...к-хе. Интересно: тут, явно в теме, у нас есть педагоги. Но почему-то они не спешат поделиться своим пониманием темы с точки зрения педагога. А ведь влияние мужчины на ребенка зависит не только от самого мужчины, но и от людей, определяющих его положение не только в треугольнике, о котором мы говорили как-то, «отец-мать-ребенок», но и в другом – «мужчина-ребенок-общество». Конечно, тут в первую очередь выступает общество… Точнее те, кто представляет общество, внешний мир ребенка. Вот два, коротких примера, из моего личного…
(1). Внука водили в один садик. Не элитный, нормальный. Даже по архитектуре – квартально-городской, без бассейнов и прочего. Но: чистота, порядок. Дети по утрам при в ходе в садик – здороваются с охранником. Уходя – «до свидание» звучит вежливо и довольным тоном. В раздевалке всегда чистота. Разброшенных вещей я никогда не видел… Но при выходе из раздевалки в группу – большое зеркало! Извиняюсь. Остановиться не могу. Хочется рассказать, как там организовано само пространство, сам быт. Но… В теме. Зашел забирать внука. Воспитательница в раздевалке, о чем-то беседует с каким-то родителем. Мне: «Здравствуйте.» И повысив голос, в группу : «Данил! К тебе дед пришел!» И мне: «Извините. Просто Данил вас всегда дедом зовет. Я правильно сказала?». Я улыбаюсь! И, вот, другой садик. В силу многих непреодолимых субъективных причин внук попал туда в свой выпускной год. Садик такой, куда внук попал только благодаря персональному письму ректора и профкома уч.зав. Мы с внуком в раздевалке, он раздевается. Мы беседуем о лужах, которые мы с ним не всегда даже смогли обойти. Во, дождик, был! Заходит в группу воспитательница: «Так, что тут дедушка делает? Все. Дедушка марш домой. Данил, давай-ка сам побыстрее!» Пришлось на «воспиталку» не обращать внимание. Попросить внука поправить одежду, волосы… «Дед, так нормально?» Зеркала, ни большого, ни маленького – нет… «Ну так, хорошо. Молодец! Пока!» Про разговор с «воспиталкой» - умолчу.
(2). А однажды пришлось в связи с выборной компанией походить в одну школу, так там увиденное – мечта. Обычная школа, ни специализированная, ни элитная, ни лицей. Я скажу тут только о впечатлениях в теме разговора. Три общевыходных двери. Три охранника. А с ними – по два ученика старших классов. Шесть дежурных по школе освобожденных от занятий! (Сразу вспомнил Ангарскую «Лихановку», мою родную школу!) Школьники выполняют свои функции дежурных по школе в соответствии утвержденным Педсоветом школы решением Родительского комитета. Причем, родители каждого вовлеченного ученика дали свое письменное согласие. Каждого ученика! Каждый мам и каждый пап!! Вот он, с порога школы, пример патриотического воспитания! Все школьники – народ веселый, и, все – вежливый. Все мне при встрече говорили: «Здравствуйте!» и неслись по своим делам дальше. А дел у них – извините! Но это уже другая тема. Впрочем, если кратко, о самом простом, о спорте… Вот: стенды в коридорах с кубками, с медалями, с фотографиями школьников… Стенды не под стеклом! Гордость школы – чемпионы, призеры … всероссийский, краевых, школьных … От шашек, до … карате. Я пропускаю в перечне и легк.атлетику, и …, и …хоккей, и …, и худож.гимнастику… И прочее. К примеру, ФИО – член Европейского клуба по шашкам… Как, нравится? Мне очень. Я впервые узнал, что есть такой клуб!!! Да много я там чего узнал. Дежурить мне приходилось в вечернее время, да в выходные. Спортзалы (два общих, один специализированный) – гудят! И не дяди с тетями там, как арендники, занимаются. Нет. Школьники. А на доске, где много всяких графиков секционных занятий, сделал для себя открытие школьной жизни: есть секции для родителей по фитнесу, по волейболу, по минифутболу, общеоздоровительные… Есть совместные: родители и школьники! Ни один спортзал, ни сауны – школа в аренду не сдает! Теперь по теме: в 18.20 захожу в школу. Задержался я на 20 мин. к своей «выборной» работе. Здравствуйте! - в дверях встречает меня веселый народ: малышня 5-6-х классов, человек пять. Здравствуйте. – отвечаю. Вы папа?! – звонко спрашивают у меня. Да нет, я дед… Ура! – кричит пацан, пухленький такой, «пирожок» типичный. И подскакивает ко мне: Клево! Вам надо… идите сейчас, сначала прямо… Ну и рассказал, куда мне надо оказывается идти. Мне, конечно, хоть я и дед на «ура», но идти надо совсем не в конференц-зал… Но я говорю, мол, спасибо, и иду. Своим конечно маршрутом, благо мой маршрут совпадал с «указанным». А на первом же повороте, опять, – Здравствуйте. Вы папа? – приветствуют две школьницы, только немножко постарше тех, кто на входе. Нет, - улыбаюсь в ответ – Я – дед. И мне: Правильно, правильно. Вам туда надо идти… А я улыбаюсь уже по тому, что прошел под красочным лозунгом-транспорантом: УРА! ЗДРАВСВУЙТЕ, ПАПЫ! УРА! А вечер был самый что ни на есть – обычный. И не праздничный. Вечер четверга… И встреча школьников с папами проводимая по решению Совета школьников, Родкомитета и Педсовета в конференц-зале (заметьте: большом!) назначена на 18.30. Но, на дверях этого самого конференц-зала объявление, в котором приносится извинение школьникам, которым места не хватит. Им разрешается побеспокоиться самим и взять для себя стулья в таких-то аудиториях… Я не поленился, посмотрел: народу несущего впереди себя стулья было очень не мало…
Очень важно понять: учитель не может всерьез рассчитывать на поддержку отца, не пользующегося уважением ни в семье, ни за её пределами. Нельзя дискредитировать отца, подрывая его авторитет, а потом удивляться, почему он не может всерьёз поговорить с сыном, с дочерью об их поведении. Не говоря уже о большем. И простенькое: если папа нужен школе – он нужен и ребенку!!!