Боюсь переправляться на пароме, а тут поездка в Красногорьевский наметилась. Другого способа перебраться на правый берег ведь нет. Штурмую свой страх и еду. Вроде уже настроилась, но, подъехав к берегу, вижу, что паром Гремучинского ЛЗУ уже отчалил. Вместе с досадой чувствую и облегчение – хоть и ненадолго. К тому же на пароме я разглядела среди других машин бензовоз, что является серьезным нарушением.
Едем ко второму причалу, куда подходит еще один паром, принадлежащий ООО «ПМК». И там, к моему ужасу, в ожидании переправы стоит бензовоз, как уже потом выяснилось, с полной емкостью горючки.
Понадеялась, что его на баржу не запустят либо перевезут первым. Но не тут-то было. Как только подошел паром и опустились сходни, матрос жестом указал, что легковые автомобили могут заезжать, а следом запустил бензовоз и еще два грузовых автомобиля.
На паромах транспортные средства велят ставить бок о бок, чтобы больше автомобилей вошло, не задумываясь о том, что нарушение дистанции между автомобилями карается штрафом. Поэтому из машины выйти было трудно. Но я, можно сказать, просочилась, достала фотоаппарат и приступила к съемке. Не успела сделать и пары снимков, как ко мне подошел матрос и возмущенно спросил:
– Девушка, кто вам разрешил фотографировать?
– А что, для фотосъемки на вашем пароме необходимо специальное разрешение? Это что – секретный объект? Я журналист и, согласно закону о СМИ, имею право на фотосъемку (без разрешения) повсюду. Исключения оговорены в законе.
– Ну, а для чего вы фотографируете бензовоз?
– А вы сами не догадываетесь?
Мой собеседник изображает полное непонимание.
– У вас на пароме серьезное нарушение. Мне надо поговорить с капитаном.
– Сейчас, подождите, – сказал матрос и побежал в рубку, доставая из кармана сотовый телефон.
Минут через десять он возвратился и потребовал предъявить документ, удостоверяющий, что я представитель прессы. Убедившись в этом, был разочарован, но понял, что отвязаться от меня будет не так-то просто, и разрешил подойти к капитану после того, как паром причалит к берегу. Мол, на ходу – не положено.
Сосед по «стоянке» шиверянин Владимир Витальевич Брюханов скрывать не стал, что такое нарушение видит не впервые, так как часто пользуется паромной переправой.
В «Волге» сидела женщина с малышом. Свою фамилию она называть не стала, только сказала:
– А что нам с ребенком на руках целый час ждать, пока перевезут бензовоз? Все же домой спешат.
Действительно, лучше подвергнуть себя опасности, чем потерять целый час!
– Я на заправке работаю и могу сказать, что опасного в перевозке бензовоза ничего нет. Не взрываются они!– утверждает уже другая попутчица.
Ага, думаю, успокоили. А в Саратове в прошлом году бензовоз взорвался прямо на автостоянке. Тогда сгорело 30 автомобилей – это не показатель? В Уфе на заправочной станции, под Томском, Ангарском (городом), в Иркутске и т.д.? В интернете информации о таких случаях много.
Конечно, чтобы подобная ЧС произошла прямо на пароме – такого еще не было. Но это ведь не говорит о том, что это исключено.
… К счастью, мы причалили. Я отправилась к капитану.
– Здравствуйте, – говорю ему, протягивая удостоверение. – Я корреспондент районной газеты. Скажите, пожалуйста, кто принимает решение, какие транспортные средства пускать на паром?
– Ну, я, – отвечает капитан.
– Почему не следуете инструкции о погрузке-выгрузке транспортных средств при перевозке опасного груза? Вы знаете, что бензовоз вне зависимости – груженный он или нет, с другими автомобилями и тем более с пассажирами перевозить запрещено?
– Я не желаю с вами разговаривать.
– То есть, вы отказываетесь от комментариев?
– Да.
Тут в рубку забегает матрос и говорит:
– Да мы первый раз нарушили, может, не будете писать об этом?
– Правда, что ли? А почему тогда пассажиры утверждают обратное?
– Да это все конкуренты, – пытается шутить капитан.
– А что же конкуренты на вашем пароме-то делают?
Матрос уже было ушел, но решил вернуться, чтобы сделать серьезное заявление:
– Обратно мы вас перевозить не будем!
– Почему это? – удивилась я.
– Я на полном серьезе говорю: не будем и все, можете даже и не подъезжать к парому.
Возвращаясь в Богучаны, мы, в соответствии с требованиями сурового «речного волка», переправлялись на другом пароме. Дорогой я еще долго взвешивала все за и против: обдумывала положение жителей правобережных поселков. Для большинства из них летом паром по-прежнему – единственное средство переправы. Выбирать не приходится. На паромах сплошные нарушения, баржи и теплоходы все старые, и в пути может произойти что угодно, но все равно едут – а куда им деваться?
– Не думают у нас в стране о людях. Паромы для техники, а мы уж так, попутный груз. И мост через Ангару построили не для нас, если уже несколько лет 35 километров дороги к Гремучему построить не могут. Вы напишите еще об этом, – попросили гремучинцы, красногорьевцы и шиверяне, ехавшие вместе со мной на пароме. – Пусть нам власти ответят, когда их обещания перерастут в реальные дела, а то не далек тот час, когда на реке не будет ни паромных, ни ледовых переправ.
А. РЯБОШТАН.
В 2010 и 2011 годах мы поднимали тему нарушений при эксплуатации паромных переправ, ситуацию комментаровал госинспектор Ангарского линейного отдела «Енисейское УГМРН «Ространснадзор» Алексей Александрович Яворовский, который не скрывал, что в районе почти все паромы не проходят ежегодное техосвидетельствование, эксплуатируются неофициально; на них систематически фиксируются серьезные нарушения, запрещающие перевозку транспорта и пассажиров. К сожалению, надзор инспектора, наложение штрафов (они на данных видах транспорта небольшие) ситуацию не меняют: как владельцы паромных переправ и капитаны катеров нарушали правила, подвергая людские жизни опасности – так и продолжают в том же духе. А запреты на эксплуатацию таких судов никого не пугают, потому что представляют они собою несколько бумажек! Ну не предусмотрены в российском законодательстве такие меры, как, например, изъятие судов и постановка их на штрафплощадку.
Единственное решение этой проблемы, по крайней мере, для жителей трех поселков (Гремучего, Красногорьевского и Шиверского) – дорога от моста до Гремучего. И уже буквально перед выпуском этого номера от начальника отдела лесного хозяйства, жилищной политики, транспорта и связи администрации района Татьяны Валентиновны Демичевой нам стало известно, что, наконец-то, свершилось: дорога – строится! Поэтому будем надеяться, что уже в следующем году жители этих поселков не будут подвергать себя опасности, переправляясь на левый берег на паромах, которые эксплуатируются с множеством нарушений.
– Действительно, проблемы с паромными переправами есть. И дорога от моста до Гремучего, строительство которой затянулось, особенно необходима сейчас, когда началось заполнение водохранилища Богучанской ГЭС и уровень воды в Ангаре упал, – говорит Т. В. Демичева. – Из краевого бюджета на строительство дороги выделено 20 миллионов рублей. Генеральный подрядчик строительства – ГП «КрайДЭО». Срок сдачи объекта – в октябре.
Комментарии