«Эх, романтика», – с завистью скажут уставшие от суетной жизни горожане, представив работу лесовозчика. Путешествовать по лесным дорогам, среди сказочной сибирской тайги, где кроме зверя дикого и встретить-то никого нельзя. Один, за сотню километров от цивилизации, ты вдыхаешь свежий целительный воздух и аромат сосны.
Прислушиваешься к тишине, вздрагиваешь от пения птиц, а потом приляжешь под каким-нибудь деревцем перекурить и опять в путь-дорогу, по обочинам которой тебя взглядом провожают любопытные зверюшки. «Так, стоп! Какие зверюшки, какая романтика и перекур под деревцем!» – возразят камазисты со стажем. Летом в глухой тайге разгуливать опасно – медведи могут встретиться. Да и не посидишь ты под открытым небом – мошка и комары до костей съедят, зимой примерзнешь к этому деревцу. А случись серьезная поломка, когда на улице минус сорок и у тебя нет нужных запчастей – это уже не романтикой покажется, а самым настоящим экстримом. В котором, впрочем, тоже есть что-то притягательное.
Именно такие – настоящие экстремалы Сергей Куликов и Иван Гмыря, да еще какие – лучшие в «Гремучинском ЛЗУ», победители неофициальных соревнований на вывозке леса.
Вообще, надо сказать, работа лесовозчиков – это своего рода спорт. Только азарт может заставить по 10, а когда и по 12 часов трястись в кабине КамАЗа, объезжая дорожные «недостатки», буксуя в жидком «мыле», покоряя сугробы, подъемы и опасные спуски. Сами лесовозчики обижаются, когда называют их деятельность спортом, все-таки азарт-то заключается в том, чтобы выполнить-перевыполнить план и хорошо подзаработать. У обоих дети – их на ноги поставить надо.
– Этот экипаж у нас передовым считается, – говорит диспетчер Ольга Георгиевна Цуркина. – Их как посадили на одну машину, так и стали они давать самый высокий показатель по вывозке. Видно, что люди заинтересованы работать на результат. Добросовестные и хорошие ребята.
В Гремучинском ЛЗУ на вывозке леса трудится 11 экипажей, но никому из них не удавалось побить рекорд «529-го» (госномер КамАЗа). Хотя наступают на пятки Казанцев и Гребенюк, немного не хватает им, чтобы обойти лидеров.
С ноября по август Гмыря и Куликов вывезли 16 000 кубометров сортимента. Скромничают, говорят, можно было бы и больше, но на ремонтах простаивают: то одно «полетит», то – другое. Обычно, если нет никаких заминок, они план перевыполняют с лихвой. Например, в январе вывезли 2140 кубометров при норме 1200. Бывало, и больше вывозили. Не фиксируют они эти цифры, знают, что руководство не обидит – хорошо оплатит им то, что за рулем шофера проводят больше времени, чем дома.
Работают напарники посменно: пока один в лесу, другой успевает дома по хозяйству управиться. И, что самое главное в их труде, своевременно отдыхать. Чревато это: не спавши сутками, садиться за руль.
О выборе профессии оба рассказывают одинаково:
– Раньше, кроме как водитель и тракторист, мы и не знали других специальностей. Выросли в поселке, градообразующим предприятием которого был леспромхоз, в нем работали и женщины, и мужики, поэтому выбора-то большого не было. Куда нам, деревенским пацанам, было идти, кроме как шоферить в леспромхоз? Поэтому, как школу окончили, в училище пошли, а потом в армию, после которой уже на постоянную работу устроились.
У Сергея и отец был лесовозчиком. Какие-то азы он получил от него. А тяга к технике в те времена была у всех мальчишек. С малолетства они освоили мотоциклы: могли запросто разобрать его и собрать. А сейчас, когда лесовозного стажа у обоих больше 15 лет, они КамАЗ знают, как свои пять пальцев.
График у всех лесовозчиков скользящий. Хочешь – отдыхай в выходные и праздники, но если по вывозке будут показатели невысокие, то и зарплату получишь соответствующую. Единственное, что часто выбивает из строя – поломки и отсутствие запчастей. А простой на ремонте кубатуру не повысит.
– Куда же без ремонтов – техника есть техника. Бывают задержки с поставкой запчастей – из-за этого сидим без работы. Автопарк у нас заметно обновился, лично нам три года назад новый КамАЗ пригнали.
Мечтают лесовозчики и на иностранной технике поработать. На «форвардере», к примеру. Руководители обещают, что закупят, но когда – не говорят. КамАЗ, конечно, не сравнится с комфортабельным «американцем» или «скандинавом», но если в кабине нашей техники сидит опытный камазист – иностранцу даст фору. Переваливаясь с боку на бок, жутко скрипя и звеня цепями, КамАЗ и его хозяин докажут-таки свое превосходство. В этом весь русский мужик, ну, и отечественный автопром! Сами граждане «лесной» профессии привыкли к бесконечной тряске, которую офисный работник вряд ли бы выдержал хотя бы пять минут. Деляны находятся за 100-170 километров от Красногорьевского. По зимнику доехать до них можно беспрепятственно, а вот после дождичка по размокшей дороге, рискуя с нее сойти, груженному под завязку КамАЗу тяжело подыматься в горку. Такая вот работа у лесовозчиков – в постоянном нервном напряжении.
– Летом мы ночами не ездим в лес. Один из нас до вечера поработает, другой на следующий день выходит. А вообще за сутки по 2-4 рейса делаем, в зависимости от расстояния. Например, сто километров для нас пустяки – три раза до деляны и обратно, это в худшем случае. Бывает, за 170 километров ездим, успеваем три рейса сделать, если без казусов в дороге. Поломки у нас в основном небольшие. Такого, чтобы в лесу сломался и на месте починить нельзя было, не случалось. Но потрудиться на лютом морозе часик-другой приходилось. Выручают в таких случаях и другие экипажи, мы ведь не одни лес возим.
Сейчас «железный конь» Гмыри и Куликова на ремонте. Мне это стало понятно сразу же, как только я увидела камазистов. Их руки чуть ли не по локоть были в мазуте.
– Быстрей хотим отремонтировать, да ехать, не успеем ведь план выполнить, – говорят лесовозчики.
Скоро весь коллектив «Гремучинского ЛЗУ» в очередной раз отметит День работников леса. Возможно, как это бывало и раньше, Гмыря и Куликов в праздник будут за рулем, а потом скромно получат премию, которая на этом предприятии выдается ежегодно именно в этот день.
– Еще за хорошие показатели нам грамоты вручают. Вообще, надо отметить, не обижают. И зарплата хорошая, и премии серьезные, только сколько – мы не скажем, – улыбаясь, говорят водители. – Поэтому работу свою мы любим не за романтику. А за отношение начальства хорошее, за достойную заработную плату. Ну, и за экстрим. Есть такая особенность – привыкать к образу жизни. В отпуск пойдешь, все хорошо, но чего-то не хватает, вроде как дышать тяжелее становится.
Наверное, это так в тайгу их тянет. Туда, где летом кусает мошка, а зимой – мороз. Где тишину нарушает лишь гул КамАЗа, а заглушишь мотор – и ни звука кругом. Аромат хвои и шелест травы... Одним словом, романтика!
А. РЯБОШТАН.
Фото автора.
п. Красногорьевский
(АП)
Комментарии
смотреть онлайн