По образованию технолог деревообрабатывающей промышленности, Наталья Стецко работает в Чунояре машинистом котельных установок, а проще говоря, кочегаром. За пять лет тысячи тонн угля «легли» на ее хрупкие плечи. Перелопатить десять тонн за смену – обычное дело, в морозы 12-часовой рабочий день подытоживается пятнадцатью тоннами погруженного в топки угля. Лопата за лопатой, одну тележку наполнить, следом вторую, третью; под конец смены руки уже ничего не чувствуют, но все равно делают свое дело. 

 

Женщины у нас в стране крепкие, – говорит мастер чуноярской котельной Неля Валерьяновна Денисюк. — Но не каждая вынесет такой труд. Бывало, устроится на работу девушка, но после нескольких смен физически не выдерживает и увольняется. А Наталья – она к труду приучена, никакой работы не боится, поэтому и справляется. Да у меня все в коллективе молодцы. Восемь женщин работают машинистами – ни одна не подвела.
То, что в Чунояре не хватает рабочих мест – не открытие. Не то что женщинам, мужчинам некуда устроиться, многие работают вахтовым методом.
— Я когда поступала в деревообрабатывающий техникум, была уверена, что в родном поселке всегда для меня найдется работа по специальности. Только сейчас от лесозаготовительных предприятий осталось одно лишь название. Была я приемщицей леса, зарплату платили маленькую и с задержками, поэтому, когда дочке исполнилось два года, стала искать работу в такой организации, которая стабильно оплачивает твой труд. Так и попала в ЖКХ, пять лет уже уголь кидаю. Правда, начинала с дров. Тяжело, конечно, но здесь я уверена в завтрашнем дне: знаю, когда и сколько своих кровных получу, – продолжает Наталья. — А диплом мой лежит без дела. И не только у меня. У нас в поселке бухгалтеры с высшим образованием моют полы, потому что выбора у них нет, жизнь – она ведь не бесплатная: семью надо кормить-одевать, оплачивать электроэнергию, водоснабжение, покупать дрова и т.д.
Еще не закончилась дневная смена, а Наталья уже мечтает о завтрашней, ночной, потому как после нее будет двое суток «отсыпных» – так их здесь называют. А на самом деле никакого двухсуточного отдыха. Сдав смену, Наталья спешит домой: там ее ждет куча дел: варка, уборка, стирка, порой нетопленная квартира. Хорошо, сынишка подрос, помогает: дров наколет, воды привезет, а раньше, бывало, муж не успеет дров заготовить и уйдет в рейс, тогда самой приходилось колуном махать – и в этом деле она мастак. На работе дробит уголь кувалдой, которая потяжелее колуна будет.
— Летом мы в отпуска уходим, у мужа вывозки в это время тоже нет, поэтому доход мизерный. Тогда на выручку приходит тайга. С раннего детства я по ней хожу. Уезжали с родителями засветло и до вечера грибы или ягоды брали. И сейчас время отпуска зря не теряю. Подрабатываю, собираю ягоды и продаю – этот доход уже несколько лет подряд выручает, помогает детей в школу собрать. 
Организацией работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отношением руководства к работникам и коллективом Наталья довольна настолько, что подвернись перспективное предложение о трудоустройстве, она детально обдумает: стоит ли покидать дело, к которому привыкла, уходить из коллектива, в котором все стали родными.
— У нас хороший руководитель. Неля Валерьяновна уже 20 лет в ЖКХ работает: начинала с азов, кочегарила, 12 лет уже мастер котельной. Всегда войдет в положение, выручит, когда надо. На День работника жилищно-коммунального хозяйства ей, как мастеру, необходимо выбрать одного человека, который получит премию и побывает на районном концерте. Она мудро подходит к этому решению. Чтобы никого не обидеть, собирает всех, и мы дружно выбираем, кого отметить. Где такого начальника еще найдешь? Где еще так отмечают людей? – говорит девушка. — Поэтому я довольна своей работой. Хотя не скрою, бывает, спину так ломит, что хочется бросить эту работу. 
Но приходит время выходить на смену – и Наталья идет, ведь ее там ждут коллеги, да помощник – кот Ромка. Он давно появился в котельной: беленький, с несколькими темными пятнышками на спинке. Поначалу чистоплюй передвигался аккуратно, так, чтобы ничего не задеть и нигде не испачкаться. Но со временем поблек природный цвет его шерсти и нашел он себе любимое занятие – купаться в угле. Усатый «кочегар» весь во въевшейся в шерсть саже, сейчас его даже суперотбеливающими шампунями не отмыть – он все равно останется чумазым котом Ромкой со слегка заметными еще аристократическими замашками. 
А. РЯБОШТАН.
НА ФОТО: слева Н. Стецко, справа ее коллега – А. Шошина.
Фото автора.