех котельных душевые комнаты оборудованы, так что после каждой смены, миновавшей без происшествий, домой идем с чистой душой и совестью.
А. РЯБОШТАН.
Фото автора.
п. Манзя
(АП)
Комментарии