
Полезная вещь – юбилеи. По крайней мере, это возможность напомнить о себе, привлечь внимание. Чем и пользуются все и повсеместно, отмечая в качестве юбилея уже и два, и три года существования.
Однако когда «юбиляров» слишком много, они опять сливаются в массу.Но есть даты, настолько «круглые», что не заметить их просто нельзя. Настал и черед Енисейска – если бы не приближающееся 400-летие, так и пребывал бы в забвении. Забвении обидном и незаслуженном. Ведь именно Енисейск называют «отцом городов сибирских», у него богатая и славная история.
Сейчас трудно сказать, чем руководствовались тобольские казаки, выбирая в 1619 году место для поселения на берегу Енисея. Но выбор оказался столь удачным, что позволил городу на два века стать центром огромной территории. Через енисейский острог шли торговые пути с запада на восток, в Китай.
Продвигаясь на восток, казаки основывали военные поселения для того, чтобы закрепиться на новых рубежах. Именно из Енисейска ушли отряды, которые заложили Братский, Илимский, Нерчинский и Селенгинский, прочие остроги. В одном из таких походов в 1628 году Андрей Дубенский со товарищи поставил острог в устье речки Качи – будущий Красноярск.
В 1677 году Енисейск официально признан административным центром обширнейшей территории. В Енисейский разряд входили Мангазейский, Красноярский, Иркутский, Нерчинский, Албазинский уезды. Ежегодно на ярмарки, которые проходили в Енисейске, съезжались купцы со всей России и даже заграничные. Здесь были развиты самые различные ремесла; енисейские кузнецы, резчики по дереву, литейщики славились повсюду.
В эти годы, время расцвета Енисейска, построено огромное количество соборов, монастырей, жилых, торговых и административных зданий. Это был подлинно великий, стольный город, богатый, сознающий свою значимость и ответственность.
Но все проходит. Подобно тому, как Мангазея утратила свою значимость, когда изменилась «водная дорога», Енисейск стал приходить в упадок, когда через Красноярск пролег Сибирский (Московский) тракт. А потом и железная дорога сюда пришла. Дорога – это всегда жизнь, это значимость и выгода.
У городов, как у людей, есть свои биографии, свои конфликты «отцов и детей». Пришло время Красноярска – в 1822 году он стал центром Енисейской губернии.
Но «отцу сибирских городов» было суждено пережить еще один взлет – после того, как в енисейской тайге было найдено золото. Здесь была своя «лихорадка» – в 1847 едва ли не все золото Российской империи было добыто на Енисее – по крайней мере, 90 процентов годового прироста.
Город пережил три крупных пожара. Самый страшный и продолжительный был в 1869 году. Что-то потом отстроилось, а что-то разрушалось неумолимым временем…
Сегодня Енисейск, оказавшийся на периферии промышленного развития края, как говорится, не на виду и не на слуху. Но в мире о нем помнят. Историки по-прежнему числят сибирский «музей под открытым небом» среди тех мест, откуда начинались новые периоды в развитии народов. Он внесен ЮНЕСКО в предварительный список Всемирного наследия. 400-летие Енисейска станет в мире заметным событием.
Край уже начал готовиться к этому юбилею. Принята программа реконструкции зданий. Но вернуть городу пристойный облик будет, надо полагать, нелегко.
Перед началом этой великой реконструкции в Енисейске началось археологическое изучение. В октябре на раскопках побывал директор Богучанского краеведческого музея Михаил Сергеевич Душкин. Вот что он рассказал:
– Масштаб работ предстоит немалый, а время ограничено. Поэтому всех, кто имеет практический опыт работы на раскопках, привлекают к изучению прошлого Енисейска. Пригласили и меня, я согласился – три недели копал.
– Нашли что-нибудь?
– Конечно, Енисейск – это настоящий Клондайк для археологов. Постоянно попадаются монетки, мелкие предметы утвари, не говоря уже о керамических обломках. Знаю, что кому-то попадались крестики, найдена шахматная фигура, возраст которой 200 лет.
А главная находка этого года – остатки стены древнего острога. Два ряда вертикально установленных бревен, между которыми при строительстве насыпалась земля. Обнаружены и остатки древней мостовой. Археологическое изучение этой территории будет продолжаться.
– Еще не один клад сыщется.
– Да весь этот город – сущий клад.
Л. ГАЙЛЮТЕ.
(АП)