Когда мне рассказывали об этом человеке, я поначалу никак не мог понять, чем он конкретно занимается. Описание его деятельности сводилось к общему понятию «народное творчество». Ладно, думаю, выясню. Подсказали номер телефона. Позвонил. Бодрый голос в трубке поведал, что собеседник сейчас находится в деревне Малеево. Договорились о встрече. Встретились.
Человек оказался действительно очень интересным. Кроме того, что у него имя всероссийской известности, так еще и талант уникальный.
Знакомьтесь: Стас Михайлов, тезка и однофамилец популярного певца, житель поселка Октябрьский. Но известен он не песнями. У Станислава Елизаровича руки золотые и ненасытный интерес ко всему новому. Поэтому и вправду сразу не скажешь, чем он занимается – увлечений масса. Однако самое известное его занятие в поселке – бондарное дело. Можно, конечно, сказать, что он бочар, сути это не меняет, кому как привычнее. Тем, кто не знает этих слов, поясняю, что бондарь или бочар – это ремесленник, изготавливающий деревянные бочки.
Веселый, улыбчивый и очень гостеприимный – таким я увидел Станислава Елизаровича.
– Сам я уроженец Чувашии, из многодетной семьи, в Сибири оказался по переселению, с родителями переехал. Сначала жил в Абанском районе, потом в Полинчетском химлесхозе в Иркутской области. В Октябрьском живу с 1978 года. А в районе оказался по любви, за супругой поехал, – расплывшись в улыбке, начал свой рассказ октябрьский ремесленник. – Так и живем здесь с супругой вот уже почти 40 лет.
По профессии Станислав Елизарович – токарь, но за свою жизнь кем только не работал. Был трактористом, бульдозеристом, мастером леса, даже в пожарном поезде – тушил пожары вдоль железной дороги. Сейчас на пенсии, вот уж где свобода действий! Вот и занимается тем, что по душе. Как говорят его близкие, он всегда мастерил потихоньку, помогал родне и друзьям: то черенки для лопат сделает, то ящики какие. А вот бочарное дело заинтриговало: самобытность в нем, народность. Опять же с деревом, самым благородным материалом, работать почетно и приятно.
– Бочки делать я научился у тестя, – вспоминает октябрьский бочар. – Он мастеровой был, многое умел, все-таки кузнец. Работа с деревом – это ведь неписанная наука. Допустим, есть кадка, а есть бочка. Скажете, одно и то же – ан нет! Кадку за один прием сделать можно, а вот бочку – не выйдет, тут подольше нужно поработать. А вот если кто закажет что диковинное, так это радость для меня. Люблю сложности преодолевать.
По словам мастера, лучший материал для работы – кедр, но сейчас его так просто не найдешь. Его либо вообще нет, либо стоит очень дорого. Поэтому, чтобы сделать добротную бочку, а по-другому он и не умеет, нужно приложить немало усилий. В основном бочки идут для засолки. Из кедровой-то и капуста во сто крат вкуснее! А вот в сосновой горчить будет, да и рассыхается такая бочка быстро. Для такого ремесла, как видите, сейчас сырья мало.
Еще одна проблема – полосовое железо на обручи, которыми дерево стягивается. Нет его нигде, приходится выкручиваться, доставать разными путями. Иногда в металлоломе искать.
Ассортимент изделий у мастера разнообразен: от больших бочек до маленького ушата. Раньше маслобойки популярны были. Однажды пришлось даже купель делать. Но это очень трудоемко для мастера и для заказчика дорого.
Кроме увлечения бондарным делом есть еще у Станислава Елизаровича один полезный для односельчан талант – умеет он печи класть, теплые и экономичные. Кстати, и это ремесло он познал самостоятельно, всего лишь один раз увидев, как кладут печь. И вот так постоянно, что увидит, понравится – начинает осваивать. Тем более, что сейчас проблем с информацией и с нужными инструментами никаких нет. Однако, он считает, что раньше, в СССР, жилось лучше, порядка больше было и отношение к людям другое.
Удалось побывать мне и в «святая святых» – мастерской. Уютная, маленькая избушечка с невысоким потолком насквозь пропитана волшебным запахам обработанного дерева. Под потолком разложены заготовки. На стенах аккуратно и, чувствуется, с любовью, развешаны инструменты. Они, кстати, тоже особенные. Наверняка большинство из нас не знает о специальном, нужном только бочару инструменте (наструги, рубанок-горбач, зауторник) и др. Таких инструментов в продаже не найти. А тут они в полном объеме. Годами подбирались и делались самостоятельно для работы.
Все работы мастера хранятся на чердаке, но увидеть мне их все-таки удалось. Лучшие из работ хозяин принес в мастерскую.
При всей своей увлеченности Станислав Елизарович очень спокойный и уравновешенный человек с открытым сердцем. После получаса нашего общения казалось, что мы всю жизнь с ним знакомы. Умеет к себе расположить. Жена его, Нина Валентиновна, все начинания мужа поддерживает. Однако ее критику мастер не любит, сам решает, где ошибся, а где без брака сработал. Иногда, бывает, ворчит супруга, что, мол, таскает со свалки железяки всякие, на что он ей аргументировано заявляет: «А где я еще металл возьму?». Но это так, больше в шутку, чем всерьез. Видно по отношениям супругов, что в семье мир и лад, ну, и как полагается у таких семей, особый семейный уют. Уют с удивительным запахом древесины.
С.ТИМОШИН.
Фото автора.
п. Октябрьский
(АП)
Комментарии