Я много слышал о том, что в районе есть некая рок-группа - кузница кадров для рок-музыки, да и просто хороших людей. Слышал, но с творчеством ее ни разу не соприкасался. А жаль. Если бы я смог раньше узнать об этой группе, то наверняка отношение к культурной жизни района изменилось, да и, наверное, не только культурной - просто жизни. Познакомился я с «комбовцами» на их юбилейном концерте - необычном, удивительном и очень драйвовом.
«Комбо» – слово для многих людей непонятное, но у джаз-музыкантов оно в ходу. Как так получилось, что это слово здесь, в Богучанском районе, уже на протяжении 20 лет ассоциируется с творчеством, живой музыкой, и как бы пафосно это ни звучало – с воспитанием молодежи нескольких поколений. Да и вообще, что значит это слово?
Об этом мы беседуем с Валерием Михайловичем Великим, руководителем группы «Комбо», которая в мае отпраздновала свой 20-летний юбилей.
– Валерий Михайлович, расскажите немного о себе. Как складывался ваш творческий путь? Как вы оказались в Богучанах?
– Ну, если это будет кому-то интересно - пожалуйста. Родился я далеко отсюда, на Сахалине. Жил и взрослел в г. Александрове. В 12 лет я остался без родителей и попал в детский дом, там же, на Сахалине. К этому возрасту я уже обладал некими музыкальными навыками, играл на гармошке. А в то время сильно были развиты духовые оркестры при Домах пионеров, в пятом классе я попал туда. Помню, записались всем классом. Так и произошло знакомство с духовыми инструментами. Потом меня пригласили в военный оркестр, в музыкальный взвод. Это была нормальная ситуация, когда талантливых подростков приглашали в военные духовые ансамбли.
Сразу после восьмого класса решил поступать куда – либо, получать профессиональное образование. Возраст свое взял, молодость, влюбленность – это, конечно, на многое влияло. Поступил я в горный техникум, вслед за одноклассницей, которая мне нравилась. Нас, первокурсников, в конце учебного года повезли в угольную шахту, чтобы показать, как специальность выглядит «изнутри». Побывав там, я окончательно решил, что это не мое, и я точно не шахтер, и даже юношеская влюбленность меня не остановила. На том обучение закончилось.
Потом ушел в армию, служил на подводной лодке. В музыкальный взвод не пошел умышленно, хотя возможность была. Дело в том, что от духовой музыки я уже ушел далеко, да и не хотелось этого. Время, в которое я взрослел, теперь называют «оттепелью», по стране всюду стали открываться молодежные кафе, рестораны, танцплощадки. Я играл в ресторанах на саксофоне, у меня к этому инструменту особая любовь. Этим зарабатывал. После армии я очутился в Хабаровске. Мой друг пригласил меня поиграть в джазовом оркестре «Дальний Восток». Вот там я остро ощущал нехватку профессионального образования, – каким бы талантливым человек ни был, способности нужно развивать и закреплять с помощью специалистов.
Мне посоветовали поступить в Абаканское музыкальное училище – там был мощный преподавательский состав.
Здесь я познакомился со своей будущей женой, она на режиссера училась. После училища попал в Абанский районный Дом культуры, руководил духовым оркестром. Вот мы вдвоем с супругой около десяти лет отдали работе в этом ДК.
В дальнейшем мы переехали в Красногорьевский, меня пригласили директором поселкового клуба. Свое дело продолжили уже на ангарской земле. Тут у Кати (супруга Екатерина Дмитриевна – С.Т.) живут замечательные родственники, настоящая семья, такой я никогда не встречал. Теща - прекрасный человек. В общем, все сложилось удачно. Это был 1989 год. Тут и был набран первый состав группы «Комбо».
– Давайте сразу поясним, что значит это слово? Комбо – что это?
– Ну, это слово из лексикона джазовых музыкантов. Произошло от слова «комбинировать». Как уже говорилось, я некоторое время играл в джазовом оркестре. Нередко в гастрольных поездках, составы комбинируются. Не один конкретный состав, а сборный.
– А почему именно так? В память о том, что вы когда-то были джазменом?
– Группу назвал я, это моя идея. А назвал по нескольким причинам. Приходят разные дети, с разным уровнем подготовки, а то и вовсе без нее. Кто-то постарше, кто-то помладше. И все хотят играть! Какую-то мелодию одни могут сыграть, какую-то другие. Некоторые песни играются путем «скрещивания» составов. Из одного состава берутся одни, из другого другие. Это всегда практиковалось у нас. Комбинация составов идет постоянно.
– Становление коллектива проходило в непростое перестроечное время. Как удавалось осуществлять свои творческие планы?
– Наш клуб тогда принадлежал Миллеровскому леспромхозу, который возглавлял в то время Геннадий Иванович Рукосуев. Хороший хозяин, мудрый управленец. Человек правильный и по-хорошему строгий. И если ему что-либо по душе, если он видит в этом толк и какой-то конечный результат – то он всегда и во всем помогает. Видимо, в нас был толк, финансовых трудностей коллектив не испытывал. Больше того, мы с гастролями тогда почти весь район объездили. И это во времена повального перестроечного безденежья! Я лично на зарплату в те времена не жаловался, просто делал свое дело. И это дало результат. Может громко будет сказано, но мы миллеровскую самодеятельность вывели в лидеры. Об этом говорит тот факт, что в 1993 году меня пригласили стать директором Богучанского районного Дома культуры. И я согласился.
Конечно, трудно было. Времена сложные, притирка с новым коллективом – всякое бывало. И вдруг получаю предложение от директора Дома творчества «Ровесник», преемника Дома пионеров с. Богучаны (ныне ЦДОД), Валентины Васильевны Каверзиной. Она пригласила меня руководителем вокально-инструментального ансамбля при Доме творчества. И я принял ее предложение.
– А не было внутреннего противоречия? Несколько лет быть директором сначала в красногорьевском клубе, потом в РДК. А тут как бы «шаг назад» получался?
– Я должен признаться, что никогда в жизни за «местом» не стремился. Я не карьерист. Не мое это. Я музыкант, я хотел и хочу просто делать свое дело. А все гонки по вертикали - это не для меня. Так вот тут и работаю уже более 15 лет.
– Как рождалась группа «Комбо»? Каким был первый состав?
– Когда я работал в Красногорьевском, поначалу приходили взрослые ребята, которые считали себя музыкантами. И когда я говорил им, что всему нужно учиться – они не слышали меня. Нередко самодеятельные музыканты амбициозны, но в плане музыкальных знаний и техники слабоваты. Ну и чтобы доказать ребятам, что на одних амбициях ничего не добьешься, я набираю группу девчонок семи-восьмиклассниц, и мы занимаемся с ними год. За это время они достигли такого уровня, что тем ребятам их было уже не догнать. Так я и показал, что музыке, как и жизни, нужно учиться.
С этим девичьим составом, как я уже говорил, мы объехали весь район. Очень много гастролей было. Играли в основном репертуар тех лет – как сейчас говорят, «попсу». Это и «Ласковый май» и Н.Королева, и многое другое.
– А в «Ровеснике», вы какое направление музыкальное хотели поднимать? Духовая музыка? Джаз? Попса?
– Ну, сюда я шел на должность руководителя эстрадного ансамбля. Естественно, хотелось привить детям любовь к духовым инструментам, ведь эстрадная музыка тогда и строилась на них, хотя гитара уже стала их вытеснять. Да и детского эстрадного ансамбля здесь не было. Только взрослый.
Но самая главная проблема была в том, что на тот момент инструментов не было вообще! То есть, я прихожу руководителем ансамбля, а инструмента нет - вообще никакого. Приходилось каждый инструмент буквально добывать. Искали, ездили по Домам культуры района. Что смогли - насобирали.
Но занимались мы не только эстрадной песней. Много было направлений. Мы ведь с супругой клубные работники и привыкли заниматься одновременно многим. Не только группа «Комбо», но и детский фольклорный коллектив, театр музыкальных миниатюр, отдельные вокалисты и прочее – все это называлось «Музыкальный класс». Результат был такой, что пели все. Хочешь учиться игре на гитаре – пой в фольклорном ансамбле. Многие составы через это прошли. Поэтому петь умели все, вот сейчас мне этого сильно не хватает.
– По какому принципу шел набор детей в ансамбль?
–Первое время мало кто приходил. Я расклеивал по школам объявления, беседовал, пытался заинтересовать детей. Но года через три я перестал это делать. Дети пошли валом, и до сих пор так. Приходится даже отбор проводить, смотреть на способности. Если раньше брал шестиклассников, то сейчас только восьмиклассников.
Тут в чем еще дело. Ведь наше учреждение со временем тоже изменилось. Был Дом творчества - сейчас Центр дополнительного образования. Чувствуете разницу? Сейчас совершенно другой подход к обучению. Вот мне лично комфортней работалось в условиях Дома творчества. Дело в том, что сейчас творчество загоняется в какие-то рамки, которых до этого не было. Я считаю, не всегда это оправдано и целесообразно. Должна быть свободная зона творчества, которая и привлекает детей тем, что это не школа. А сейчас сюда внедрили школьные элементы: журналы, проверки, посещаемость.
В конце концов, существует школа искусств. Там схема проста: родители платят за обучение детей и следят за тем, как идет обучение. Тут как раз наоборот – детям дается возможность показать себя, делать то, что они хотят – выразить себя. Хотят они рок играть – пусть играют, моя функция – через их интерес к музыке научить их делать это. И эти две системы должны сосуществовать. В школе искусств, безусловно, даются глубокие знания, глубже, чем у меня, я ведь только учу играть на инструменте, а там учат понимать музыку и готовят профессиональных музыкантов. «Комбо» дает детям возможность заниматься тем, что им интересно. У меня много ребят ходит и в музыкальную школу, и ко мне. Это нормально.
– А как так вышло, что «Комбо» уже не один год носит статус рок-группы? Вы как джазовый музыкант могли подумать, что будете возглавлять рок-группу? Как произошла такая метаморфоза?
– Это веление времени, рок это музыка молодежи. Должен признаться, что все это произошло под влиянием моих воспитанников. Будучи джазовым музыкантом, я знал несколько известных рок-групп, но основательно с их творчеством не знакомился. Благодаря одному из учеников, который уже в школе увлекался творчеством «Битлз», я задумался: а почему бы не узнать побольше о рок-музыке? И так пошло! Один ученик одну рок-группу показал, другой другую. Так я в это и вник.
– Не жалеете, что не получилось джазовый ансамбль сколотить?
– Нет. Наверное, могу отнести себя к прогрессивным музыкантам, мне всегда хочется развиваться. Поэтому не о чем жалеть, тогда джаз моден был, сейчас рок. Но хотя было бы здорово, если бы параллельно джазовый ансамбль существовал. Сам-то джаз не уйдет никогда, он настолько развился, что его сегодня не всякий человек поймет. Если можно так сказать – он стал элитарен.
– В мае состоялся праздничный концерт, посвященный 20-летию группы «Комбо». Расскажите, как он прошел? Вообще, что для вас значит эта дата?
– Я специально никогда не задумывался о том, что это за дата. Я вообще не люблю всякую помпезность и шик. Но действительно, прошло 20 лет. Удивительно, но даже те, кто был в первом составе, поддерживают между собой связь. В Интернете в социальной сети «Вконтакте» существует сообщество «Комбо», в котором общаются и выпускники, и ученики, и почитатели нашего творчества. Но я специально не захожу туда, чтобы никого не стеснять своим присутствием. Главное все мои ученики общаются. Общаются! Они не забывают друг друга. Многие, кто когда-то занимался в группе, приходят в ЦДОД посмотреть, вспомнить, пообщаться. И для меня каждый выпускник чем-то дорог, по-своему близок. Есть те, с кем мне было очень тяжело, и выгонял многих, но они опять приходили. Значит, я кому-то нужен, кому-то нужен мой труд.
Признаюсь, я вообще не хотел праздновать юбилей в том ключе, в котором он прошел. Но мои же выпускники меня убедили в том, что встречу нужно провести именно так. Большая часть концерта готовилась в тайне от меня, для меня самого это был сюрприз. Главное, что на юбилей смогла собраться основная масса представителей всех семи выпусков группы. Всех! Это, конечно, очень важно для меня.
– Вам самому понравился концерт, который подготовили выпускники?
–Понравился. Для меня это все было необычно. Не заметил, как прошли три часа. На концерте я сам ощущал себя зрителем. Все составы подготовили музыкальные номера. Когда только успели сыграться, отрепетировать? Я знаю, что многие инструменты последний раз держали в руках в детстве. Но вышло здорово.
– На концерте одна из ваших выпускниц сказала, что вы воспитываете не музыкантов, а личности. Вы себя кем больше ощущаете – музыкантом или педагогом?
–Нет, наверное, все-таки педагогика – это не совсем то, чем, я занимаюсь. Наверное, правильней сказать, что у нас присутствует воспитательная функция. Потому как она присуща системе дополнительного образования. А ощущаю я себя музыкантом, музыкантом, который просто работает с детьми.
– Наблюдаете вы за своими выпускниками? Узнаете, кто кем стал?
– Конечно, и я узнаю, и ребята сами сообщают. Но не это главное. Горжусь тем, что ни один из моих выпускников не стал плохим человеком. Радостно и то, что большая часть получила высшее образование! Сейчас наши выпускники работают юристами, педагогами, журналистами, банкирами ... Мне приятно, когда они чего-то добиваются в жизни. Естественно, не я сделал их такими, они сами нашли свой путь. Но начали-то они у нас! От этого особенно тепло.
– А правда, что вы имеете статус лучшего молодежного продюсера в восточной группе районов Красноярского края?
– Да. Был такой фестиваль – «Енисейская волна», где одной из номинаций была «Лучший продюсер». Я подал заявку и выиграл. Как руководитель ансамбля я и воспитатель, и музыкант, и аранжировщик, и продюсер…….
– Какие планы у «Комбо»? Юбилей это начало чего-то нового?
– Может, это, конечно, моя недоработка, но я не люблю планировать. И страдаю от этого, потому что надо видеть перспективу.
– Как можно попасть к вам в группу?
– В ЦДОД с первого до пятнадцатого сентября идет набор. Кто хочет заниматься музыкой и чувствует в себе потенциал – ждем всех. В большое сообщество хороших людей.
С.ТИМОШИН.
Комментарии