...к-хе. И последнее – «…Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем»… Скажите, где здесь сказано о том, что смерть – это отсутствие ощущений? А почему вы приписали это Эпикуру? Упростили? Опростили? А почему?
Вот навскидку несколько фраз из нескольких записок времен Эпикура…
«Съесть небольшой кусок, выпить глоток, лечь на доски – вот и Эпикур…»(современник Эпикура об Эпикуре).
«Если хочешь сделать Пифокла богатым, - пишет Эпикур в записке другу о его сыне,
- не прибавляй ему денег, а убавляй страсть к деньгам…» Или вот еще, из записки ребенку:
«…Как хорошо что ты здоров и твоя мама и что ты, как и прежде, слушаешься папу и Матрона(раба). Будь уверен, причина, почему я и все остальные любим тебя, та, что ты их во всем слушаешься…». Таков человек, с которым отождествляют распутство! Этот больной всю жизнь человек, страдающий от ужасных болей (камни в мочевом пузыре почти с юности, в те времена мучительная и неизлечимая болезнь, да и в наше – не подарок), утверждал, что
человек рожден для радости и что основа радости – тело и тесное слияние ощущения жизни с телом! Призвание человека – радость! Надо жить. Потому совсем не плохо выпить хорошее вино, съесть что-нибудь хорошее, вкусить радость любви. Но всегда, когда это соответствует потребности. Усложнять удовольствие, создавая искусственные потребности, живя жизнью непомерных притязаний, жизнью алчной и тщеславной, - это значит навсегда уничтожить радость жизни. Так что дело не в возможностях! Возможности можно создать, купить, своровать, присвоить, отобрать, награбить…А счастье – нет.
Счастье, по Эпикуру,
- это неотложная нужда, которая не ждет! Жизнь гораздо короче, чем мы можем себе представить.
«ВСЯКИЙ УХОДИТ ИЗ ЖИЗНИ С ЧУВСТВОМ, КАК БУДТО БЫ ОН ТОЛЬКО РОДИЛСЯ»
К.Маркс, в своей юношеской диссертации о натурфилософии Демокрита и Эпикура, писал: « В то время, наконец, как Демокрит, отчаявшись в знаниях, ослепляет себя, Эпикур, чувствуя приближение смерти, входит в теплую ванну, требует чистого вина и рекомендует своим друзьям остаться верными философии». Да, почти так и было. Накануне смерти, чувствуя её неизбежное приближение, Эпикур писал письмо другу Идомене. В нем Эпикур посетовал, скорее поулыбался, что даже в этот последний день болезнь и тяжелые физические страдания не оставляют его, но(!)
«Но всему этому противоборствует душевная радость при воспоминании бывших у нас рассуждений». Вот так-то! А начал он письмо словами:
В ЭТОТ СЧАСТЛИВЫЙ И, ВМЕСТЕ С ТЕМ,
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МОЕЙ ЖИЗНИ
ПИШУ ВАМ СЛЕДУЩЕЕ…»
Вот мой Эпикур.