На территории Богучанского района 18 поселений, общая протяженность муниципальных дорог, находящихся в границах поселений, составляет более 400 км. Дороги имеют (практически полностью) грунтовое покрытие. Реестр муниципальных дорог местного значения имеется только в Богучанском сельсовете, в остальных этот документ отсутствует, что не соответствует требованиям статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов для поддержания бесперебойного движения транспорта и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности дорог. Порядок их содержания и ремонта дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В нарушение указанных требований законодательства администрациями сельсоветов, как исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, порядок содержания, ремонта автомобильных дорог местного значения не утвержден.
Анализ бюджетов сельсоветов на 2010 год свидетельствует о том, что на содержание дорог предусмотрены денежные средства от 30 тыс. рублей (Ангарский сельсовет) до 518 тыс. рублей (Артюгинский сельсовет). Только в бюджете Богучанского сельсовета на эти цели в 2010 году предусмотрена сумма 8 862 924 рубля.
Администрации сельсоветов, как правило, заключают муниципальные контракты на грейдирование дорог, на очистку их от снега (сумма контрактов менее 100000 рублей) со специализированной организацией (филиал ГП «КрайДЭО»). Контракты заключены администрациями Говорковского сельсовета на сумму 30000 рублей – очистка дороги от снега, и Чуноярского сельсовета на сумму 80600 рублей – грейдирование и очистка улиц. Остальное содержание дорог в виде грейдирования и очистки от снега улиц осуществляют путем заключения контрактов с предприятиями и предпринимателями, находящимися на территории сельсоветов и имеющими специализированную технику.
Администрация Богучанского сельсовета 13.01.2010 создала муниципальное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие, одним из видов деятельности которого является содержание автомобильных дорог общего пользования. В августе 2010 на основании муниципального контракта, заключенного по результатам аукциона, приобретено и передано в хозяйственное ведение МУП специальное навесное оборудование. В остальных семнадцати поселениях специализированная техника отсутствует.
Во всех поселениях средств, предусмотренных бюджетами на 2010 год на содержание дорог, недостаточно.
В нарушение требований вышеуказанного Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ органами местного самоуправления района техническое состояние автомобильных дорог общего пользования не определялось, что не позволяет определить фактическую потребность в финансовых средствах для их ремонта и содержания. Только администрация Богучанского сельсовета образовала комиссию по оценке технического состояния дорог, работа которой не закончена.
По результатам проверки главам сельсоветов вынесено 18 представлений с требованием принять меры по устранению нарушения законодательства.
В 2010 году проведены проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части контроля за дорожной деятельностью, утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения администрациями Богучанского и Таежнинского сельсоветов.
В соответствии с законодательством, состояние дорог должно отвечать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяться актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно бюджету Богучанского сельсовета на 2010 год на содержание улично-дорожной сети предусмотрено 8 200 тысяч рублей. Расходование этих средств осуществляется согласно заключенному муниципальному контракту №1 от 11 января 2010 года. Содержание автомобильных дорог в границах села в зимний период 2010 г. осуществлялось ненадлежащим образом. Были выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на улицах Джапаридзе, Красноармейской, Аэровокзальная, 8 Марта, Октябрьская, Авиаторов, Солнечная, Терешковой, переулков Ветеринарный, Чернышевского, Герцена и других. Здесь был затруднен разъезд автотранспорта, имелось сужение проезжей части, снежный накат в 20-30 см. высотой, отсутствовали дорожные знаки, что создавало угрозу безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог в границах поселка Таежный также осуществлялось ненадлежащим образом. Были выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на улицах Первомайской, Буденного, Строителей, Монтажников, Дорожной, Ленина, Новой и других. Здесь отсутствовало освещение, снежный накат составлял от 0,5 до 1 метра, посередине проезжей части «гребень» шириной до 1 метра, высотой от 20 до 30 см. По ул. Дорожной (дом 22 по направлению к школе) отсутствовали дорожные знаки «Ограничение скорости» и «Дети». На перекрестке улиц Суворова-Строителей было необходимо установить знак «Уступи дорогу»; на перекрестке улиц Новая-Дорожная заменить знак «Движение грузовых автомобилей запрещено», на данном перекрестке нет знака «Ограничение скорости 30 км/час» и знака «Дети» перед ТСОШ № 20; отсутствует знак «Уступи дорогу» на перекрестке улиц Монтажников-Лесовозная.
На содержание улично-дорожной сети Таежнинского сельсовета в бюджете было предусмотрено 560 тысяч рублей. Их расходование осуществлялось ненадлежащим образом. В первом полугодии 2010 года мероприятий по использованию указанных средств в границах п. Таежного не проводилось. В нарушение требований статей 3 и 5 Федерального Закона от 21.07.2005г № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказа на выполнение работ для осуществления мероприятий, связанных с содержанием и ремонтом внутрипоселковых дорог, не было. Соответственно, договоры на ремонт и содержание дорог не были заключены, что свидетельствовало о том, что при наличии средств реальный ремонт и содержание дорог находилось под угрозой срыва.
По результатам проверки глава Богучанского сельсовета, как должностное лицо, был привлечен к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, и администрация Таежнинского сельсовета, как юридическое лицо, привлечена к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере двух тысяч рублей и 20 тысяч рублей соответственно.
Прокуратура района направила в суд заявления о признании незаконным бездействие администраций Богучанского и Таежнинского сельсоветов по непринятию мер, направленных на выполнение работ, связанных с содержанием и ремонтом внутрипоселковых дорог и требованием устранить в полном объеме допущенные нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения.
Заявления прокурора были удовлетворены, вынесено решение суда о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по надлежащему содержанию дорог на территории Таежнинского сельсовета и прекращено производство по делу ввиду добровольного исполнения администрацией Богучанского сельсовета требований прокурора. В адрес указанных глав сельсоветов направлялись представления об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, которые рассмотрены и удовлетворены.
В адрес Главы Богучанского района и глав сельсоветов поселений было направлено предложение о принятии нормативно-правового акта ввиду неисполнения требований пункта 11 ст. 13 и части 3 ст. 34 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о том, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Однако по состоянию на 20 декабря 2010 года указанные НПА органами местного самоуправления района не приняты, в то время как отсутствие этого нормативного правового акта не дает возможности при составлении бюджета указать достаточное финансирование мероприятий по ремонту и содержанию улично-дорожной сети поселений.
Проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения государственными инспекторами ОГИБДД ОВД по Богучанскому району.
Должностными лицами ОГИБДД ОВД осуществлялись мероприятия по контролю и надзору в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Профилактическая работа по предупреждению аварийности на транспорте организована путем создания комиссии по безопасности дорожного движения при администрации района для координации действий заинтересованных ведомств. Кроме того, осуществляются проверки автотранспортных предприятий силами государственных инспекторов ОГИБДД из числа офицерского состава.
Но, как показывают результаты анализа деятельности ОГИБДД ОВД по Богучанскому району, указанные мероприятия не достигли главной цели – снижения аварийности на дорогах района. Более того, количество ДТП с гибелью людей возросло в 12 раз, что само по себе свидетельствует о не вполне удовлетворительной организации работы по предупреждению аварийности на дорогах, о недостаточной эффективности и полноте исполнения должностными лицами ОГИБДД возложенных Законом «О милиции» полномочий.
По результатам проверки в адрес начальника ОВД по Богучанскому району направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности ОГИБДД по Богучанскому району, которое рассмотрено и удовлетворено.
Проведена проверка по факту ненадлежащего содержания моста через реку Иркинеева. Автомобильная дорога Ангарский-Беляки с подъездом к деревне Бедоба и мост через реку Иркинеева на 48-м километре указанной автодороги находится в ведении администрации Богучанского района. Мост обследован Управлением КРУДОР и в соответствии с актом от 13 августа 2009 года его состояние признано предаварийным. Необходимо установление соответствующих дорожных знаков для ограничения веса транспорта, проходящего через мост. Для приведения в нормальное эксплуатационное состояние этот мост должен быть реконструирован.
Его реконструкция должна осуществляться администрацией Богучанского района, так как является дорогой местного значения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета. Согласно требованиям п. 5 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения муниципального района.
Содержание зимника Ангарский - Беляки осуществляет КГУ «КРУДОР» в соответствии с соглашением о взаимодействии между администрацией Богучанского района и КГУ «КРУДОР» от 26 ноября 2008 года. Финансирование работ осуществляется за счет средств бюджета края и КЦП «Дороги Красноярья».
Проезд из Богучан до Беляк возможен только по данной автомобильной дороге, им пользуется неограниченный круг лиц, в связи с чем она является дорогой общего пользования.
Движение автомобильного пассажирского транспорта осуществляется БМУП «Богучанское АТП». Автобус «ПАЗ-3205» имеет массу семь тонн (а предельная масса автотранспорта при движении по мосту не должна превышать 10 тонн согласно акту обследования моста специалистами КРУДОР от 13.08.2009г.). Руководством АТП принято решение и доведен приказ до водителей о высадке пассажиров из автобуса у начала моста и посадке в автобус после проезда по мосту.
В нарушение требований законода- тельства администрация Богучанского района не осуществляет дорожную деятельность – содержание, ремонт, поддержание в надлежащем состоянии автомобильной дороги п. Ангарский – р. Иркинеево с 40 по 128 километр и искусственного сооружения, являющегося частью данной автомобильной дороги – моста через реку Иркинеева.
Указанные нарушения ставят под угрозу жизнь, здоровье и имущество населения Богучанского района.
По результатам проверки в Богучанский суд направлено заявление в порядке статьи 254 ГПК РФ о признании бездействия администрации Богучанского района незаконным и возложении обязанности осуществления ремонта моста через реку Иркинеева. Данное заявление судом не рассмотрено.
Проведена проверка по факту ненадлежащего содержания автомобильной дороги Ангарский – Бедоба – Беляки на участке с 9 км по 40 км. Этот участок является частью Чульдокской автомобильной дороги п. Ангарский – р. Иркинеево, принадлежащей ООО «Енисейский ЦБК». Данный участок является одновременно частью автомобильной дороги протяженностью 69 км., соединяющей поселок Ангарский и п. Беляки (с 0 км по 40 км ).
Таким образом, проезд из с. Богучаны до п. Беляки, возможен только через участок Чульдокской автомобильной дороги, которым пользуется неограниченный круг лиц, в связи с чем указанный участок является дорогой общего пользования.
Осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими и юридическими лицами, являющимися их собственниками или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких дорог.
В нарушение указанных требований законодательства ООО «Енисейский ЦБК» не осуществляет содержание, ремонт, поддержание в надлежащем состоянии части Чульдокской автомобильной дороги п. Ангарский – р. Иркинеево с 0 по 40 километр, что создает угрозу безопасности дорожного движения, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан, являющихся пользователями дороги, чем нарушают права населения Богучанского района.
Прокуратурой Богучанского района 28.10.2009 г. было направлено исковое заявление в Ленинский федеральный суд г. Красноярска о признании бездействия ООО «Енисейский ЦБК» по неосуществлению деятельности по ремонту и содержанию в надлежащем состоянии Чульдокской автомобильной дороги общего пользования на территории Богучанского района незаконным, а также о возложении обязанности на ООО «Енисейский ЦБК» осуществления мероприятий по ремонту и содержанию в надлежащем состоянии этой дороги.
Суд от 26 января 2010 года удовлетворил требования прокурора: бездействие ООО «Енисейский ЦБК» признано незаконным, на ООО «Енисейский ЦБК» возложена обязанность ремонта и содержания в надлежащем состоянии Чульдокской дороги общего пользования на территории Богучанского района.
Р. Лычковский,
прокурор Богучанского района,
юрист 1 класса.
Комментарии
вовремя отчитались