22 июня 1941 года…
В этот день в деревне Жары Брянской области в семье Серегиных появилась на свет дочь Нина, шестой по счету ребенок. А к вечеру по деревне разнеслась страшная новость о начале войны.
Нина Александровна Во-еводина (Серегина) по воспоминаниям мамы, сестер и братьев хорошо знает, как им пришлось переживать эти годы. Иногда ей кажется, что она и сама все это помнит.
– В октябре 1941 года немцы заняли нашу территорию, и до 1943 года Брянщина находилась во вражеской оккупации. Папа ушел в партизанский отряд, а в феврале 1942 года его повесили фашисты, – рассказывает Нина Александровна. – В назидание другим немцы семь дней не снимали его с виселицы. Мы все были вывезены в лес к партизанам. Вскоре деревню сожгли.
Со дня начала войны прошло семьдесят лет. Столько же исполнилось и Нине Александровне.
– Оглядываясь назад и вспоминая свое детство, юность, я не перестаю восхищаться нашей мамой и вообще русскими женщинами. Преклоняюсь перед их мужеством и стойкостью. Оставшись без мужчины, с шестью малолетними детьми, мама не опустила рук, а наоборот, принялась работать за двоих. Когда область была освобождена от врагов, мы вернулись на свое место и долгое время жили в землянке. Уже потом, когда война кончилась, начали восстанавливать хозяйство: построили хату и обзавелись скотом. Именно благодаря маме мы не заметили, как прошли тяжелые послевоенные годы. Я не помню голода, но знаю, что маме это благополучие дорого доставалось. Наверное, поэтому, начав самостоятельную жизнь, я всегда стремилась защитить наших женщин. Много лет была председателем профсоюза Пинчугской средней школы.
Нина окончила школу, а затем педагогическое училище у себя на Брянщине. Вышла замуж и в 1967 году приехала жить и работать учителем начальных классов в Пинчугу. Уже через три года односельчане избрали Нину Александровну депутатом сельсовета, а еще через два – секретарем исполкома Пинчугского сельсовета. Предшествовало тому ее неравнодушное отношение к жизни поселка.
– В те годы неблагополучных семей было не меньше, чем сейчас, – говорит Нина Александровна. – Особенно среди работников химлесхоза. Я же работала в начальной школе и не могла спокойно смотреть на полузаброшенных родителями детей. У административной комиссии в то время полномочия были широкие: могли и штраф наложить, и припугнуть увольнением с работы. Старались работать на благо поселка. К примеру, удалось добиться строительства объездной дороги для лесовозов. Однако через какое-то время я поняла, что очень скучаю без своих ребятишек. В 1975 году вернулась в школу и уже до 2005 года работала с детьми, параллельно занимаясь общественными делами. Наш профком, в который входили Т. П. Капленко, О. В. Косолапова, Л. И. Дунаева, В. Н. Мацукевич, защищал интересы учителей. Сюда входили и вопросы об учебной нагрузке, и соблюдение температурного режима в школе, выделение квартир преподавателям, курортных путевок. Да много чего. С какими-то вопросами мы справлялись с помощью руководителей поселковых организаций.
А где-то приходилось применять и свою сноровку. С улыбкой вспоминаю, с какими ухищрениями мы доставали литературу для школы.
Нина Александровна Воеводина – ветеран труда. Более 40 лет насчитывает ее педагогический стаж. Награждена медалью за долголетний добросовестный труд.
Е. МАКЛАКОВА.
Фото автора.
п. Пинчуга
Комментарии