22 года на Таежнинском заводе железобетонных изделий трудится Светлана Ивановна Васюта. И все эти годы она выполняет одну и ту же работу. Свою любимую работу.
— Это очень ответственный, надежный человек, настоящий профессионал своего дела, – характеризует работницу директор завода Владимир Васильевич Балбеков. — Светлана Ивановна – старейший и бессменный работник. Она всегда справляется с поставленными перед ней задачами. Не было такого дня, чтобы она без уважительной причины не вышла на работу.
Профессию крановщика мостового крана она выбрала не случайно. С детства Светлана мечтала быть либо сварщиком, либо крановщиком. Помнит, как ездила с родителями в отпуск и, проезжая мимо городов, не отходила от окна вагона: считала башенные краны. Ей было очень интересно наблюдать, как работают эти гиганты.
Окончив школу, таежнинская девушка поехала в гости к родственникам на Украину, в город Стрый, да там и осталась, поступила в училище. В те времена никто не разделял рабочие профессии на женские и мужские. Женщины шоферили, рубили, пахали, были и сварщицами, и трактористками. Светлана Ивановна осуществила свою мечту – выучилась на крановщика мостового и козлового кранов.
— Сейчас единицы учатся на крановщиц, а когда я поступала – у нас девчонок было больше, чем мальчишек.
Поработав несколько лет в Ленинградской области, куда Светлана Ивановна попала по распределению, девушка решила вернуться на родину, ближе к родителям. Таежный встретил ее, можно сказать, с распростертыми объятиями. Там тогда только-только запустили завод по изготовлению железобетонных изделий, и молодая крановщица была как нельзя кстати. Так в свои 27 лет Светлана Ивановна обрела постоянное место работы.
— Я когда пришла сюда, руководителем был Анцевич, завод еще работал не полностью. Мы вносили последние штрихи: отделывали бетонно-смесительный цех, монтировали вибростол. Помню, как первый раз поднялась, подошла к кабине крана и поняла, что я ужасно боюсь: высоты, передвижения, вообще этой работы. Но обратного пути уже не было, надо было преодолевать этот страх. Сейчас о другой работе и думать не хочу.
Светлане Ивановне на заводе и правда нравится. Десятки раз ей приходится спускаться и подниматься, перебегать от одного крана к другому (их на заводе два). Она – один крановщик на все предприятие.
— Это незаменимый работник, – говорит Владимир Васильевич. — На нашем заводе без крановщика никак не обойтись.
На заводе коллектив преимущественно мужской. Она привыкла к такому окружению.
— Да я всю жизнь среди мужиков. В детстве все друзья – мальчишки, подруг-то почти не было.
И в семье у нее та же история. Сначала родила одного сына, следом другого. Третьей ожидала девочку. Но и здесь не угадала.
— Честно сказать, дочку-то и не хотела. Мне мальчишки больше по душе. Сейчас уже бы девочку понянчила. Вот и жду, когда мои пацаны мне внучку подарят. Только они почему-то не торопятся.
Стаж Светланы Ивановны на заводе – непрерывный. Говорит, что никогда не возникало желания куда-то уйти, хоть и бывали задержки зарплаты: предприятию из-за отсутствия заказов нечем было платить работникам. На тяжелые девяностые, как бы это не было удивительно, пришелся самый пик, было очень много заказов.
— Нам тогда завидовали, что мы деньгами зарплату получаем, да немалыми. Легче было в то время работать, веселее.
А «легкой работой» крановщица называет полную загруженность, когда дело налажено и спорится коллективный труд. Вот безделье не по ней. Такая «тяжелая работа» Светлане Ивановне точно была бы не по плечу.
А. РЯБОШТАН.
Фото автора.
п. Таежный
(АП)