Для Татьяны Петровны Борисовой 1 сентября – особый день, впрочем, как и для всех людей ее профессии. Учитель начальных классов с 50-летним стажем, Татьяна Петровна и спустя годы после окончания работы в школе всегда с трепетом наблюдает за празднично одетыми ребятишками, спешащими с букетами цветов к любимым учителям, и вспоминает свои Дни знаний и своих многочисленных учеников.
Тернистый путь
к знаниям
Тане всегда нравилось учиться. Несмотря на жизненные трудности, преследовавшие девушку с раннего детства, она и помыслить не могла, чтобы бросить школу.
Таня потеряла мать в раннем детстве. Отец вновь женился, и девочка несколько лет жила в его семье. После окончания Таней второго класса ее забрала к себе старшая сестра Женя, хоть и сама жила небогато. Через два года Тане пришлось поехать жить к тетке по отцу, 7-й класс она вновь училась у старшей сестры, в деревне Каменке.
Восьмой класс Таня осваивала уже в военное время. Она на тот момент переехала к брату Ивану в Тасеево – он позвал сестренку помочь нянчиться с грудным сыном. До сих пор в мелочах помнит Татьяна Петровна, с каким трудом она тогда добралась до него.
— По Ангаре катеришки ходили, ребятишек бесплатно брали. На одном я до Мотыгино доехала. А надо до Тасеево. Хожу по берегу туда-сюда, думаю – как добраться? Откуда ни возьмись – две женщины, идут в Тасеево. Вот я к ним и примкнула. Через Ангару переехали – и пошли пешком. А вокруг – сплошной лес темной стеной, идешь – только небо видишь и верхушки сосен. Четыре дня были в пути. День идем, не останавливаясь, на ночь в какой-нибудь деревне переночевать попросимся. Война была, люди побаивались, а пускали.
Только два месяца отучилась в школе Таня, как брата перевели председателем в другой поселок, где школы не было. Ему надо ехать, Тане – забыть об учебе. Не один вечер проплакала девушка, так ей хотелось продолжать получать знания. Выручила одноклассница Мотя, позвавшая Таню жить к ним. Отец у Моти был на фронте, жили они с матерью и младшим братом. Таня осталась.
Сказать, что девочке трудно пришлось – значит, ничего не сказать. Денег не было, есть нечего. Семья подруги сама еле сводила концы с концами, чтоб кормить чужой рот – и разговору не было. В школе давали 150 граммов хлеба в день, да и хлеб-то – одно название. Съест Таня эти граммы прямо возле школы – и до следующего дня.
— Чем жила? Кружева вязала. Ниточки стоили 10 копеек: вот свяжу, на базаре продам, 15 копеек заработаю. Пришла весна, экзамены надо сдавать, а я на третий этаж школы еле поднимаюсь, тело опухло от постоянного голода. Спасли оттаявшие колоски. Насобираешь зерна килограмм: 800 граммов – государству, 200 – тебе. Высушишь зерна, раздолбишь в ступке, лепешечек напечешь. Так и выжила.
За 8 класс в табеле об успеваемости у Тани только одна удовлетворительная оценка – по немецкому языку. И то только потому, что до этого она изучала английский. Этот документ об образовании и сейчас хранится в семье Татьяны Петровны как память о том страшном голодном годе и как символ силы духа девочки, стремящейся к знаниям.
Победный май
Школа окончена – куда дальше? Соседка Шура, студентка второго курса Енисейского педагогического училища, предложила поступить туда же на учителя младших классов. Таня с радостью ухватилась за эту идею. Сама жадная до знаний, она представила, как обучает разным интересным вещам маленьких любознательных сорванцов, собралась – и поехала.
Девушку приняли без вступительных экзаменов сразу на второй курс. И отправили вместе с другими, не сдававшими экзамены, на месяц в колхоз, что чуть выше Енисейска, чтобы и помощь посильную оказали колхозникам, и сил набрались на картошке и простокваше да на пятистах граммах хлеба, которые студенткам за работу давали. В общем, хороший сытный аванс получили девчата от своего училища. Дальше уже были голодные военные будни.
Стипендии в 75 рублей хватало только на неделю. В столовой кормили раз в день, одна порция – 90 копеек. Таня брала сразу десять порций, из которых получалась «…поллитровая баночка жижки и только немного гущи: две крупинки, чуть картошки, два листика капусты и щавеля». Четыре раза в месяц от колхоза давали все те же 500 граммов хлеба. Так и жила: неделю на стипендии, один день голодом, хлеб продашь – еще 75 рублей – снова неделю протянуть можно.
На третьем курсе организм девушки совсем ослаб, и ее перевели в диетическую столовую, где давали все ту же похлебку, только подешевле. И Татьяна выдержала. Окончание Великой Отечественной войны она встретила без пяти минут молодым специалистом. А 1 сентября 1945 года учитель начальных классов Татьяна Петровна уже стояла на торжественной школьной линейке в деревне Гольтявино Богучанского района и приветствовала своих первых учеников.
В поселок
привела судьба
В Манзю Татьяна Петровна приехала в 1961 году. Это уже был расстроившийся перспективный лесозаготовительный поселок. Не сравнить с той деревней, в которую молодую учительницу направляли работать в 1946-м, чему она всячески сопротивлялась.
— Да это же была самая далекая деревня у черта на куличках, туда попасть – что сгинуть. Поэтому, когда пришло направление из районо, я быстренько вышла замуж, чтоб остаться в Гольтявино, – смеется Татьяна Петровна. – Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Покидала она меня по многим деревенькам района за 25 лет, были Заимка, Юрохта, Климино, Половинка, а в итоге осела в Манзе.
Вскоре в поселке построили новую школу. Были стены, парты и шкафы, привезенные из Каменки, а вот с наглядностью – туговато. Учителя сами готовили их к каждому уроку. Трудно представить себе занятие в первом классе без картинок и карточек… Вот Татьяна Петровна и мастерила их.
— Четыре урока отведешь, потом дополнительно с учениками позанимаешься, а домой тетрадки и замыслы несешь, которые надо проверить и реализовать к завтрашнему утру, ведь ученики ждут. И все равно, – вспоминает Татьяна Петровна, – в 60-е годы было намного легче, чем в послевоенное время. Не было тетрадей, чернил. Ребятишки перышко привяжут к палочке, в посудине сажу с водой разведут или краску, что белье красят – и пишут в старых книгах между строк. А тетради появились неразлинованные. Два класса по 20 человек, для каждого приходилось расчерчивать листы в клетку и полоску, а первоклассникам еще и в частую косую. На класс – один-два учебника. И, несмотря на все трудности, учились ребятишки с интересом.
Победитель соцсоревнования, ветеран труда РФ, Татьяна Петровна Борисова – учитель многих и многих манзенцев (и не только их), которые с искренним уважением помнят о ней, встречаясь, радуются, и вспоминают свои торжественные линейки в честь Первого сентября. Тогда их учительница стояла рядом с ними, вселяя уверенность, что вместе на пути к знаниям они преодолеют все преграды. Ведь именно ради них, своих учеников, когда-то она сумела сделать это сама.
С. КУЧИНА.
Фото автора
и из архива Т. П. Борисовой.
п. Манзя
(АП)