
Приехав в Богучаны по делам, Галина Николаевна Роземблит заглянула к нам в редакцию:
– Вы просили принести старые фотографии. Посмотрите, может, что-нибудь подойдет.
Объявив о конкурсе «Исторический кадр», мы действительно ожидаем «остановленных мгновений» прошлого – далекого и относительно близкого. А ведь сегодня для кого-то и семидесятые-восьмидесятые годы двадцатого века – дела давно минувших дней.
Большая часть фотографий, которые достала из пакета Галина Николаевна, отражают события времен коллективизации и даже гражданской войны. Бесценные реликвии! Как тут было не поинтересоваться происхождением этих пожелтевших от времени снимков?
Оказывается, фотографии повествуют о жизни Гавриила Александровича Роземблита, который приходится дедушкой мужу Галины Николаевны Владимиру Александровичу. Очень яркая и непростая выпала ему судьба…
Из рассказа Галины Николаевны выходит, что родился Гавриил Александрович очень далеко отсюда – в городе Ярославе, который переходил то к Австрии, то к Польше. Городок небольшой, население – в основном поляки и евреи. Но все, на момент начала первой мировой войны, были гражданами Австро-Венгрии, и те из них, кто подлежал мобилизации, встали под ружье.
События первой мировой войны широко отражены в трудах историков, в художественной литературе и кинолентах. Череда драматических событий, годы сражений, государственные перевороты закрутили Европу в кроваво-огненный смерч. Век спустя историки ломают копья, разбирая причины этой войны и те интересы, которые преследовали в ней ведущие мировые державы. Одним из ее последствий стало появление в России огромного количества пленных чехов, венгров, австрийцев – по некоторым свидетельствам их число достигло почти четырех миллионов человек. Большая часть их была отправлена на Урал и в Сибирь. Этим людям суждено было стать свидетелями и участниками грандиозных событий, происходивших в чужой для них стране – воевать на той или другой стороне братоубийственного конфликта, искать свое место в новой жизни…
Одним из таких военнопленных был и Гавриил Роземблит. Хотя его могли звать и как-нибудь иначе, многочисленные варианты написания иностранного имени затрудняют поиски, и трудно сказать, что происходило с Гавриилом Александровичем в самые бурные годы, на исходе «десятых».
Известно, что успел повоевать в вооруженных формированиях партизанской войны. В истории эта глава носит название Тасеевской партизанской республики, и частично ее события связаны с Приангарьем и территорией нашего района. На одной из фотографий запечатлено «правительство» этого временного административно-территориального образования, в том числе и командир Долгомостовского отряда Д.А. Апанович – он сидит в первом ряду, третий слева (фото внизу).
Помимо фотографий, сохранилось немало письменных документов, по которым можно судить о личности уроженца Австро-Венгрии и будущего сибиряка Роземблита. В справке, подписанной Д. Апановичем, говорится о том, что Роземблит был одним из руководителей партизанского отряда «зимой – лыжного, а в летнее время – ползучего». Эта справка позднее была представлена в органы власти как основание для предоставления определенных льгот активному участнику партизанского сопротивления колчаковцам.
Позднее ему был выписан еще один любопытный документ. В письме, подписанном зам. зав. райзо Реймеровым и деловедом Кухиным, содержится рекомендация климинскому руководству: направляемого в деревню Г.А. Роземблита «использовать в качестве председателя колхоза». Вот какую неожиданную «карьеру» сделал в России солдат армии противника, оказавшись в плену. Можно предполагать, что он был человек грамотный, обладающий деловыми качествами, хороший организатор. Разумеется, как большинство районных руководителей, состоял в Коммунистической партии. Причем и в партийной иерархии продвинулся высоко – был участником первых районных конференций ВКП(б).

Партийно-хозяйственный актив Богучанского района. 30-е годы. (Г.А.Роземблит во втором ряду второй справа)
Работал Гавриил Александрович и в Чунояре, где и сегодня живут и трудятся его потомки. Им, конечно, не безразличны корни рода, уходящие в далекую австрийскую землю. Семья Роземблит занималась изысканиями, но, как уже упоминалось, трудно вести поиск человека, фамилия которого как только не писалась в разных источниках!
Сохранилось несколько писем, полученных Гавриилом Александровичем от родных. Перевести их не получилось – владеющие немецким языком могли лишь приблизительно уловить смысл. Удалось таким образом понять, что в письмах звучал вопрос: почему не возвращаешься на Родину? Что тебя там держит, в той Сибири? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Хотя понятно что – женился на Марии Силкиной, появились дети. Корни проросли уже и здесь – надо же человеку за что-то держаться, чтобы не смел очередной исторический вихрь. Просто чтобы жить…
Так хотелось, чтоб герой этого небольшого повествования обрел тихую пристань на берегу Чуны, растил детей, а затем внуков. Если бы мог быть таким финал рассказа! Но логику истории не переломить. Мог ли человек с такой фамилией и биографией невредимым пройти через полосу репрессий? По обвинению в «диверсионно-повстанческой террористической деятельности» расстреляны легендарные командармы Николай Буда и Василий Яковенко. Данил Апанович, работавший в 1937 году заведующим Богучанским районным отделением «Красзаготпушнины», тоже был арестован, объявлен антисоветчиком, террористом и вредителем. В июле 1938 года расстрелян в день вынесения приговора. Информация об этом содержится в письме В. Апановича, опубликованном в «Ангарской правде» десять лет назад («Он верил в справедливость» – номер газеты от 16 августа 2003 года).

Г.А. Роземблит был арестован в 1937 году и в год начала второй мировой войны умер в магаданском лагере. Думал ли молодой австриец, отправляясь на передовую, что его жизнь пройдет через такие разные фронты и какие еще коллизии ему предстоят? Трагическая, удивительная судьба. Узнать о ней помог конкурс «Исторический кадр». Сколько еще разных судеб и событий в истории района – широкое поле для исследовательской деятельности школьников. Их ровесники в Тасеевском и Абанском районах кропотливо изучают историю тасеевского партизанского движения. А ведь были еще шиткинские партизаны, действовавшие на территории Иркутской области и части Красноярского края.
Это история и нашей земли, которую сегодня уже, к сожалению, можно изучать только по таким вот старым документам, добывать сведения в Интернете, в книгах, в газетных и журнальных публикациях. Многое можно узнать, понять и прочувствовать о судьбах своей Родины, если задуматься хотя бы об одном человеке, оставившем на земле зримый след.
Л. ГАЙЛЮТЕ.
Заглавное фото: Партизаны Тасеевской республики.
(Фото из личного архива
семьи Роземблит).
(АП)
Комментарии