Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 6 мес. назад #2867

  • Андрей
  • Андрей аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 1274
  • Спасибо получено: 151
  • Репутация: 25
О! Кратко и понятно! :) А разврат в Сибири однако великий был.... :) Воля вольная!
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад от Андрей.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 6 мес. назад #2866

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
Заранее извинился за много букв. В этом тексте самое ценное есть перечисление фамилий и доказательство того, что эти фамилии пришли с поморскими старобрядцами в Сибирь и потом на Южный Урал. Увидел там фамилию Толстых. Получается: Толстых старообрдческая из помор, прослеживается и в Тобольске и в Иркутске и конечно в Пинчуге. Можно допустить что фамилия ангарских Толстых- действительно пришла с поморья...
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 6 мес. назад #2865

  • Андрей
  • Андрей аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 1274
  • Спасибо получено: 151
  • Репутация: 25
Когда много текста очень трудно мысль основную уловить....
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 6 мес. назад #2864

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
О нравах.вернее об очень свободных нравах там немало шокирующего.А то ведь перескажу и вы меня обвините в ненависти к чалдонам.

ТУт я вами соглашусь. П.Н. Буцинский. Сочинения в двух томах: Т. 1
Заселение Сибири и быт первых ее насельников стр 273.
В заключение этой главы нам остается еще сказать несколько слов о нравственном состоянии первых насельников Сибири.
Занимающимся отечественной историей хорошо известна грамота патриарха Филарета к первому Сибирскому архиепископу Киприану, в которой он самыми мрачными красками описывает нравы сибирского общества, но, кажется, никому не известно то, что эта грамота написана не по рассказам ?воевод и приказных людей, которые прежде сего бывали в Сибири?, как говорится в этом документе, и которым можно было бы и не верить, а на основании донесения самого архиепископа Киприана и, может быть, есть только переписка части донесения последнего. Поэтому упомянутый документ имеет несравненно большее историческое значение, чем это кажется с первого взгляда, и факты крайней безнравственности сибирского населения, записанные в нем, заслуживают полнейшего вероятия. К сожалению, самой грамоты Киприана к государю и патриарху до нас не сохранилось, но что она существовала и была писана ранее грамоты к нему Филарета, в этом мы нисколько не сомневаемся: о ней упоминается в грамотах Михаила Федоровича к воеводам тобольскому и березовскому и в одной отписке воеводы тобольского Матвея Годунова к воеводе пелымскому. А если патриарх Филарет в своей грамоте пишет, что он якобы узнал о безнравственном состоянии сибирского общества из рассказов воевод и приказных людей и упрекает в ней Киприана за то, что последний ему ?о том ни о чем не пишет?, то того, вероятно, хотел сам Киприан, чтобы не ожесточить против себя воевод и служилых людей, которых его донесение главным образом касается. Какие же сведения о нравах сибиряков сообщает нам грамота патриарха? Она прежде всего указывает на то, что в сибирских городах многие служилые и жилецкие люди живут не по-христиански, не по преданиям святых апостолов и святых отцов, а по своей воле, по своим скверным похотям; многие русские люди и иноземцы, принявшие
православие, крестов на себе не носят, постных дней не хранят, а едят мясо и ?всякие скверны? вместе с татарами, остяками и вогулами. Затем упомянутая грамота отмечает факты крайне отвратительного полового разврата, господствовавшего как среди светского общества, так и в сибирских монастырях; многие православные люди живут с некрещеными инородками, как бы со своими женами, и детей с ними приживают; иные женятся на сестрах двоюродных и родных, на дочерях своих, ?блудом посягают? насвоих матерей и дочерей, ?чего, —говорится в грамоте, — и в поганых и не знающих Бога не обретается, о чем не только писать, но и слышать гнустно?. Из этого же документа видно, что многие служилые люди, отправляясь поделам службы в Москву или в другие города, закладывают своих жен на сроки, а те люди, у которых они бывают в закладе, живут с ними и ?блуд творят беззазорно? до тех пор, пока мужья их не выкупят. Если же по истечении срока мужья не выкупят заложенных своих жен, то кредиторы продают последних ?на воровство и на работу всяким людям?. Некоторые же ?бедных и убогих вдов и девиц беспомощных для воровства берут к себе насильно и у мужей работных людей отнимают жен и держат у себя для воровства и крепости на них воровские берут заочно, а те люди бегают, у которых жен поотнимают, отдаются в холопи, в неволю всяким людям и женятся на иных женах, а отнятых жен выдают за других мужей или продают, или отдают в заклад и в холопи всяким людям. А попы сибирских городов, черные и белые, не только такие беззаконения не запрещают, но и говорят молитвы, а иных венчают без знамен, не по христианскому закону?. Монастыри также вели соблазнительную жизнь. Мы упоминали, что первоначально, до приезда Киприана в Сибирь, монахи и монахини жили вместе в одном и том же монастыре. Поэтому в сибирских монастырях царил полнейший разврат: монахини развратничали и с монахами, и с мирскими людьми. Многие монахи и монахини снимали с себя чернецкое платье и жили в одних домах с мирскими людьми и в своей жизни ничем не рознились от этих последних. Далее патриарх пишет, что служилые люди, когда приезжают в Москву с государевой денежной и соболиной казной, то подговаривают многих женок и девок, привозят их в сибирские города и держат вместо жен, а иные продают литовцам, немцам и татарам. ?А воеводы, —читаем в той же грамоте, —того не брегут и тех людей от такого воровства, беззаконных и скверных дел не унимают и не наказывают, покрывая их для своей бездельной корысти, и иные же воеводы и сами таким ворам потакают и попам приказывают говорить им молитвы и венчать их насильно...?*. Но этого мало, сами воеводы подавали пример к разврату и творили всякие беззакония. Про нарымского воеводу тобольский воевода писал в Туринск, что ?он жен служилых людей брал насильно к себе на постель, а когда мужья их хотели писать на него грамоту и обратились с этой целью к своему попу, то воевода бил кнутом и попа, и служилых людей...?**.
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад от Александр.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 6 мес. назад #2863

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
Извиняюсь, опчть много букв

www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/russian/urok1.htm
Интегрированный урок
«К истокам поморской культуры»
Приложение 6
Поморские фамилии

Лопские – лопь (название саамов);
Мошниковы – мошник (глухарь);
Рогозины – рогоза (ткань, которой обычно закрывали снасти);
Двинины – выходцы с Северной Двины;
Чунины – чуны (сани);
Кожины – кожа (снятые с салом и связанные вместе три тюленьих шкуры).
Фамилия Заборщиков образовалась от слова заборщик (от забор). Чем же занима-лись заборщики? Ставили заборы. Каково лексическое значение слова забор?
Забор – ограда, преимущественно деревянная (С. И. Ожегов). Но в фамилии увековечивается не просто профессия, а жизненно необходимая. Могла ли профессия людей, которые строили деревянные ограды, быть настолько важной для поморов? Вряд ли. Они даже дома свои не закрывали, только ставили батожок – сигнал, что в избе никого нет. Заборы им вовсе были не нужны (в отличие от жителей юга). Может быть, слово забор имеет еще одно значение? В словаре В. И. Меркурьева «Живая речь кольских поморов» читаем:
«Забор – это заграждение на реке из кольев, для установки рыбной ловушки». Вероятно, Заборщиковы исстари ловили рыбу заборами или делали эти сооружения.

Приложение 9.
Словарь диалектизмов.
Байна – баня.
Баской – красивый.
Женка – женщина.
Задняя – холодная горница летней, задней части дома. Использовалась и как кладовая.
Карбас – рыбачья лодка, корабль.
Обряжаться – стряпать, прибирать, вести хозяйство.
Палати – помост для сна под потолком, обычно за русской печью.
Пхать в избе – мести, подметать пол.
Песельница – певица.
Пёкло – деревянная лопатка для закладывания дров впечь.
Попичкать – пожать, подавить.
Воветь – сенник, сеновал, обычно над скотным двором, крытая часть нежилого помещения, двора, часто застилаемая накатом.
Тупица – дровокольный топор.
Швейка – деревянный невысокий снаряд (устройство) с ящичком. К нему прикреп-лялось шитье.
Фыркнуть – дунуть.



uralgenealogy.ru/content/view/161/132/






Е.Н. Сухина. Родословие челябинских старообрядцев поморского согласия
Родословие челябинских старообрядцев поморского согласия
в аспекте архивного источниковедения
(по документам исторических архивов Челябинска, Шадринска, Тобольска, Москвы)


Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество
или иметь другую историю, кроме истории наших предков,
такой, какой нам Бог ее дал.
А. С. Пушкин.

Уважение к собственной истории и национальным традициям - залог духовного здоровья народа и процветания любого государства. Россия, на протяжении последнего столетия переживая «кризис идентичности», к началу XXI века столкнулась с такими серьезными проблемами, как утрата гражданами гордости за свое отечество и ответственности за его дальнейшую судьбу (1). Только возвращаясь к истокам создания Русского государства, изучая путь складывания и формирования русской нации, можно увидеть и понять подлинную историю России и воспитать у нового поколения чувство глубокого уважения к своим предкам, веками созидавшим великую страну.
Крупнейшее событие XVII века - «раскол» Русской православной церкви - стало поворотным в отечественной истории и совпало с расширением Русского государства на Восток и, естественно, с продвижением славяно-русского населения на Урал и в Сибирь. Историографическое наследие по проблемам старообрядчества - обширно, отличается многообразием исследовательских концепций, первые из которых появились еще в XVIII-XIX вв.(1; 3). В последние два десятилетия опубликованы не только отдельные статьи, но и диссертационные исследования по истории и современному состоянию старообрядчества Урала (2; 3), Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока. В данной работе мы бы хотели затронуть малоизученный аспект этой проблемы - родословные челябинских старообрядцев поморского согласия.
Региональные архивы сохранили многочисленные документы, отражающие процесс заселения русскими Челябинской округи в XVIII веке и тесно связанную с этим местную историю старообрядчества. Важнейшими источниками по родословию старообрядцев являются архивные фонды Русской православной церкви (8, 9). Так, в Госархиве Челябинской области (ОГАЧО) хранится самая первая метрическая книга общины поморских старообрядцев г. Челябинска, в которой зафиксированы сведения о рождении детей с 1905 года (года принятия именного Высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости») по 1916 год. (ОГАЧО. И-226, оп. 4, д. 482). Там упоминаются следующие фамилии:
Аверин, Алексеев, Бабкин, Баженов, Балакин, Батурин, Бахарев, Бельков, Бердюгин, Бугуев, Бутаков, Быков, Варганов, Васильев, Витязев, Волков, Вшивцев, Гордеев, Долгошеин, Ежов, Емелин, Ершов, Ефремов, Заболотнов, Загуменов, Зубарев, Зуев, Истомин, Казаков, Казанцов, Камисаров Карабанов, Карабинцев, Качугов, Кержанцов, Киселев, Клабуков, Князев, Кобелев, Колосов, Копасов (Копусов), Коробинцев, Крепков, Криволапов, Крупин, Кузнецов, Куимов, Ладейщиков (Ладельщиков), Лаптев, Лепешков, Липнягов, Лобачев, Лучинин, Мальцев (Мальцов), Малясов, Маренов, Медведев, Милованов, Михеев, Мокрушин, Нагорнев, Немелков, Нехаев, Никулин, Новоженин, Ногин, Обжерин, Опарин, Пахомов, Пашнин, Пикулев, Пирогов, Питиримов, Плеханов, Плотников, Половников, Полуектов, Поляков, Понамарев, Попов, Резепин, Рыжков, Сапогов, Светлоков, Северюкин, Седов, Сергеев, Сизов, Синицын, Скрепков, Сметанин, Смолин, Сорокин, Спиридонов, Стариков, Степанов, Тикунов, Тимошин, Томилова (Томиловских), Урусова, Устюгова, Хлюдова, Черепанов, Чернев, Чертов, Чикалкин, Чудиновских, Шадрин, Шелдовицких, Шермин, Шерснев, Шикунов, Ширкин, Шишкин, Шубаров.
Мы задались целью проследить, какие из вышеупомянутых фамилий встречаются в самых ранних сохранившихся архивных документах, связанных с заселением местного края. Эти документы хранятся в исторических архивах Шадринска, Тобольска, Москвы.

I. Государственный архив в г. Тобольске

Фонд 156 «Тобольская духовная консистория»
Ранние документы Челябинского духовного правления - руководящего церковного органа, действовавшего на территории Челябинской округи в XVIII-XIX вв. - и местных православных церквей погибли во время Пугачевских событий в 1774-75 гг. В историческом фонде И-33 «Челябинское духовное правление» (хранящемся в Госархиве Челябинской области) отложились документы лишь с 1775 года (8, с...). Утрата, безусловно, невосполнимая. И все же часть наиболее важных документов раннего периода, высланных из Челябинского духовного правление в Тобольскую духовную консисторию, имеется в Государственном архиве г. Тобольска (ТФ ГАТО) в фонде И-156 «Тобольская духовная консистория». Среди них - документ за 1748 год под длинным названием «Реэстр, выписанный в Чилябинском духовном заказе ис поданных Чилябинского духовного заказу ведомства от священников с причетники духовных росписей, не бывшим парохианам их у исповеди и святаго причастия сего 1748 году во святую четыредесятницу и в последующия два посты Петропавловской и Успенской - кто имяны и какого прихода жители». (ТФ ГАТО. Ф-156, оп. 1, д. 350, л.1-8). Не бывшими на исповеди по Челябинской, Чебаркульской, Еткульской, Миасской, Карагайской, Уйской крепостям отмечено 1650 человек - 953 мужчины и 697 женщин (включая детей только с 7-летнего возраста); по Челябинской крепости - в общей сложности 712 человек (по официальным данным, «...в приходе крепости Челябинской в то время состояло 2329 душ обоего пола, а дворов 365.» (8, с. 57.). Этот документ содержит фамилии, встречающиеся в первой метрической книге общины старообрядцев поморского согласия: По Челябинской крепости - это Баженовы, Волковы, Загуменовы, Зуевы, Казанцовы, Киселевы, Кузнецовы, Медведевы, Никулины, Опарины, Плотниковы, Поповы, Резепины, Сметанины, Смолины, Сорокины, Стариковы, Черепановы; по Еткульской крепости - это Баженовы, Балакины, Батурины, Бельковы, Кобелевы, Кузнецовы, Лаптевы, Плотниковы, Пономаревы, Поповы, Стариковы, Шадрины, Шишкины; по Миасской крепости - Баженовы, Казанцовы, Пашнины, Сорокины, Стариковы, Шадрины; по Чебаркульской крепости: Витязевы, Качуговы, Кузнецовы, Пахомовы, Плотниковы, Половниковы, Поповы.

II. Государственный архив в городе Шадринске

Фонд И-224 «Далматовский монастырь»
Как известно, значительная часть первопоселенцев Челябинской и других местных крепостей были выходцами из Шадринского уезда (7, с. 34-36). В Шадринском архиве в фонде И-224 «Далматовский монастырь» хранятся документы, касающиеся заселения Челябинской округи. Один из таких документов - «Сообщение полковника Алексея Тевкелева архимандриту Долматовского монастыря Перфилию» - мы приводим полностью:

«Пречеснейший отец архимандрит Перфилий з братиею

По имянному Ея императорского величества за собственно ручным Ея величества подписанием указу повелено: по Оренбурской дороге вновь несколько построить крепостей и оныя населить определенными и охочими людьми из Сибирской губернии. И по тому Ея императорского величества указу помянутых крепостей уже несколько строением зачаты, в которыя весьма нужно населить людьми для содержания тех новых крепостей. А сего сентября 6 дня при Чилябинской крепости явились у меня жалающие для житья при Челябинской крепости черносошныя крестьяня разных уездов, которыя в ведомстве вашем жительство имеют, а имянно: деревни Широкой - Денис Мыльников, Антон Пермяков, Терентей Романов, Сава Запрудин, Петр Лябов, Петр Понамарев*, Филипп Онофреев сын Кобелев, Никифор Маматов, Степан Сыздебелин з детьми Семеном, Степаном, с Матвеем, Михайло Морозов з детьми с Логином, Спиридоном, с Осипом, Давыд Коновалов; Заимовской слободы - Тимофей Суетин с сыном Тимофеем, Иван Ершев; деревни Затечи - Иван Баженов; деревни Широкой - Василий Попов, Иван Логинов з братом родным Василием; деревни Ольховки - Петр Ершев. И оныя крестьяня по силе помянутого Ея императорского величества имянного указу при означенной Чилябинской крепости для житья определены, и под дворы места отвести им велено, и ныне для забрания жен их и детей, и скарбу своего, також и для собрания посеянного их хлеба и продажи хоромного строения, отпущены в означенныя их жилища на срок сентября по 15 число. Того ради тебе, пречеснейшему отцу архимандриту Перфилию з братиею, по силе помянутого Ея императорского величества указу вышеписанных крестьян ко означенному сроку в Челябинскую крепость выслать для селения, не чиня им никакова препятствия или задержания, дабы они могли заблаговременно к зиме исправитца, хотя малым строением и заготовлением сена.
Сентября «» дня 1736 году»
(*-- подчеркнуто автором статьи)
(ссылку на документ)

II. Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

1. Фонд 614 «Шадринская управительская канцелярия»
Ранние ревизии по Шадринскому уезду в самом Шадринском архиве не сохранились, но счастливо уцелела ревизия, датируемая в деле 1744 годом, по Шадринскому уезду в фонде 614 «Шадринская управительская канцелярия». Так, в списке жителей города Шадринска числится две семьи Смолиных: «Смолин Анисим Нестеров, 50 лет, умре в 725 г., у него дети: Михаил (20 л.), Петр (17 л., взят в рекруты), Андрей 16 л., Иван 15 л., Савелий 7 л.; подворник его Федор Нестеров сын Смолин, 80 лет, у него сын Федор» (РГАДА, Ф-614, оп. 1, д. 74, л. 52). Здесь же имеется запись о переезде обеих семей в Челябинск. Сведения об этой семье особенно важны для родословия старообрядцев-поморцев, так как именно с именем «бывшего Петровского поселка урядника Ивана Михайловича Смолина» челябинские священники связывали распространение поморского согласия в приходе Христорождественской церкви города Челябинска.

2. Фонд 248 «Сенат»
В одном из дел фонда 248 «Сенат» хранится переписная книга населения Челябинской, Чебаркульской, Еткульской, Миасской крепостей. (РГАДА, Ф-248, оп. 3, д. 144). Выдержки из этого дела опубликованы в книге известного челябинского краеведа Дегтярева И. В. «Челябинская старина» (4, с. 56-96). Там есть сведения о следующих семьях - первопоселенцах Челябинской крепости:
Бутаковы - «родом они Окуневского дистрикта Буткинской слободы» (л. 781об.);
семьи Поляковых и Сметаниных, обе - «родом Балахонского уезду деревни Ронжиной» (л. 783, 783 об.); еще одна семья Сметаниных - «родом Шадринского города деревни Мыльниковой» (л. 786.);
четыре семьи Поповых - из разных мест: «города Чаранского деревни Крутцы» (л. 785), «Шадринского города деревни Деминой» (л. 793, л. 829), «Архангелогородской губернии, города Устюга Великого уезда Туросветского (л. 829 об.);
Кобелевы - «Шадринского городу деревни Сеницкой» (л. 786);
три семьи Розепиных (имело место варьирование фамилии: Резепин, Розипин) - «родом Соли Камской Выжвинского стану»(л. 788 об.), «родом Чердынского уезда деревни Толстихи» (л. 828 об.), «родом Шадринского дистрикта деревни Воробьевой» (л. 830). Примечательно, что все три семьи перед переездом в Челябинскую крепость проживали в деревне Воробьевой Шадринского уезда;
Медведевы - «родом Шадринского городу деревни Першиной» (789 об.);
три семьи Казанцовых - «родом Шадринского города села Замараевского» (л. 796 об.), «родом Верхотурского города Уткинской слободы деревни Майорова» (л. 822), родом Чердынского уезда деревни Толстихи» (л. 828 об.);
Стариковы - «родом Шадринского города села Кривского» (л. 797 об.), «родом Симбирского уезду села Наденного Усолья» (л. 806 об.) «родом Шадринского дистрикта деревни Коротковой» (л. 829 об.);
Загуменовы - «родом Важеского уезду Верховажской четверти» (л. 805 об.);
Томиловских «родом Важеского уезду Контенской волости деревни Высокой» (л. 806-806 об.);
Зуевы - «Чердынского уезду деревни Бейцы» (л. 810);
Плотниковы - «родом Сибирской губернии Краснослободского дистрикта Куяровской слободы» (л. 811-811 об.);
Волковы - «Шадринского дистрикта села Иванищево» (л. 818);
Кузнецов «родом Великого Устюга Черенковской волости» (л. 821);
Смолины «родом...Шадринского города деревни Мыльниковой, а отец их родом был Кунгурского уезда дворцовый крестьянин» (л. 830 об.).

3. Фонд 214 «Сибирский приказ»
В фонде имеется переписная книга Верхотурского уезда 1680 года Льва Поскочина (РГАДА. Ф. 214, оп. 5, д. 697.) Среди жителей деревень, приписанных к Верхотурскому Никольскому монастырю, встречаются интересующие нас фамилии: в деревне Юрьинской (на реке Юре) - «Оська Васильев Болакин - отставленный стрелец» (л. 7) и в деревне Балакиной (на р. Салда) - «Балакин Ивашко Осипов» (л. 20 об.); в деревне Ложкиной упоминаются «сенной покос Верхотурского сына боярского Федора Панкратьева Томилова» (л. 13), «сенной покос Ондрея Бутакова» (л. 13 об.); в деревне Сергеевской в устье Черной речки - «подъяческой сын Тимошка Сергеев» (л. 14об.), «Пронька Иванов Шадрин» родом из Устюжского уезда Шадринской волости (л. 38). Здесь же отмечены нами фамилии: Лаптев, Черепановы, Кузнецовы, Мальцов, Бутаковы («родом из Соливычегодской»), Бердюгин, Баженов, Медведев, Волков, Коробицын (Коробинцев), Криволапов, Пирогов, Казаков, Киселев, Пономаревы, Зуевы, Черепан, Плотников, Чюдинов, Долгошеин.

4. Фонд 1111 «Верхотурская приказная изба»
Здесь сохранились ценнейшие документы по истории заселения Сибири и Урала, в частности так называемые «поручные записи по новоприборным пашенным и оброчным крестьянам Верхотурского уезда», в которых жители местных селений давали поручительства по вновь прибывшим из других мест крестьянам. Так, в одном из таких дел (РГАДА. Ф-1111, оп. 1, д. 70, ч. 1), датируемом 1627-1639 гг., встречаем следующие имена: «Богдан Леонтьев сын Попов» (л. 22), «Аникей Семенов Плотников» (л. 23), Волков, Лаптев.

5. Фонд 350 «Ландратские книги и ревизские сказки»
В рамках рассматриваемого вопроса особый интерес представляет «Книга переписная вотчин Строгановых в Соликамском уезде», датируемая в описи 1716 годом (РГАДА. Ф-350, оп.1, д.376, ч.1.). (Есть основания полагать, что книга составлялась на протяжении нескольких лет, так в деле есть ссылки на более поздние годы - например, 1721 год). В переписи указаны следующие семьи: Черепановы, Поповы, Пономаревы, Казанцовы, Медведевых, Мальцовы, Шадриных, Кобелевы, Истомины, Быковы, Кузнецовы, Баженовы, Синицыны, Волковы, Устюговы, Стариковы, Рыжковы (Рышков), Зуевы, Шишкины, Сметанины, Никулины, Батурины, Сергеевых, Зубаревы, Черневы, Чудиновы, Обарины (Опарины), Бахаревы, Сизовы (Сизой). Здесь же имеются многочисленные записи о бегстве семей: «Двор пуст Петра Плотникова с женою Марьею и з детми Степаном, Анною, Прасковею бежали в ??? м году». О тесных семейных связях жителей Соликамского уезда с первопоселенцами Челябинской округи свидетельствуют такие знакомые каждому южноуральцу фамилии (встречающиеся в данной переписи), как: Харины, Першины, Барановы, Заварухины, Брагины, Кичигины, Балдины, Теплоуховы, Толстых, Чебыкины, Манаковы, Полетаевы и др.
В заключение необходимо подчеркнуть, что приведенные нами архивные данные подтверждают мнение историков о том, что заселение Западной Сибири и Урала шло преимущественно за счет выходцев из Поморья. Это понятие до начала XVIII века включало не только территорию побережья северных морей, но и Верхнее Прикамье до Соли Камской (6, с. 56-75; 5, с. 47). Особо надо отметить первое комплексное исследование материальной культуры города Челябинска и его населения XVIII-XIX вв. на основании данных археологии, проведенное ученым-археологом Самигуловым Г.Х. (7). Анализируя погребальный обряд раннего поселения Челябинской крепости, типы жилища, орнаментацию найденной при раскопках керамики и форму топоров, особенности техники, используемой при сооружении хозяйственных построек, исследователь приходит к вполне однозначному выводу о тесных связях Урала и Поморья. Все это делает тему исследования родословия челябинских старообрядцев поморского согласия вполне актуальной - в том числе, в рамках изучения истории русского заселения Южного Урала.

Библиография


1. Апанасенок А. В. Старообрядчество Курской губернии в конце XIX-начале XX в.: Дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2004. - 201 c.
2. Данилко Е. С. Механизмы самосохранения русских и финно-угорских старообрядческих общин Урало-Поволжья. Автореферат дис. докт. ист. наук. - Москва, 2007. - 55 с.
3. Данилко Е. С. Старообрядчество на Южном Урале. Очерки истории и традиционной культуры. - Уфа, 2002. - 219 с.
4. Дегтярев И. В. Челябинская старина: сборник статей и материалов по истории Челябинска раннего периода. - Челябинск, 1996. - 120 с.
5. Кондрашенков А. А. Крестьяне Зауралья в XVII-XVIII веках. - Ч.1,2. - Челябинск, 1966.
6. Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI-начале XVIII в. - М.: Наука, 1972. - 261 с.
7. Самигулов Г. Х. Челябинск XVIII века: население, планировка, материальная культура (по данным археологии и письменным источникам): Дис. ...канд. ист. наук. - Ижевск, 2005.-334 с.
8. Сухина Е.Н. Документы Челябинского духовного правления второй половины XVIII века в историко-лингвистическом аспекте (по архивным материалам): Дис. ... канд. филолог. наук. - Челябинск, 2006. - 220 c.
9. Сухина Е. Н. Документы Челябинского духовного правления последней четверти XVIII века, содержащие сведения о старообрядцах Челябинской округи. - Челябинск, 2005. - 203 с.
10. Чернавский Н.М. Материалы к истории Челябинска. - Челябинск, 1993. - 74 с.


*Е.Н. Сухина. Родословие челябинских старообрядцев поморского согласия в аспекте архивного источниковедения (по документам исторических архивов Челябинска, Шадринска, Тобольска, Москвы) / Духовно-нравственное, патриотическое образование и воспитание в традиции православия: исторический опыт, актуальность возрождения в культуре современной России: материалы международной научно-практической конференции VI Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура»: Часть 1. / ЧГАКИ; Министерство культуры Челябинской области. - Челябинск, 2008. С. 148-154.
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад от Александр.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 6 мес. назад #2862

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
"Почему истоки ангарских фамилий вы ищите в Иркутске?Заметьте.никогда не утверждал.что ВСЕ фамилии из поморья.только.что там и тут встречаются похожие.И что на -х -это поздние и чисто сибирские."

Мой замысел был такой: Пинчугсике "родовые" Фамилии Рукосуевы, Колпаковы. Шилько говорил о шести основных фамилиях Пинчуской волости, может быть ошибаюсь, первоисточник поехал на ПМЖ.
1. Выясняем какие типичные поморские фамилии были или есть.
2. Выясняем есть ли эти типичные фамилии например в Тобольске или Мангазее
3. Смотрим по нашим деревням
4. Смотрим выше по течению- Братский острог, Иркутск.

Наверняка кто то из этнографов уже прошел это путь.
В самом первом приближении по всей цепочке моих совершенно не научных мыслей увидел фамилию Заборцев ( забор- способ рыбной ловли) и фамилию Толстых - староверческая.
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад от Александр.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.270 секунд