Живёт в нашей деревне Пинчуга удивительная, самобытная женщина Елизавета Ивановна Рукосуева. «Жизнь прожить – не поле перейти», – говорит она, улыбаясь. Эта мудрая пословица, на мой взгляд, и отражает суть жизни этого замечательного человека.
— Я коренная, местная,– рассказывает о себе Елизавета Ивановна.– Родилась в Иркинеево. Здесь и замуж вышла. Смолоду в леспромхозе работала. Бедно жили, но дружно и весело.
Елизавета Ивановна – одна из тех женщин, которая родилась в предвоенные годы и кому пришлось подменить отцов, ушедших на фронт, на нелёгкой работе в колхозе и леспромхозе. Весь рассказ Елизаветы Ивановны пронизан любовью к своей малой родине – Приангарью. В неторопливой беседе слушаю её весёлые и грустные воспоминания о промелькнувшей молодости. Бережно передаёт мне уже пожелтевшие фотографии.
— Это я в девках была. А это мама моя, тоже иркинеевская. Мама подымала нас одна, – поясняет Елизавета Ивановна.
Рассматривая следующую фотографию, она оживляется и продолжает вспоминать:
— В годы войны я работала в Иркинеевском леспрохозе. Штабелевали, сплавляли лес вручную. Я деревину канадским топором подрубала, потом огребала. Помню до сих пор лучшего лоцмана Мишу. Я несколько раз сплавляла плоты до Игарки, а обратно на илимках возвращались, – не без гордости говорит баба Лиза. – Еще поля пололи. А какие были поля! Всё сеяли: и пшеницу, и овёс, рожь. Вот вышли бы старые люди, посмотрели бы, как заросли поля сейчас, – с горечью произносит Елизавета Ивановна.
Баба Лиза перебирает в памяти любимые ангарские праздники. Один из них – Троица.
— Обязательно праздновали наступление лета. В этот день наряжали берёзки, наличники окон украшали веточками берёзы. Парни караулили девок с вёдрами и старались кинуть в их вёдра свои берёзовые ветки. Девки боялись воду расплескать из ведер, чтобы счастье не выплеснуть. В этот день уходили гулять за деревню, парни – с гармошками. На берегу Ангары наряжали молодые деревца, привязывали к их веткам яркие ленточки и отправляли по течению, загадав желание: если твоя берёзка не прибьётся к берегу, то задуманное исполнится.
Делится Елизавета Ивановна и секретом приготовления мучной каши:
— Когда молоко закипит, муку тонкой струйкой сыплешь, быстро размешиваешь, в конце маслица добавляешь.
В Масленицу, по воспоминаниям бабы Лизы, любимым развлечением были катания на лошадях. Парни обязательно ходили в гости, приглядывали себе невест и предлагали вместе покататься. «С гор покататься – сердцем потешаться»,– так говорила мама Елизаветы Ивановны.
— Очень хорошо помню, – продолжает Елизавета Ивановна, – как встречали Пасху. Сами в русской печи пекли куличи, красили луковой скорлупой яйца, ходили к соседям в гости и соревновались в разбивании яиц. Даже проводили конкурсы: делали из напольных дорожек некрутую горку и спускали с нее яйца. Чье яйцо дальше укатится, то и победило. По традиции все куличи не съедались, а один обязательно должен остаться до родительского дня.
У Елизаветы Ивановны в этом году юбилей: в ноябре ей исполнилось 85 лет.
— Ох, и наплясалась я! А напелась! – улыбается баба Лиза, и лучезарная улыбка, кажется, делает её моложе.
Я смотрю на эту женщину, радуюсь за нее и удивляюсь: откуда в ней такая энергия, такое жизнелюбие? Слушая её воспоминания, я вижу, что природа щедро одарила Елизавету Ивановну. В рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» есть такие слова: «Не стоит село без праведника». Да, именно такие мудрые бабушки, наши современницы, украшают родное село своим жизнелюбием, верой и добротой. Счастья Вам, дорогая Елизавета Ивановна, и крепкого здоровья!
ТАНЯ ВАЙВОДС,
ученица 11 класса
Пинчугской школы.
Комментарии