Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

 

Татьяна Ильинична — высокая, статная женщина с открытой улыбкой и необычно добрыми глазами. Глазами, которые каждый день с любовью смотрят на тех, кто в  обществе нередко – изгои. Уроженка деревни Яркино, из многодетной семьи, с детства  приучена она жить в семье, настоящей, где каждый в ответе за всех.

Это чувство ответственности она пронесла в себе всю жизнь, не догадываясь поначалу, как пригодятся ей ее гуманность и человеколюбие. Исполнять такое, поистине непростое дело под силу далеко не каждому. Кто-то не вынесет постоянного чувства жалости, у кого-то сдадут  нервы, у кого-то просто не хватит мужества. Татьяна Ильинична Смолина — Педагог. С большой буквы. За, казалось бы, простым названием ее специальности – педагог-организатор досугового объединения детей с ограниченными возможностями, скрывается ежедневный подвиг. Она учит ребят,  обделенных природой, жить простой жизнью обычных детей. Ее воспитанники  — дети-инвалиды,  которые не могут самостоятельно жить в нашем обществе. Но очень этого хотят и стараются…

 

В ответ на все стереотипные высказывания педагог уверенно заявляет: «Это такие же дети, только подход к ним особый нужен, к каждому ключик надо найти».

 

— Я в Богучанах с 1965 года. Училась в вечерней школе и одновременно работала в редакции газеты «Ангарская правда» секретарем-машинисткой. Потом работала в «Богучанлесе», – начала рассказ о себе Татьяна Ильинична, а затем ушла в РОНО, позже – в Дом пионеров. А в двухтысячном году я стала педагогом дополнительного образования и  возглавила объединение «Деловые отношения».

 

Неожиданно для себя Татьяна Ильинична стала заниматься с детьми-инвалидами. Она, если можно так сказать, пионер, до нее так долго и с таким размахом подобную работу никто не вел. Не смогла она быть равнодушной к этим  детям.

 

Взволнованно, с дрожью в голосе она вспоминает, как все начиналось:

 

— Вообще это направление первоначально взяла на себя моя дочь, но, проработав год, ушла. Видя, что ей не могут найти замену, решила, что смогу с этим справиться, и когда мне предложили, я согласилась. Я понимала, что если не найдут педагога, это направление попросту закроют. Такое допустить нельзя было! Оно единственное в районе! Тем более, такая работа подходила мне по складу характера.

 

С родителями моих воспитанников сразу сложились добрые взаимоотношения, мы нашли общий язык. Дети потянулись ко мне, ведь они очень отзывчивы на доброту, легко раскрываются. Они мне доверяют и поэтому беспрекословно делают все, что я им говорю.  Громко, наверное, прозвучит, но скажу: мы сразу стали одной большой семьей, ей и сейчас остаемся. У нас с ребятами круглосуточное общение, это ведь единственный способ самообразования для таких детей: в садики они не ходят, в школу тоже.

 

В досуговом объединении «Шанс», созданном на базе Центра дополнительного образования детей, занимается двенадцать ребят разного возраста. У всех различные диагнозы: есть дети с ограниченным и наполовину  ограниченным интеллектом (надомники и те, кто в принципе не обучаем). Но, как показывает время, это условно. На самом деле за четыре года существования объединения все добились существенных подвижек в развитии. Занимаются ребята в специальном помещении, которое для занятий первоначально было не приспособлено, в него войти страшно было. Сейчас там уютно и чистенько, Татьяна Ильинична привела его в порядок, выбросив горы мусора.

 

Основная задача Татьяны Ильиничны — реабилитация детей в социуме через досуговую деятельность. Спектр занятий разнообразный: развивающие игры, бытовые  и компьютерные навыки, экскурсии, спортивные занятия. На каждом занятии всегда что-то новенькое, одинаковых и похожих  нет. В ее непростом деле помогают сотрудники районной библиотеки, проводя для ребят интереснейшие мероприятия, и сотрудники районного реабилитационного центра. Рассказывая, как происходит социализация воспитанников, педагог расплывается в улыбке и с гордостью говорит об успехах, о простых, на первый взгляд, вещах:

 

— Вот, допустим, для нас с вами сходить в магазин — дело обычное, заурядное даже. А вот для них подойти к продавцу, не разволноваться, сформулировать свое желание и самому что-то купить – это целое событие! Я стараюсь им такие тренинги почаще устраивать, чтобы они учились, как-то адаптировались. Опять же, появление в обществе таких людей полезно и самому обществу. Все ведь делают вид, что таких детей вроде как и нет. А если и увидят где-то, то  пытаются отвернуться и пройти, не замечая. Людей тоже нужно учить, к сожалению, наше общество не готово признавать, что дети-инвалиды – равноправные члены общества. Но чаще всего это попросту замалчивается, всем удобно «не знать» об этом.

 

Впрочем, сегодня ситуация несколько меняется. Помимо тех, кто «не видит», есть и сочувствующие, кто-то подбадривает. Татьяна Ильинична стремится  доказать, что ее воспитанники такие же люди, как и все, но со своим мировосприятием. И это приносит свои результаты: в мкр.Западный воспитанников «Шанса» знают и приветливо улыбаются при встрече.

 

— Еще одной целью этого объединения является изменение отношения родителей к детям. Родителей тоже нужно учить. Ведь зачастую они как размышляют: «Я сделаю все, что угодно, я вылечу…» Но не это главное. Главное, что  нужно таким детям - полноценно ощущать себя внутри человеческих взаимоотношений на бытовом уровне. Чтобы ребенок сам, без родителей, мог совершать самые элементарные жизненные действия. Родители ведь не вечны… И это будет первым шагом на пути к исцелению! – считает руководитель «Шанса». Судьба таких детей после смерти родителей - дома инвалидов. И очень важно, чтобы они научились быть самостоятельными хотя бы на бытовом уровне.

 

 Татьяна Ильинична с особой теплотой рассказывает мне о достижениях каждого из ее воспитанников. Я никогда не думал, что обыденные для нас вещи и действия могут приобрести совершенно другой смысл. Мы, здоровые, обычные люди, забыли, что человек – уникальный механизм. Эти ребятишки знают, как сложно научиться управлять этим самым механизмом. Простейшие для нас действия  — для них результат многомесячной, упорной работы над собой. С гордостью Татьяна Ильинична рассказала и о том, как в этом году ее дети смогли выйти на большую сцену: читали стихи, пели песни. Они преодолели себя! Но особенно радуется педагог, когда родители, приводя ребенка на занятие, радостно рассказывают о тех достижениях, что произошли за последнее время. Кто-то смог сам домашнюю работу выполнить, кто-то слово новое сказал, кто-то движение сделал….Вот это настоящая радость, искренняя и для них, и для нее.   

 

Запомнилась история  одного воспитанника:

 

— Мальчик не может выговорить мое имя-отчество и зовет меня Ты Шна. Родители его упорно заставляют говорить правильно. Но этого делать не нужно! Он меня так воспринимает, ему так легче, и я понимаю, что он меня зовет – вот она, цепочка взаимодействия. Я для него Ты Шна, ему так удобно, комфортно, ему это понятно – это самое главное. Он благодарит меня за то, что я не нарушаю его внутренний мир. Кстати, такие дети вообще умеют быть благодарными, а это в обычном обществе уже не модно. Например, недавно подарили мне вазу, выложенную речными камушками. Оказывается, они все вместе втайне от меня летом собрали камни, а потом украшали вазу. И подарили мне ее на День учителя.

 

Убедиться в том, что такие дети действительно благодарны, я смог, приехав к помещению, где проходят занятия «Шанса». На кирпичной стене, при входе в здание, краской было написано «Т.Ильинишна- Super». Сколько я ни пытался вспомнить, но не видел на наших общеобразовательных школах подобных признаний в любви своим наставникам. А они смогли…С ошибками, корявенько, но от всего сердца… 

В заключение беседы я стараюсь узнать у Татьяны Ильиничны, что было самым сложным за эти четыре года. С чем она не смогла справиться? Моментально скопившиеся в ее глазах слезинки готовы брызнуть. Она сдерживает поток эмоций и говорит:

 

— Сложностей нет. Самое страшное для меня – понимание того, что я не смогу им помочь до нужной степени, чтобы все смогли адаптироваться в обществе. Не смогу… это безысходно… Не потому, что я мало им даю, а потому что это, увы, невозможно. Вот это самая страшная боль для меня. Остальное — нипочем. 

 

В «Шансе» дети могут заниматься только до 18 лет. Татьяна Ильинична очень взволнованно говорит  о том, что сегодня дети, покидая ее объединение, не остаются сами с собой. Они переходят в открывшийся недавно реабилитационный центр. Там уже все по-взрослому, но внимания и заботы не меньше. Там есть все необходимое для дальнейшего совершенствования. Она знает, что ее ребятишкам там будет хорошо, но все равно переживает за их дальнейшую судьбу. Всем сердцем с ними слилась, частицу души в каждого вложила.

 

Напоследок Татьяна Ильинична, с вновь увлажнившимися глазами, говоря мне, но обращаясь как бы ко всему нашему обществу, говорит:

 

— Нужно быть людьми. Не надо ставить себя выше других. Доброта спасет мир, доброта. Эти дети могут ежедневно дарить радость своими познаниями мира. А вы вспомните, когда вы последний раз по-настоящему радовались? Не какой-нибудь тряпке, а просто тому, что живете, ходите, говорите…

 

Никаких наград не надо после того, как один из воспитанников, уходя с занятия, говорит: «Я две ночи посплю и опять приду к вам». Он считает дни, когда снова увидит меня… Вот оно, счастье…..

С. ТИМОШИН.

(АП)

Комментарии  

 
0 #1 Александр 10.05.2012 20:36
Никаких наград не надо после того, как один из воспитанников, уходя с занятия, говорит: «Я две ночи посплю и опять приду к вам». Он считает дни, когда снова увидит меня… Вот оно, счастье…..

Замечательные слова замечательного человека.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
0 #2 Rsqumsu 17.04.2020 15:50
To get more crimson to run the most of inward sildenafil dosage
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить