Стало хорошей традицией ежегодно 15 марта отмечать Всемирный день защиты прав потребителей.
Проведение этого Дня в нынешнем году ознаменовано 50-летием со дня первого провозглашения основных потребительских прав граждан и 20-летием со дня принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», что является основой для законодательного закрепления прав потребителей и гарантиями их государственной защиты. Этот день приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США, когда на высшем уровне было дано понятие потребитель. В частности, в своей речи президент сказал: «Потребители – это все мы. Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение». Было выделено четыре принципиальных права потребителей: право на информацию, право на безопасность, право на выбор, право быть услышанным. Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию.
Изменения в экономическом развитии страны привели к тому, что и в Федеральный Закон «О защите прав потребителей» вносились прогрессивные изменения, направленные на создание цивилизованного рынка товаров и услуг. Сегодня потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребительское законодательство не только дает определения, но и регламентирует механизм реализации законных прав граждан, причем это относится как к покупателям, так и к продавцам товаров, исполнителям услуг.
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций ежегодно определяет тематику этого дня. Приоритетным направлением вот уже три года подряд сохраняется защита прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг гражданам. 2012 год пройдет под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».
Предоставляемые финансовые услуги из года в год продолжают оставаться наиболее проблемными для потребителей. Учитывая, что основным правом потребителей является выбор, отсутствие эффективной конкуренции на этом рынке делает его не только сложным, но часто и недоступным для понимания потребителей. У потребителя финансовых услуг часто возникают сложности с пониманием самой сути финансового продукта, которые связаны с непредставлением полной и достоверной информации о финансовой услуге. Органы Роспотребнадзора призваны оказывать помощь потребителям при выборе данного вида услуг.
С целью реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей на территории района в 2005 году создано и по настоящее время действует структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе. Два специалиста отдела, работающие в этом направлении, кроме осуществления государственного надзора в плановом порядке, ведут первичный прием граждан, дают консультации по практике применения потребительского законодательства в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, предоставления финансовых и других видов услуг, оказывают помощь в составлении претензий к продавцам, исполнителям услуг. Консультации специалистов востребованы, так как позволяют потребителю решить проблему в досудебном порядке и в наиболее короткий срок восстановить своё право на качество товара или услуги. Кроме этого, специалисты отдела помогают потребителям реализовать ещё одно их право – это право потребителя на просвещение в области законодательства в сфере защиты прав потребителей. Ежегодно в преддверии праздника, Всемирного дня защиты прав потребителей, в общеобразовательных школах района для старшеклассников проводятся уроки на тему: «Основы потребительских знаний», на территории муниципальных образований для всех категорий граждан – выездные общественные приёмные, позволяющие гражданам на месте получить консультацию и скоординировать свои действия в последующем с недобросовестными продавцами или исполнителями услуг. Специалисты отдела готовы всегда помочь жителям района в трудной ситуации. Консультации по применению потребительского законодательства вы можете получить по телефону 22-7-43 с 9.00. до 13.00. и с 14.00. до 17.00 часов, приём граждан осуществляется с 15.00. до 17.00 часов по адресу с. Богучаны, ул. Перенсона, д. 2-А, каб. № 8, ежедневно, кроме выходных и праздничных дней.
В завершение своей информации хочется ещё раз напомнить о правах граждан, которые предоставлены вам Законом «О защите прав потребителей».
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
1. безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
2. соразмерного уменьшения покупной цены;
3. замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
4. замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
5. отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Помните, что каждый из нас – потребитель товаров и услуг. Знайте свои права и умело ими пользуйтесь!
С. Петренко,
главный специалист-эксперт
в сфере защиты
прав потребителей
Территориального отдела
Управления
Роспотребнадзора
по Красноярскому краю.
Комментарии