Добро пожаловать,
Гость
|
ТЕМА: РЕПРЕССИРОВАННЫЕ В СИБИРИ
РЕПРЕССИРОВАННЫЕ В СИБИРИ 10 года 6 дн. назад #9483
|
|
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь Не с простофилей — что про давние времена, что про наш сегодняшний день"
Последнее редактирование: 10 года 6 дн. назад от Александр.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
РЕПРЕССИРОВАННЫЕ В СИБИРИ 10 года 6 дн. назад #9481
|
Да уж.... Всякое в этой жизни бывало.... Об одном хотелось бы мечтать - что бы злоба исчезла! Иначе смысла нормальной жизни нет.....
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Александр
|
РЕПРЕССИРОВАННЫЕ В СИБИРИ 10 года 1 нед. назад #9474
|
В детстве слышал что то подобное..
БратскГЭСстрой ударная полицайская стройка
?www.proza.ru/2011/04/18/1549 Роман Днепровский
"...Ах ты, сука-романтика - Братская ГЭС!
)Я приехала с бантиком, а уехала - без..." (Евгений ЕВТУШЕНКО, "Братская ГЭС" ...Ну конечно же, о Братской гидроэлектростанции вы все слышали: ударная всесоюзная комсомольская стройка, крупнейшая электростанция Ангарского каскада, и всё такое прочее... О героических молодых гидростроителях писали газеты, Александра Пахмутова с Николаем Добронравовым после посещения "стройки века" выдали на-гора своих "Сибирских девчат" - тех самых, которые, вопреки географии, плывут "...навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре..." - а "пролетарский поэт" Евтушенко, тот даже целую поэму написал. Ну, и я сегодня про строителей Братской ГЭС напишу. Никто не против? Правда, я расскажу о не совсем обычных гидростроителях - и, может быть, мой сегодняшний рассказ вызовет у кого-то резко-негативную реакцию: дело в том, что об этой категории строителей электростанции до сих пор как-то не принято вспоминать... Конечно же, "те, кому положено" - например, ГУЛаговский ветеран Семён Кузьмич Евстигнеев - о них знали, но... но "не вписывались" эти типажи в светлый образ "комсомольцев-добровольцев, покорителей Ангары". А, меж тем, были среди тех, кто в 1954 году приехал в Сибирь строить плотину и электростанцию, и эти люди... Но, прежде, чем я начну сегодняшний рассказ - два важных замечания: во-первых, речь в нём пойдёт вовсе не о зэках - а во-вторых, чтобы сразу же расставить все точки над "ё", спешу сообщить всем, кто вознамерится вдруг уличить меня в "клевете на наше светло-героическое прошлое": историю эту рассказал мне во время оно ни кто иной, как бывший парторг этой самой стройки Борис Федотович Шергин. Так что, не спешите со своими воплями, господа не-мне-товарищи: я лишь публикую рассказ очевидца - а уж кто и какие выводы сделает из этого рассказа - меня не касается. Итак, середина пятидесятых годов прошлого века, Восточная Сибирь, Иркутская область. Строительство Братской ГЭС. Старинный сибирский город Братск отселён - место, где три века стоял город, будет затоплено. Новый город строится на берегах будущего Братского моря - крупнейшего сибирского водохранилища. Работа по возведению плотины будущей гидроэлектростанции - в самом разгаре: "родина и партия" мобилизуют на её сооружение молодёжь со всех концов совецкого союза. Начнись строительство ГЭС чуть раньше - вопрос с привлечением рабочей силы решался бы гораздо проще: загнали бы за окружённый колючкой периметр зэков - и вперёд!... возводить плотины и каналы руками ГУЛаговских рабов Софье Власьевне было не привыкать. Но, "иные времена - иные песни": совецкий премьер и Первый Секретарь компартии Никита Сергеевич Хрущёв ещё не выступил со своим знаменитым докладом о "культе личности" на очередном "историческом" ХХ съезде капээсэс, но от сталинских методов хозяйствования "партия и правительство" уже отходят, ищут новых путей... Приходится включать пропагандистскую машину, вытаскивать из небытия замшелого Павку Корчагина - и "давить на энтузиазм масс". И массы клюют на это дело: на строительство будущих "становых хребтов" империй Олега Дерипаски и Анатолия Чубайса - крупнейших за Уралом гидроэлектростанций - в Сибирь едут и едут парни и девчата со всего необъятного сысысысэра. На новом месте молодым энтузиастам и энтузиасткам предстоит жить в наскоро построенных бараках, но это ничего: бараки - не за "колючкой", да и по качеству они несравненно лучше тех, в которых жили их предшественники - строители Беломоро-Балтийского и Волго-Донского каналов. А кроме того, приезжим строителям неплохо платят, да и снабжение на стройке - не в пример совецкому: все те товары, о которых остальные жители "страны советов" могли только мечтать, здесь, в новом Братске, продаются совершенно свободно. Ну, или почти все... Это - уже заслуга самого главного руководителя стройки - директора треста "БратскГЭСстрой" Ивана Наймушина, тонко намекнувшего хозяину Кремля, что снабжение стройки товарами широкого потребления должно быть на самом высшем уровне. Не зря ведь шутили в те годы, что общественный строй бывает трёх видов: капиталистический строй, социалистический строй, а ещё - БратскГЭСстрой. Одним словом, возводится плотина ГЭС, растёт среди тайги молодой сибирский город - и всем хорошо, светло и радостно на душе; и никто ещё не знает, что пройдёт каких-нибудь лет двадцать - двадцать пять, и возглавит город Братск список самых экологически-неблагополучных городов планеты... А пока - всё хорошо, всё здорово, всё просто замечательно - и едет, едет, едет на стройку молодёжь. А к строителям в гости едут поэты и композиторы, журналисты и писатели, художники и артисты, и прочие представители трудовой богемы - с тем, чтобы запечатлеть всё это дело в своих песнях, стихах, прозе, отобразить на холсте и фотобумаге, чтобы, наконец, обеспечить участникам строительства достойную культурную программу. И самодеятельные коллективы тоже едут, и разные "шефские бригады"... Короче говоря, гидростроителям скучать не приходится, и они не чувствуют себя оторванными от остального мира: каждую неделю - концерт или спектакль: зимой - в клубе, а в тёплое время года - прямо на строительной площадке. Всё, как в сысысэр, одним словом... ...И вот, на одном из таких концертов происходит интереснейший случай. Импровизированная сцена сооружена прямо под открытым небом; на площадке перед сценой - едва ли, не все, работающие на "стройке века", на сцене - артисты, а в первых рядах - передовики: всякие заслуженные бетонщики, крановщики, стропальщики, водители и прочие новаторы производства. Ну, и партхозактив тут же. Концерт идёт своим чередом, одни исполнители сменяют других, всех их встречают и провожают продолжительными аплодисментами - одним словом, царит атмосфера праздника. И вот, на сцену поднимается некая учительница - эта учительница приехала сюда из Белоруссии в составе какого-то самодеятельного ансамбля народной песни и художественной пляски с тем, чтобы выступить перед строителями Братской ГЭС. Но учительница из Белоруссии, пока добиралась сюда с товарками из своего Полесья, в дороге ещё и стихотворение написала - про героических покорителей Ангары, про комсомол и про совецкую родину. И вот, значит, она поднимается на сцену, чтобы его прочесть - и ей аплодирует вся стройка. Вот учительница поднялась на сцену, аплодисменты смолкли, и наступила тишина. И в этой тишине стоящая на сцене учительница вдруг резко бледнеет - и, вместо того, чтобы начать читать стихотворение собственного сочинения, издаёт резкий вопль. И - показывает пальцем на некоего передовика-новатора, стоящего в первых рядах. А передовик-новатор вдруг начинает какие-то телодвижения, и все эти его телодвижения свидетельствуют о том, что он очень, очень хочет затеряться в толпе, среди остальных новаторов и ударников - а то, и вовсе покинуть место проведения концерта... А ещё спустя несколько секунд, учительница перестаёт просто орать - и уже начинает выкрикивать нечто членораздельное. И над толпой собравшихся очень отчётливо слышится, что за слова она кричит со сцены. А слова эти звучат так: " - Каратель! Каратель! Полицай!..." - а потом учительница прямо на сцене падает в обморок. ...Они оказались земляками - учительница и этот передовик-новатор. Причём, не просто земляками: в 1942 году этот самый передовик-новатор собственноручно повешал родного брата этой самой учительницы. Война была, Белоруссия находилась в зоне германской оккупации - а будущий братский гидростроитель, попав в первые дни войны в немецкий плен, был отпущен (в первые месяцы войны немецкие военные распускали рядовых красноармейцев по домам), а вернувшись в родное село, устроился в оккупационную полицию, комплектовавшуюся из местных жителей. Брат же нашей героини был идейным комсомольцем, и при первой же возможности ушёл к партизанам. Дальнейшее, думаю, понятно и так... Самое интересное в этой истории началось чуть позже: уже на следующий день после того концерта, который так неожиданно закончился, со строительства Братской ГЭС начался отток людей. Нет, конечно, он не был массовым - но вдруг, безо всякого объяснения причин, некоторые гидростроители стали приходить за расчётом - и отбывали в неизвестном направлении... А некоторые даже и за расчётом не заходили - просто, по-тихому собирали вещи, и исчезали... Конечно же, у доблестных чекистов начались жаркие денёчки, и работавших на стройке приезжих начали шерстить частым-частым гребнем, и даже кого-то и арестовали - да не всех... И - самое интересное - среди тех, кто в спешном порядке и не прощаясь покинул "стройку века", очень, очень, очень многие были именно передовиками-новаторами-стахановцами. Некоторых из них здесь уже успели и орденами за доблестный труд наградить... Такая вот история. |
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь Не с простофилей — что про давние времена, что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Андрей
|
РЕПРЕССИРОВАННЫЕ В СИБИРИ 10 года 1 нед. назад #9467
|
Показался интересным список "Богучанско- Кежемских " немцев. Оказалось что с большинством потомков лично знаком. Да и вы наверное тоже.
Выдержки из автореферата 30-12-2010 Спецпереселение немцев Поволжья и Ленинграда в Приангарье: депортационная политика, переселенческие и адаптационные процессы (1941–1945 гг.) Автор: Метлин Северьян Анатольевич Автор: Занданова Лариса Викторовна www.penpolit.ru/papers/detail2.php?ELEMENT_ID=1033 ".....Одним из самых многочисленных, насильственно переселенных народов, являются немцы, которые были депортированы из АССР немцев Поволжья в 1941 г., города Ленинграда и его окрестностей – в 1942 г. и расселены в районах Красноярского края, на Нижней Ангаре. И сегодня значительная часть спецпереселенцев и их потомки живут на этой территории, которая в ближайшем будущем попадет в зону затопления Богучанской ГЭС, что неизбежно приведет к утрате большинства памятников материальной и духовной культуры ангарцев, в том числе и немецкой национальности....". "....Перед руководящими органами регионов встала нелегкая задача – в короткий срок разместить в населенных пунктах огромное количество прибывающих людей. Как уже отмечалось выше, Красноярский край должен был принять 75000 немцев-переселенцев из районов Поволжья. Фактически же прибыло на 1-е ноября 1941 года 17307 семей, в количестве 77359 человек, они были расселены в 42-х районах края, в т. ч. в Кежемском и Богучанском. К сожалению, мы не обладаем точными статистическими данными относительно численности немцев, сосланных в изучаемые районы, однако известно, что число фактически прибывших в Красноярский край превышало плановые показатели. Проанализировав рассказы очевидцев, мы пришли к выводу, что немцев для дальнейшей работы в колхозах, совхозах и леспромхозах расселили в селах: Климино, Заледеево, Усольцево, Селенгино, Дворец, Алешкино, Заимка, Паново, Мозговая, Кежма, Проспихино, Чадобец, Ирба, Бидея, Усть-Кова. Важным моментом в жизни каждого спецпереселенца было то, как происходила их встреча с местным населением в местах нового поселения, как в дальнейшем складывались их отношения, хотя для большинства прибывших на поселение семей встреча с местными жителями уже не была испытанием: на протяжении длительного времени пути они встречали неприязнь по отношению к себе. Как вспоминают немцы, в большинстве случаев первоначальное отношение к ним со стороны ангарцев было негативным («враги», «предатели», «фашисты»). Так, Е.И. Беккер рассказывает: «Когда нас привезли в Усольцево / дети собрались на берегу, стали камни кидать – мы все в синяках были // Дедушка какой-то подошел, разогнал всех и сказал, что они такие же, как мы!»21. «Когда их привезли в Заимку, - немцы, немцы / Отношение очень плохое было / Отправляли на самые тяжелые работы: колодцы копать, лес валить, силосные ямы подготавливать…»22 - рассказывает жительница Приангарья, очевидец событий В.П. Кем. Спецпереселенец К.К. Швабенланд вспоминает: «Отношение в Каменке со стороны местных жителей было нормальное / только страх наводили до нашего приезда – в газете «Известия» немцев так изобразили / 3 чертенка нарисованы – качан капусты, рога, уши ослиные, вместо рук – копыта, длинный хвост, как у тушканчика / Что за народ такой – немцы? // Кто-то и говорит: такие, как и мы…»23. Некоторые из опрошенных ангарцев и сейчас считают несправедливым то, что их родные погибли на войне, «а тут же, по соседству, живут немцы»....". "....Прибывшие немцы были размещены в порядке уплотнения в домах колхозников и в «специально подготовленных домах и квартирах», в клубах и избах-читальнях, их стали привлекать к работе, о чем свидетельствует официальный документ25. Данные архивов, которые были нам доступны, в большинстве своем очень кратко и сухо отображают то, что было на самом деле. Эти поверхностные свидетельства требуют детальных уточнений того, как в реальности происходило размещение людей и что означает выражение «специальные дома и квартиры». Так, известно, что в основном переселенцев размещали в небольших домах, как правило, по две-три семьи. Как вспоминает Э.Ф. Шнайдер, «в одном доме нас жило три семьи: мы, Роот, и еще одна семья, фамилии не помню. Нас – шестеро / Роот – пятеро / и тех – пятеро. Была одна комната и кухня с большой печкой / было холодно всегда // Так мы прожили три или четыре года»26. Свидетельствует Е.И. Беккер: «Нас подселили в двухквартирный дом к Андрею Усольцеву / Огород нам не дали, и вообще хозяйства у нас первое время не было // Люди помогли выжить…». ".....Нетипичным явлением для Нижней Ангары было размещение переселенцев в землянках, сараях, на скотных дворах. Единственный факт, который был озвучен потомками немцев и жителями деревни Бидея, свидетельствует о том, что по решению сельсовета немцам было предложено построить жилье за деревней. Беспомощные женщины, старики и дети могли только изготовить для себя шалаши, что привело бы к их неминуемой гибели. Жители деревни, увидев, в каком бедственном положении оказались люди, по собственной инициативе стали забирать немцев на подселение в свои дома. Иждивенчество не являлось правилом жизни для представителей этой этнической группы, поэтому в качестве благодарности они стремились помогать своим спасителям по хозяйству. Таким образом, вынужденные переселенцы, несмотря на суровый климат, не умирали на Ангаре от голода и холода, в то время как такое нередко происходило во многих других местах поселений немцев в Сибири. Это явление можно определить как особенность жизни немцев в Нижнем Приангарье. Вместе с тем, острой проблемой было обеспечение спецпереселенцев работой. Несмотря на нехватку в колхозах рабочих рук, по воспоминаниям многих респондентов, долгое время (до начала посевной) их не брали на работу. Поскольку семьи большей частью прибыли без мужчин и с пожилыми родственниками, то положение их было очень тяжелым. Чтобы как-то выжить, многие дети ходили по деревне «с котомкой» и собирали милостыню, иногда приходилось ходить в соседние села. В большинстве своем ангарцы были отзывчивыми людьми, поэтому старались помогать приезжим, чем могли: «Старушка жила одна на краю деревни – она меня позвала, чтобы еды дать // А мама сказала не ходить / Я все равно побежала / накормила меня / много дала с собой / хлеба, молока, рыбы, и сказала: «Кушайте на здоровье!»28. Взрослые женщины и девушки нанимались за еду на уборку домов, стирку белья, шили и вязали вещи. Спасало то, что большинство немцев и до депортации жили в сельской местности, ну и, конечно, такие черты менталитета, как терпение, дисциплинированность и трудолюбие. Несмотря на относительно толерантное отношение со стороны местного ангарского населения, переселенцам пришлось столкнуться на новом месте с огромными трудностями. В первую очередь это было голодное или полуголодное состояние, отсутствие постоянного заработка, непривычные природные условия, неопределенность правового положения. Последняя проблема стояла наиболее остро как для переселенцев, так и для местных властей. Ко всему этому прибавлялось негативное отношение со стороны части односельчан, незнание русского языка (в семьях общались только на немецком, особенно старшее поколение, кстати, многие из сосланных так и не научились говорить по-русски). "...Фактически катастрофой для многих семей стало то, что всего через 3-4 месяца после прибытия на Ангару им пришлось пережить новую волну принудительных миграций в соответствии с Постановлением ГКО от 10 января 1942 г., согласно которому было принято решение «В целях рационального использования немцев мужчин, годных к физическому труду… мобилизовать в количестве 120 тысяч в рабочие колонны на все время войны. К мобилизации приступить немедленно и закончить 30-го января 1942 г.»29. Это означало повторное переселение, только перемещали немцев уже внутри того региона, куда они были депортированы. Причиной повторных депортаций стала острая необходимость в рабочей силе. Как свидетельствуют респонденты, несмотря на то, что многие семьи и так были без глав семей, практически всех мужчин забирали в трудармию: «Папу забрали в сорок втором году, он был недалеко от станции Сон / в Хакасии / Письма нам писал / Он вернулся / но его долго не отпускали после освобождения»30; «Отец наш, Филипп Филиппович был в трудармии на Алтае, после освобождения там и остался / Мы встречались один раз, но не разговаривали о его жизни в лагере»31. Через некоторое время вышло еще два Указа, по которым 14 февраля 1942 г. объявлялась дополнительная мобилизация мужчин 15-55 лет, а 7 октября 1942 г. - женщин от 16 до 45 лет.32 И это была очередная трагедия немецкого народа. «26 января 1942 года папу забрали и старшего брата – они пробивали дорогу Решеты-Богучаны. Это был как концлагерь. А 15 июня забрали сестру на север – в Дудинский район. Отец вернулся в 43-м году, а брата в 1944-м перекинули на Урал. Меня самого хотели забрать, но председатель не отпустил – кому работать? Но потом все-таки забрали / Так я попал в Каменку, в колхоз», - вспоминает К.К. Швабенланд33. В ходе экспедиции 2007 г. в поселках Недокура и Болтурино нами был выяснен тот факт, что в Среднее и Нижнее Приангарье были депортированы не только немцы Поволжья, но и Ленинграда. К сожалению, в нашем распоряжении нет официальных документов, касающихся выселения немцев из блокадного города, лишь в монографии немецкого историка Б. Пинкус «Немцы в Советском Союзе» авторами было обнаружено только одно упоминание этого события: «Ab 17. März wurden rund 26000 Deutsche aus dem Raum Leningrad in plombierten Güterzügen nach Sibirien abtransportiert» - «17 марта около 26 тысяч немцев было вывезено из Ленинграда в Сибирь в закрытых грузовых поездах»34.Однако, немногочисленные воспоминания подробно показывают, как происходил этот процесс: «Нам выдавали эвакуационные листки для заполнения – я всех назвал, всю семью и вывезли // На сборы дали сутки / А какие сборы – война идет вокруг // Нам говорили 32 кг на человека, остальное конфискуем, но ничего не забрали / Эвакуировали нас через Ладожское озеро / холод был страшный до 30 градусов // И потом до Красноярска ехали в открытых вагонах. Дорогой кормили, много еды было, у людей ноги пухли / страшно умирали. Наш дед умер по дороге в Тюмени / Мы его в Красноярске похоронили» - так запечатлелись те трагические дни в памяти А.Ф. Эргардта.35 Можно предположить, что для многих немцев, особенно тех, кто не был отправлен на Крайний Север и Якутию, это была все-таки «спасительная» эвакуация, несмотря на то, что позже они были поражены в правах и приравнены по статусу к спецпереселенцам из АССР немцев Поволжья. Из интервью с Е.И. Сапегой: «Маму вообще должны были отправить на Север, а не на Ангару // Ребенок тяжело заболел – дизентерией; еще бабушка умерла /Их оставили в Красноярске // А баржу, на которой должны были ехать, – затопили // Так мы попали в Усть-Кову»36. "....Время в пути до Красноярска занимало немногим более месяца. Оттуда большинство спецпереселенцев по разнарядке отправляли в Енисейск или на Стрелку и далее – в села: Климино, Дворец и Усть-Кову. «Сначала мы приехали в Енисейск, Красноярский край // Там мы два года прожили в бараке // Нас у мамы было 5 человек / А отца – он был зам. директора совхоза / у нас забрали еще в Ленинграде по 58 статье, так и пропал без вести // А сюда нас забрали сестры мужа – Лиза и Фаина, когда были в Енисейске // В Кову нас забрали – и здесь мы хлебнули…», – рассказывает М.И. Сизых37. С первых месяцев войны на реке Кове стал работать леспромхоз, имевший лесозаготовительные участки Сизая и Чемба, расположенные примерно в ста км от Ангары. Респонденты указывают на то, что жили и работали они на них в тяжелейших условиях: «Жили в бараке – спали на нарах, стелили сено / буржуйка была, но к утру всегда было холодно. В 1943-45 годах работу женщинам не давали / мама стирала белье на Ангаре за буханку хлеба / Очень, очень плохо относились // "Немка! Ты ко мне в постель!" / по брони много всяких оставалось… На угоре стояла общая баня / немкам нужно было носить воду для всех – не на лошадях, а руками! // мама стала работать после окончания войны – лес рубила, сплавляла / только паек давали»38.В подтверждение устного рассказа приведем свидетельство архивного документа: «Несмотря на решения и ряд указаний Крайкома ВКП(б) и Исполкома Крайсовета руководители трестов Краслес, Крайконтор, Химлессырье не приняли мер к созданию нормальных жилищно-бытовых условий для спецпереселенцев (в помещениях холодно, сыро, нет двух рам, отсутствует мебель). Совершенно неудовлетворительно организовано трудовое использование спецпереселенцев, особенно на подсобных работах. Вследствие размещения спецпереселенцев в общих бараках (по 2-3 семьи в одной комнате) и антисанитарийного состояния поселков и жилых помещений среди спецпереселенцев, особенно детей, распространены эпидемические заболевания»...". |
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь Не с простофилей — что про давние времена, что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: элсин
|
РЕПРЕССИРОВАННЫЕ В СИБИРИ 10 года 1 мес. назад #9354
|
Я как то до сих пор "Тех" от наших не отличаю. Видимо потому что я сам из ТЕХ
![]() Думается мне, что если бы Ельцин не успел власть передать, то нас бы и с Бомбой размазали.. |
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь Не с простофилей — что про давние времена, что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
РЕПРЕССИРОВАННЫЕ В СИБИРИ 10 года 1 мес. назад #9353
|
Александр пишет:
Андрей , у тебя 1200! Поздравляю и дальнейшего форумного долголетия.. (+) ![]() Спасибо большое за поздравление! Я бы не заметил сам... ![]() |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Время создания страницы: 0.318 секунд