Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
 
Как-то знакомая в разговоре о профессиях начала перечислять врачебные специальности, по которым она физически и психологически не смогла бы работать. Первыми в списке оказались хирург, гинеколог, фтизиатр, дерматовенеролог… В итоге моя собеседница пришла к выводу, что вообще не смогла бы связать свою жизнь с медициной. Вспомнила я об этом разговоре, когда по заданию редакции оказалась в кабинете фтизиатра – там, где занимаются диагностикой, лечением, диспансерным наблюдением и профилактикой такого серьезного заболевания как туберкулёз.
Услышав мой первый вопрос об опасности ее профессии, врач-фтизиатр ЦРБ Екатерина Сергеевна Полосухина, улыбнувшись, возразила:
— Ну, не опаснее, чем все остальные. Те же участковые терапевты и педиатры, окулисты, дерматологи – они сталкиваются с туберкулезными больными, в большинстве случаев еще не зная об их заболевании, пока те не пройдут обследование. Я – узкий специалист, и ко мне на прием попадают либо от врача первичного звена, либо непосредственно после прохождения флюорографии, где тоже работают люди. Да, больший процент обратившихся к нам в кабинет (практически все) – больны туберкулезом, и чаще всего – уже с открытыми формами, вот это и является фактором риска. Но, как говорится, мы предупреждены, а значит, вооружены. У нас в кабинете есть система защиты. Это бактерицидный облучатель закрытого типа, который обеззараживает воздух в течение всего рабочего дня. Это ультрафиолетовая лампа – она включается в отсутствие людей. Это вытяжная вентиляция – кабинет постоянно проветривается. Так что вероятность заразиться практически сведена к нулю. 
Слово «практически» все же внесло определенный дискомфорт в мое душевное состояние (беседуем-то в кабинете врача!), поэтому я решила узнать поподробнее о туберкулезе, причинах его возникновения и методах лечения, а главное – о мерах профилактики и способах предупреждения этого древнейшего заболевания, описанного еще Гиппократом и Авиценной, но до сих пор не побежденного и остающегося одной из серьезнейших проблем современного мира.
— Основная защита от туберкулеза, как ни банально – это не лекарства и не отсутствие контакта с больным, это – хороший иммунитет. Дело в том, – поясняет Екатерина Сергеевна, – что все мы на протяжении жизни так или иначе контактируем с больными туберкулезом, но тем не менее заболевают единицы. Встретившись с палочкой Коха впервые, наш организм начинает с ней бороться благодаря иммунитету, полученному после вакцинации БЦЖ еще в раннем-раннем детстве. Подавленные иммунитетом, бактерии переходят в так называемую «спящую» форму и проживают с большинством из нас всю жизнь, находясь в лимфатических узлах. А активизируются они, когда иммунная система ослабевает. Вот тогда развивается заболевание – туберкулез. Если у человека в питании недостаток белков и витаминов, соответственно, иммунная система плохо работает. 
А еще один из факторов, который ее ухудшает – это стрессы. Нервная и иммунная системы связаны генетически, и если сбой в одной – страдает и другая. Поэтому, если раньше о туберкулезе говорили как о заболевании, которому подвержены исключительно асоциальные элементы, злоупотребляющие алкоголем, имеющие другие вредные привычки, а также малоимущие слои населения, не находящие возможности обеспечить в семье полноценный рацион питания, то сегодня из-за низкой сопротивляемости организма и постоянных стрессов жертвой палочки Коха становятся вполне благополучные люди. Так что ответ на вопрос, как защититься: хорошо кушать и быть спокойным.
Да, подумалось мне, такую формулу, учитывая современные, далекие от стабильности, условия нашей жизни, можно применить к профилактике любых других заболеваний. На вооружение взяла, а доктора попросила рассказать и о других мерах предупреждения туберкулеза, если таковые имеются. 
— Конечно, есть, и все о них прекрасно знают, – заверила фтизиатр. – Во-первых, для взрослого населения (сюда входят и дети с 15 лет) основной метод выявления болезни – это флюорография. По законодательству РФ проходить ее нужно один раз в два года, но так как в нашем крае достаточно высокая заболеваемость туберкулезом, установлена норма планового флюорографического обследования – раз в год. Ну, а метод профилактики детей – ежегодные пробы Манту, начиная с рождения. К сожалению, сейчас среди родителей идет непонятное веяние: они массово отказываются от прививок, в том числе относя к ним и пробы Манту. Хочется донести до мам и пап, что проба – это не прививка, не вакцина, и она не несет в себе ничего заражающего. С помощью туберкулина смотрят, знаком организму антиген заболевания или нет. Если да, то он начинает вырабатывать антитела и на месте пробы возникает аллергия, по которой доктора и смотрят, есть ли у ребенка иммунитет к туберкулезу.
В 2012 году у нас появился еще один вид диагностики туберкулеза у детей – диаскинтест. Это новый препарат, пробу которого проводят так же, как Манту. Но если проба Манту реагирует и на вакцинный штамм, и на патогенный штамм, то есть болезненный, то диаскинтест – только на болезненный. В этом плане он более точный. И если его проба оказывается положительной, значит, в организме есть бактерии, которые вызывают заболевание, они активны, размножаются, и ребенку уже необходимо назначать лечение. В 2012 году мы получили ограниченное количество препарата, массово он поступил в 2013 – за прошедший год сделано более 1000 проб. Благодаря препарату выявлено семь детей, больных туберкулезом.
Так как у ребятишек поражаются не легкие, а внутригрудные лимфоузлы, которые находятся около трахеи, бронхов, то пробы Манту и диаскинтеста – это единственные способы выявления у них туберкулеза. Поэтому хочется еще раз обратиться к родителям – не отказывайтесь от проб, не подвергайте риску здоровье своих детей, ведь, как известно, легче предупредить заболевание, чем его лечить. Тем более такое трудноизлечимое, как туберкулез.
Действительно, болезнь коварна. Прежде всего тем, что на начальном этапе протекает практически без симптомов и дает о себе знать только тогда, когда легкие или другие органы уже обширно поражены: появляется кашель, усталость, устойчивая температура 37-37,5°С, потеря веса. Вот почему нередко человек узнает о том, что болен, лишь при прохождении флюорографии. И, чаще всего, в рамках медосмотра, например, при устройстве на работу. Какие чувства испытывает пациент, когда вместо радужных перспектив трудовой деятельности ему объявляют диагноз и условия длительного лечения: сначала – в тубдиспансере не менее четырех-шести месяцев, затем амбулаторно – как минимум год? И не меньше трех лет диспансерного учета? 
Немало эмоций и переживаний довелось увидеть за больше чем сорок лет работы во фтизиатрическом кабинете медсестре Надежде Николаевне Черняк. А бывало, и равнодушия не только к своему здоровью, но и родных, и окружающих людей. 
— Разные у нас пациенты. Одни терпеливо принимают случившееся, добросовестно выполняют все рекомендации, пьют лекарства. А других приходится через суд привлекать к лечению. Почему такие меры? Да потому что туберкулез передаётся преимущественно воздушно-капельным путём, и заражение возможно при контакте с больным человеком при разговоре, кашле или чихании больного, при поцелуе, докуривании чужой сигареты или использовании одной и той же посуды… Так что все серьезно. И лечение, и последствия бездействия. В этой связи мы наблюдаем и за членами семьи пациента, проводим для них профилактический курс лечения. В среднем пациент находится в поле нашего интенсивного внимания 4-5 лет, поэтому мы каждого хорошо знаем, знаем особенности течения его болезни, знаем его семью и за всех переживаем, убеждаем, помогаем…  
В 2013 году у 38 жителей района был впервые выявлен туберкулез. В их числе – семь ребятишек, одиннадцать – нетрудоспособного возраста, остальные в основном – молодые мужчины 30-40 лет, которым работать, содержать семью. 
У части больных туберкулез благодаря медпрофилактическим мерам выявлен на начальной стадии, и у них неплохие шансы вновь обрести здоровье и вернуться к нормальной жизни. Но большинство составляют те, кто, несмотря на длительное недомогание, кашель с выделением мокроты и боль в грудной клетке, снижение работоспособности и аппетита, потливость – все те симптомы, которые в любом случае должны вызвать тревогу за здоровье, к врачу обратились уже с запущенными формами туберкулёза, и теперь им помочь намного труднее. 
— Туберкулез признан социальной болезнью, и потому многое зависит от правительственных и региональных программ, – считает Екатерина Сергеевна. – К счастью, в нашей стране медикаментозная помощь для таких больных – бесплатная. Все коробки, что у нас в кабинете – это лекарства, которые мы выдаем нашим больным и их родным, которые находятся с ним в контакте. Обследование и лечение в краевом тубдиспансере тоже бесплатное. Дай Бог, чтобы и в дальнейшем с переходом на страховую медицину ничего не изменилось. И тогда можно надеяться, что заболеваемость туберкулезом совместными усилиями общества и государства можно если не одолеть, то хотя бы свести к минимуму.
С. КУЧИНА.
Фото автора. (АП)

Комментарии  

 
+1 #1 Dveakuf 17.04.2020 05:14
How can you pronounce to your rome sildenafil cost
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить