… к-хе. Спасибо ЭЛСИН. Посмотрел выложенные ВАМИ фотографии: многое вспомнилось из детства, о многом подумалось. Даже детство свое, как-то невольно, сравнил с детством своих детей. И получилось не в пользу их. У нас как-то все было в согласии. И мечты, и желания, и возможности. И те, о ком мы сейчас говорим: репрессированные – папы и мамы, тети и дяди – они научили нас, особенно-то и не заморачиваясь даже, а просто своей повседневной обыденной жизнью, своими заботами и радостью, своим ненавязчивым вниманием к нам, а иногда и жестким, порою жестоким (глазами детства) требованием необходимости, в котором наше «хочу» – враг нашего будущего, – они научили нас уметь: работать и гулять – вовремя, делать глупости и поправлять их – вовремя; и уважать, и ценить, и ненавидеть тоже – вовремя; и уметь прощать, а, не прощая – понять, и терпению научили, и любви. И жить не стесняясь. И уметь красиво и со вкусом одеваться. И любить музыку, танцевать…
Я хорошо помню наш поселковый стадион (55-57 годы), где позже отстроилась и живет теперь наша школа. Вокруг высокий добротный забор, вход на стадион под красивой высокой аркой, рядом касса, слева от входа, а направо от входа – большая, крытая добротной доской – танцплощадка! Вместо заборчика, огораживающего танцплощадку с двух сторон, стояли скамеечки. Со спинками! А по центру у южного края, у самого забора, - подиум для музыкантов! Дальше, на право от тацплощадки, сараи. Раздевалки. Как сейчас помню: веселые лица, большие, красивые, отливающие золотом заката трубы музыкантов, и я танцую вальс! На руках у мамы, конечно… А потом у папы. А потом вместе с ними. И все праздники – с духовым, своим поселковым, оркестром! Ведь не просто был руководитель оркестра, но … композитор. И похороны. Тоже. Кому-то время пришло, кого-то прошлое догнало… Кого-то лесиной придавило, кому-то сучок оборвал жизнь, кто-то на лесовозе перевернулся… И все эти кто-то – папы, дяди…Но смерть не отменяла жизнь. Горе оставалось жить в сердцах болью, благодарной памятью, но не злобой! Трагедия не подводила черту под радостью жизни. Жизнь – это не катастрофа…
А театральные постановки, а наши школьные концерты поселку! И к праздникам, и к торжественным датам, и когда Ангарский ЛПХ подводит итоги работы на своем годовом отчетном собрании работников леспромхоза! Это они научили нас любить и театр, и искусство. Точнее: любить и себя в том, что называется театром, искусством. И не заморачиваться особенно тем, что есть ТЕАТР, ИСКУССТВО. Ну, есть, конечно! Кто спорит-то! Но и у нас – тоже!!! И как выступали на сцене!
А школьные выходы в лес на спаренных уроках биологии, географии… Никогда бы мне в голову не пришло собирать гербарий из травинок … полезных для здоровья трав! А оказывается это так интересно. Травинки, а лучше таблеток… Никогда не думал, что тут был океан, а дальше на север – одно из первых земных образований суши, как на юге Африке – ЮАР. Всегда потом и до сих пор заберусь на нашу сопку – волны мирового первобытного океана вокруг плещут…
А выезды классом на лесоучастки! И не на экскурсию, хотя на неё тоже. Но и снег вокруг сосен огрести, так сказать помочь родителям. Кто заморачивался тогда, что детский труд эксплуатируется, а? Но в духе сегодняшнего дня можно было бы и статейку писнуть, да копейку подсчитать. Да вывод сделать, мол, ничем не гнушаются власти! Ха-ха. Да я и в своем пенсионном возрасте благодарен как счастью, что меня так «эксплуатировали»!!!
А поездки в Красноярск, в Шушенское! Я до сих пор уверен, что это не мама с папой оплатили, но и я тоже заработал на такие поездки! Кстати, Карандаша и Никулина «живьем» увидел первый раз в Красноярске, когда с группой ангарских школьников ездил в Шушенское. Мой близкий знакомый, который в это время жил и учился в Красноярске – не видел. А традиционные новогодние поездки в Москву! Дворец Съезда, «Риголетто» Верди в постановке ГДР-кого Оперного! «Тихий Дон» на сцене Театра Красной Армии! Музеи, Мавзолей, Красная Площадь, ГУМ, Третьяковка, музеи Кремля, МГУ, ВДНХ, Бородино. Панораму Бородинского сражения помнишь? А посещение «алмазного фонда»? Часовой с автоматом со штыком…
…как-то случились эти воспоминания в теме разговора. «Вот, мол, как было. Даже в свободные вечера Галина Сергеевна (Г.С.Лиханова, старший группы, преподаватель) разрешала нам по два, по три человека, группкой, самостоятельно ездить по Москве. Вот, мол, какая культура была. Культура веры и культура ответственности…» Приятель улыбнулся. «Культура роботов была. Послушания. Вы самостоятельно даже ни о чем другом и подумать-то не могли. Путь один: линия партии и правительства!» Ага, мол, улыбаюсь я. И смотрю на часы. Заболтались ведь. И озабоченно приятелю: « Викторович, ты сейчас опоздаешь. И не достанешь себе, эти самые джинсы и рубашку, без которых тебя, хер, как ты говоришь, пустят на эту, вашу-то, тусовку…» А он уже суетится. Он уже в мыле. Он – сама благодарность. А я ему напоминаю, мол, не забудь, завтра с утра – работа. Он уже в дверях, он просто отмахнулся, мол, не волнуйся, шеф. А я и не волнуюсь. Я знаю. Он и «униформу» свою купит, и «тусоваться» будет, как положено. И с кем надо – познакомится, и кому надо – другом станет. И не ошибется. И будет свой в доску, но только тем, кто ему нужен. У него это в генах: и прадеды, и деды с бабушками, и тёть да дядь, и пап с мам – чтобы на шаг в сторону от линии … начальника – да ни за что. Ни один из его родственников не был репрессирован, и он – не будет. При любой власти. Он роботом никогда не станет. Не может гайка, проводок, микросхема быть роботом. По определению. Это механика. Извиняюсь: генетика… Селекция. Биологическая, социальная и кадровая. И культура. Точней: уровень. Уровень магнитофона.
А помнишь наши факультативы по литературе! В новой школе – классов немеренно! Шикарная просторная библиотека! Но наши факультативы проходят в библиотеке поселкого клуба!!! И что мы там читаем, и что мы там обсуждаем? «Два капитана» Катаева! А по сути-то, это ведь Ирина Сергеевна выводила нас из школьных стен в заботы и проблемы взрослой жизни. В подвиг ответственности взрослой жизни…
… Этому они нас учили. Не заморачиваясь особенно-то. Да? Учили жить красиво и активно. Самостоятельно жить. Так, чтоб самим нравилось. И огорчаться от того, что не так что-то получилось. Но совсем не от того, что это «не так» очередному начальнику не приглянулось. Нас научили жить, а не начальство развлекать… И, не заморачиваться-то, особенно.