Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 7 мес. назад #2714

  • анатолий
  • анатолий аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 921
  • Спасибо получено: 83
  • Репутация: -26
Как упорно живучи легенды!Как коротка память человеческая!Все казачества за Уралом были созданы царским указом в разные годы 19 века.Вопреки "семейным преданиям" в казаки не стремились и казачьего рода не вели.Наоборот,всеми силами старались избежать этой "чести".Льгот такое звание не прибавляло,сибирские крестьяне и так были освобождены от налогов и податей.А вот проблем добавляло существенно.Прежде всего сибиряки не желали идти на войну с кем бы то ни было.Раньше из Сибири в войско не брали.Так что бунтовал народишко.И тогда в казаки чохом записали подряд всех жителей определенных мест.В Енисейской губернии - пять ближайших к городу сел.Так что правды в интересных книжках писателя Черкасова ни на грош.Так же как о староверах,которые появились в Красноярском крае только после революции.Все это есть в краеведческом музее,но легенды нравятся почему-то больше.
Эти новоявленные казаки образа жизни так и не изменили.На сборы обязательные их собрать не удавалось,верховых коней и шашек им было не положено,поскольку числили их батарейцами.Для усмирения восстания 1905 года пришлось ввести казачий полк из Омска,который и простоял в городе до революции.Он и составил ударную силу колчаковцев в Красноярске.Никакого Красноярского,либо Енисейского войска не существовало в природе.Слабая попытка в 18 году его образовать ни к чему не привела,желающих не набралось.В войну 14 года из енисейских "казаков" не смогли набрать и двух батарей.Зато сейчас куда ни плюнь - казак.Художника Сурикова объявили потомственным казаком,хоть почитали бы его личные воспоминания.Прямо поветрие какое-то!И в Забайкалье дела казачьи обстояли разве что чуть получше.
Не переселяли казаков в Сибирь и во время Столыпинских реформ.Не хочу удаляться от темы.Иначе придется с Рюрика начинать.
Вопрос для любознательных.Какую роль в жизни чалдонов играла пушная охота,что добывали?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 7 мес. назад #2713

  • анатолий
  • анатолий аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 921
  • Спасибо получено: 83
  • Репутация: -26
Мне уже неудобно,как-то не по себе,но приходится опровергать неизвестно откуда взявшиеся "научные открытия".Впервые байку о "с Чалу,с Дону" прочитал в письмах некоего Ангаретиса,который отбывал ссылку в Пинчуге и от нечего делать пописывал в Томские газеты.Сам он был литовец,русский знал плоховато.Надо знать,что ужасное царское правительство платило ссыльным поселенцам неплохие деньги и они могли неплохо жить,не работая.Вспомните,Ленина в Шушенском.
То что это притянуто за уши ясно с первого взгляда.Нет на Дону реки Чал,есть Сал.Эвенки шипящие не произносят.Им Сал гораздо ближе.Донское казачество в период освоения Сибири еще не сложилось и казаками себя не числило.Если покопаетесь,то выясните,что вопреки общепринятому мнению Донское войско возникло не стихийно,а по царевому указу.Потому казачьи атаманы до самой революции назначались сверху.Избиралось только низшее звено.Кроме того слово это,именно как самоназвание местного населения,встречается задолго до похода Ермака.На Северном Урале.Я считаю,это искаженное от "челядь" - домовые слуги.В летописях нередко можно прочитать челядин такого-то.От челядин до чалдон(челдон) короткая дорога.А ведь поселенцы и были челядинами купцов Строгановых.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 7 мес. назад #2712

  • анатолий
  • анатолий аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 921
  • Спасибо получено: 83
  • Репутация: -26
Камень этот лежал на берегу возле поселка Геофизиков.Бывалоча сам не раз на нем закуску раскладывал.От него до Россыпи километров пять.Не встречал столь обширных святых мест.Да и путешественники единодушно удивлялись прохладному отношению чалдонов к религии.Ни священников,ни церквей у них не было.Молитв они не знали,икон не имели.Первые церкви стали строить уже в 19 веке.Самая первая появилась в деревне Чадобец по инициативе ссыльных поляков.Среди них большинство,как ни странно,были православными.Так утверждает Енисейская епархия.Документы по всем церквям сохранились.Так что опять все за уши притянуто.За это и не люблю историков-любителей.Хотя и среди них встречаются серьезные исследователи.
Когда-то,начитавшись Солоухина,я ринулся на поиски старинных икон.И обломился по полной.Нет и не было их на Ангаре.Все,что бабки считают стариной - массовый ширпотреб конца 19 века.И тем не менее именно Богучаны прославились в 1916 году уникальным иконостасом.При зачистке церквей от икон неканонического письма в Богучанах отыскался целый резной иконостас!Хранился он в подвале,в ужасном состоянии и никто не мог вспомнить откуда взялся.Явно старинная работа,ни одной канонической иконы!То есть сюжеты не общепринятые и в нетрадиционных позах и ракурсах.И не писаные!Иконы вырезаны на дереве и раскрашены.Такого в проваславных церквях не встречалось нигде.Зато такая традиция есть в униатской польской церкви.Так что истоки скорее всего там.Иконы были вывезены на реставрацию в Красноярск и хранятся ныне в краеведческом музее.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 7 мес. назад #2711

  • анатолий
  • анатолий аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 921
  • Спасибо получено: 83
  • Репутация: -26
В свое время я занимался расшифровкой названия села.Ни в одном литературном источнике такого написания - Букачан - не нашел.Не смог ответить на этот вопрос и сам Шилько.Скорее всего это отголоски очередной поздней легенды.Везде,даже в редких документах 17 века все-таки - Богучан,Богучаны.Есть это название еще в некоторых местах.На Байкале,например.Вопрос сам по себе непростой.У эвенков нет нашего множественного толкования слов.Каждое обозначает нечто конкретное.Есть общие опорные слова-термины,которые конкретизируются с помощью приставок.Здесь опорное слово есть.Это - озеро,Чаны.Именно так,во множественном числе с точки хрения русского языка.Таких названий в Эвенкии множество.Например,Тутончаны,Кислочаны,Зергучаны.Беда в том,что у эвенков существовало три весьма отличавшихся друг от друга наречия. Ангарское, точнее, южное исчезло полностью после эпидемий оспы и тифа в двадцатых годах.После многих вариантов,с помощью эвенкийского поэта Алитета Немтушкина,остановились на толковании богу-берег.То есть это берег озера.Но не просто берег,а скорее всего топкий,болотистый.После общения с иркутянами,убедился,что это единственно правильное понимание.И их поселок переводится так же.Для любопытных.Кан,кон,кун - это река,в зависимости от величины.Посмотрите подробную карту Богучанского района и отыщете немало названий с этими опорными словами.Имба - болото.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 7 мес. назад #2710

  • анатолий
  • анатолий аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 921
  • Спасибо получено: 83
  • Репутация: -26
К сожалению,советская забота обернулась большой бедой для народа.Спились,позабыли свои навыки.В Эвенкии лишь в одном поселке Полигус сохранилось оленеводство.И туда оленей переодически завозят из Якутии,чтобы создать видимость.Они этих олешек благополучно съедают и история повторяется.Интересно,что число эвенков в последние годы весьма значительно выросло.С тех пор,как за принадлежность к аборигенам стали платить.В эвенки повалили все подряд,как в казаки.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 7 мес. назад #2706

  • Андрей
  • Андрей аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 1274
  • Спасибо получено: 151
  • Репутация: 25
анатолий писал(а):
Я ждал примерно такого вопроса.Теперь можете понять в чем состояли наши разногласия с Шилько.Он принимал как истину любые,самые бредовые рассказы старожилов о счастливом житье-бытье чалдонов и упорно не замечал любой негатив.Брат его,Эдуард,подтрунивал над такой избирательностью:"Для Безруких все чалдонское - лучшее в мире!"
чалдон, кержак
Похоже, чалдоны есть в "узком" и "широком" смысле.
Вот из обсуждения чалдонов на форуме Центральноазиатского исторического сервера:
У Даля: чалдон - сибирский автохтон русского происхождения, давнишний автохтон; челдон (чолдон) - монголск. бродяга, беглый, варнак, каторжник. В "Словаре современного русского литературного языка: в 17 т.": чалдон - коренной житель Сибири; чолдон - то же (М., Л., 1965). Чалдон - дурак (Малеча Н. М. Словарь уральских (яицких) казаков: В 4 т. Оренбург, 2003). Самая полная информация о слове чалдон в книге А. Е. Аникина "Этимологический словарь русских диалектов Сибири»: чалдон – коренной сибиряк, русский; чалдоны, челдоны – коренные жители, аборигены Сибири; первые русские поселенцы, старожилы Сибири; некультурный, неразвитый человек; челдон – бродяга, беглый человек; потомок русских поселенцев Сибири, вступивший в брак с аборигеном (аборигенкой); ругательное слово для коренного сибиряка" (Москва - Новосибирск, 2002).
Чалдонами звали казаков, проживавших между реками Чалый и Дон. А в конце 19 века (кажется,в 1880-1890 годах)Чалдонов насильно перевезли в Сибирь - это было время столыпинских реформ. Таким образом Столыпин заселял сибирские просторы,семьи отправляли туда вагонами.
Из словаря Аникина: "Не исключено, что чадлон, как и кержак, связано по происхождению с каким-то гидронимом или топонимом. Стоит упомянуть курьезную народную этимологию, толкующую чалдон как сложение двух гидронимов: есть река Дон и Чал" (Москва - Новосибирск, 2002).

Из интервью с забайкальским казаком в газете "Вести"
– Я родился и детство моё прошло в деревне, которая находится в двенадцати километрах от города Нерчинск, стоящего на берегу реки Нерча. Она немного ниже по течению впадает в реку Шилка. Я всегда знал, кто я такой и чей я потомок. Те, кто знаком со мной с курсантских времен, могут подтвердить это. Никто и никогда не скрывал от нас, что мы казаки. Почему? Да наверное, потому, что край наш был далёкий и суровый, откуда не ссылают, потому что дальше некуда. Помню, натворишь что-нибудь – бабушка Татьяна Ефимовна – мама моего отца, царствие ей небесное, поймает меня, пальцем постучит по голове и так сердито или с любовью скажет: «У, челдон». Я тогда не знал, кто такой челдон, потом уже отец рассказал мне, что челдон – это человек с Дона, то есть казак.

Вот здесь материал кафедры этнографии Омского университета о чалдонах и кержаках
ethnography.omskreg.ru/page.php?id=728
Последнее редактирование: 13 года 7 мес. назад от Андрей.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.278 секунд