О детях войны написано много. Есть истории о том, как воевали, о том, как жизни спасали, о том, как героически выполняли недетские задания… Все это, безусловно, подвиг. Но был еще один – трудовой, в тылу. Едва подрастая, детвора заменяла своих отцов, ушедших воевать, на трудовых фронтах. В Манзе живет Александр Васильевич Мутовин. Приятный собеседник, носитель памяти, той, мальчишеской, военно-трудовой. И каким-то подвигом он это не считает. Знает: по-другому нельзя было.
Родившись в 1932 году в деревне Заимка, работать стал сразу, как ходить научился..
Тяжелым и непростым было его детство, особенно в годы войны: мал был, а понимал – это страшное испытание, где каждое, даже минимальное содействие поможет общему делу.
– Раньше Заимка большой деревней была, не то что сейчас. – делится воспоминаниями Александр Васильевич. – Жили мы в добротном доме – пятистенке, с огромными сенями. Кроме меня еще в семье двое детей было. Чуть позже мы со всей своей родней вступили в колхоз. Все, что было на тот момент нажито: лошади, скот, запасы какие – все в общую собственность сдали. Наш колхоз имени Первого мая сразу стал одним из лучших в районе. Оттого и жизнь наладилась. У нас сусеки всегда были полны.
К концу 30-х трудовая жизнь на Ангаре кипела. Было все, что тогда можно было только желать: хлеб, скот…. Трудиться умели и веселиться могли. Самым главным праздником тогда считался Первомай, очень он нравился жителям.
– С утра все на демонстрацию шли, потом гуляли – улыбаясь, рассказывает Александр Васильевич, – но не долго, второго числа уже в поле нужно быть, посевная.
Мальчишкой Александр осознал ощущение праздника от Первомая. И радость трудовых будней тоже была ему знакома. Пришло и другое ощущение: необъяснимое, тяжелое и очень страшное. Ощущение войны…..
– Это чувство шрамом на душе осталось… Зимой, в первый же год, отца призвали. Тогда много из Сибири призывали. Немец-то под Москвой стоял, считалось, что в зиму нашим мужикам сподручней будет воевать, сибиряку-то зима нипочем… Отстояли столицу.
Первоклашка Саша понял, что на нем теперь ответственность за семью и Родину. В войну быстро взрослели… От отца письма приходили, хоть он и неграмотный был; люди помогали писать. Позже, при форсировании Днепра, его след затерялся, до сих пор неизвестна его судьба.
В деревне остались старики, женщины да дети. Но работали все, как один. У детворы такой распорядок был: в теплое время года работают, зимой школу посещают.
Маленький Санька важное дело делал: летом доярок на пастбище-остров Сосновый возил. Они в лодке сидят, а он на лошади по берегу бечевой идет, тянет ее вверх по течению. В день по два раза ездил – утром и вечером. Для этого в пять утра приходилось вставать и наравне со взрослыми весь день на ногах проводить.
Позже начались лесозаготовки. Александр Васильевич сено возил для лошадей, которые были задействованы на этих работах, ребята постарше лес заготавливали.
С фронта в Заимку мужиков вернулось немного. Истосковавшись по мирному труду, фронтовики работали с утроенной силой, народное хозяйство поднимали.
Когда Александру Васильевичу 15 лет исполнилось, ему доверили лес возить. Стране материал нужен был для восстановления. Так и повзрослел, работая. Позже за труд свой недетский будет он удостоен звания «Труженик тыла».
В 1952 году был призван в ряды Советской армии. В авиацию попал, почетный и важный по тем временам род войск. Служил в Новосибирске почти четыре года. Не хотели отцы-командиры отпускать, больно кадр был ценный, со специальностью важной. Заменить его некем было – специальность действительно редкая и уникальная – парашютоукладчик, не менее ответственная, чем у саперов: ошибку допустить нельзя было.
– С моими парашютами даже генералы не боялись прыгать. – улыбаясь, подметил бывший парашютоукладчик..
В 1956 году, вернувшись из армии, стал работать в родном колхозе. Заимцы все силы бросили на восстановление, колхоз быстро пришел к довоенным показателям. Но такое положение недолго длилось. Жизнь колхозная – не сахар. Мужиков в деревне мало было, девки выходили замуж и «сбегали» из колхоза, кто-то просто новой жизни искал и уезжал. Думали, где-то лучшая доля.
Переехав в 1960 году в Мотыгино, стал Александр Васильевич плотником. Там восемь лет прожил, после в Манзю перебрался. До пенсии так и плотничал, профессию не менял. Восемнадцать лет в Манзе проработал, в бригаде СУ - 38 . Работы было всегда много.
– Мы дома строили для леспромхоза. Потом людей из Каулеца и Половинки привезли. Много чего нужно было строить: дома, школу, садик, конторы, гаражи. Было две бригады по десять человек. Работали хорошо, в месяц по два дома сдавали под ключ.
За ударный труд Александр Васильевич был отмечен медалью «Ветеран труда». По его словам, самыми хорошими годами в его жизни стали семидесятые, тогда жизнь чувствовалась:
– Сейчас иду порой по улице, смотрю: дом, который мы отстроили когда-то, стоит заваленный, никому не нужный. Печальное зрелище. Тяжело как-то становится – поделился своей горечью плотник со стажем.
Однако не все так печально. Уверен он, что еще будут светлые времена у Манзи. Промышленность вновь разовьется, и поселок опять будет полон людей.
Верная спутница жизни Александра Васильевича – его супруга, тезка, Александра Павловна. После армии женился. На танцах супругу повстречал, выбрал не из своей деревни, а из Гольтявино. Душа в душу прожили они вместе более полувека. Пронесли через годы теплоту своих отношений и чувств. Может секрет есть для того, чтобы любви с годами не растерять?
– Да тут и секрета-то никого нет, нужно, как и во всем, терпение. Главное – детей вырастить. Без отца или мамки это не жизнь, наше послевоенное поколение это знает. Ради детей своих нужно жить, ради детей, – дает совет молодым Александр Васильевич. – Мы вот двоих подняли, и ни разу, даже в мыслях, не было желания разойтись.
Сегодня супруги Мутовины на заслуженном отдыхе, живут в тишине и покое. Прекрасно обустроенный дом – как внутри, так и снаружи. И, видно по ним, счастливы. При случае делятся опытом с молодыми. Второго мая этого года праздник в их семье будет большой – юбилей Александра Васильевича, ему исполнится восемьдесят. Восемьдесят лет тяжелой и по-честному трудовой жизни.
С.ТИМОШИН
Фото автора.
(АП)
п.Манзя
Комментарии