С покойным не поспоришь,но,при всем моем огромном уважении к Густаву Дмитриевичу,вынужден не согласиться с ним в некоторой части его книги.Скажу,что с некоторыми поправками автор был согласен.Жаль,что в последние годы мы мало общались.Г.Д.остался на прокоммунистических позициях(хотя при советской власти был яростным ругателем этой идеологии,но такие кульбиты жизнь выкидывает),а я занялся бизнесом и довольно успешно.А в 1996 году перебрался в Красноярск и бывал в Богучанах наездами.Последний публичный спор состоялся на местном телевидении.И тогда убедить оппонента мне удалось.С этого и начнем.
Имеет место путаница.Отсюда многие неверные выводы.Казаки,осваивающие Сибирь,не имеют ничего общего с современным понятием казачества.Ватаги набирались не ИЗ КАЗАКОВ,а из разного гулящего люда,часто без роду-племени.Это их набирали В КАЗАКИ.То есть это были не потомственное военизированное сословие.В те годы его по-просту еще не существовало.Роль современного казачества тогда выполняли стрельцы.А в казаки набирали на срок,либо для выполнения какой-то определенной задачи.Примерно как сейчас на службу в армию.По окончанию контракта служилый переставал именоваться казаком и переходил в вольное сословие.В крестьяне бывшие казаки писаться не желали из боязни попасть "под крепость".Была такая опаска,в России шло массовое закабаление хлебопашцев,которое продолжалось еще до правления Екатерины 11.Слава богу,на Сибирь из-за малолюдства,низких урожаев и суровых условий жизни бояре не польстились.
Сохранилось немало документов прямо доказывающих это.В краевом краеведческом музее есть прошение уволенного за беспробудное пьянство из казаков Григория Многогрешнова.Он слезно просится обратно,потому что к крестьянской работе не способен,а семью кормить надо.Казаки получали довольно приличное жалованье.Кроме того владели монополиейправом на ближние земли,который сдавали в аренду и монополией на рыбную ловлю.
Исследования,проведенные в 50-е и 60-е годы Иркутским филиалом Института этнографии СССР,показали,что чалдоны потомки поморов.Это жители северных районов Европейской части России.На это указывают характерный стиль построек,приемы ведения хозяйства и характерный говор.Сейчас уже мало осталось тех,кто помнит настоящие чалдонские песни.Во-первых,они сплошь поморские,во-вторых нигде больше нет такого своеобразного пения с растягиванием отдельных слов.Скоропалительные выводы доморощенных исследователей наделали немало бед.Богучанским музеем,например,долгие годы руководила Ульяна Григорьевна Черепанова.Она всерьез рассказывала экскурсантам про то,сто здесь эвенки приносили богам жертвы и все это делалось в чанах.Отсюда,мол,Богу-чаны.Созданный ею ансамбль старушек без тени иронии пел "Ой,мороз,мороз!",как старинную чалдонскую песню.Для справки:песня написана в 1956 году.
Не точен Густав Дмитриевич в архивной справке.Упоминание Богучан в 1642 году находится не в послании царю.Это выписка из подушной переписи,которая хранится в Иркутском госархиве.Там упоминается первый житель Василий Попов и с ним еще семь душ.Надо знать особенности тогдашнего учета,чтобы понять почему только глава семьи.Дело в том,что инородцы(то есть эвенки) в переписях поименно не учитывались.Равно как и потомство их от брака с русскими.Следовательно,Вася жил без церковного благословения с тунгуской.Удивляться тут нечему.Женщин в Сибири было очень мало.Русских.Практически у всех чалдонов основательные тунгусские корни.У многих до сих пор в лицах заметна азиатская примесь.
Не правы те,кто считает заселение Сибири делом неуправляемым.Абы кто селиться здесь не имел права.Дело в том,что монополия на ведение сибирских дел была отдана купцам Строгановым.