Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 1 мес. назад #4009

  • САНГАРЫ
  • САНГАРЫ аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • жертвы истории - факты жизни...
  • Сообщений: 2556
  • Спасибо получено: 847
  • Репутация: 18
Александр писал(а):
Из книжки Н.В. Латкина "Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее". ...
С наскоку книжку не осилил (пока). Но радость узнавания, откуда что взялось у наших доморощенных краеведов и профессиональных советских этнографов получал буквально в каждой главе.
...к-хе. А У них-то, от куда взялось? Я имею ввиду у этого,- Латкина? Извини, тезка, все - здорово! но вот пытаюсь прожить - и слишком тяжело....
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 1 мес. назад #4006

  • Андрей
  • Андрей аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 1274
  • Спасибо получено: 151
  • Репутация: 25
Спасибо! Толковая информация!!!! Спасибо.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 1 мес. назад #4005

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
Из книжки Н.В. Латкина "Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее". 1892

Волость Пинчугская, пространствомъ въ
75175 кв. верстъ, въ,
ней 38 сельскихъ обществъ: Богучанское,
Ярковское, Пинчугское, Заимское, Иркинеевское, Голтявинское,
Пашутинское, Манзинское, Климинское, Карабульское, Чадобское,
Каменское, Вузыкаловское. Юроктинское, Видельское, Хойское,
Кокуйское, Яркинское, Малевское, Червянское, Иедуйское, Фе-
динское, Пашинское, Мотыгинское, Коноваловское, Рыбииское, Ка-
даренское, Коядратьевское, Петропавловское, Выдринское, Иевамское, Бунбуйское, Козицинское , Говішнское, Тохтомольское, Болтуринское, Чунское, Б докское и Б добинское
селъ 5, деревень 44, домовъ 1000,жителей 4005 м. п. и 4037 ж. п.;
православной в р , раскольниковъ было 39; единове рцевъ 6, римско-католиковъ 143 м. п.,38 ж. п.,

Въ округе считалось въ 1888 г. церквей 20 камеяныхъ и 13 деревян
ныхъ, часовень деревянныхъ 59, следовательно, протпвъ 1862 г.
прибыло семь церквей.

С наскоку книжку не осилил (пока). Но радость узнавания, откуда что взялось у наших доморощенных краеведов и профессиональных советских этнографов получал буквально в каждой главе.
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 1 мес. назад #3995

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
Пару месяцев назад на форуме прозвучала мысль о недостоверности научной составляющей музея Тальцы:
Первое,что бросается в глаза - крытые лемехом крыши.Любой.знакомый с историей архитектор растолкует.что в Сибири такой технологии не знали.Те более на Ангаре.Крыши крылись драньем у богатых и еловым лубом у бедных.

Из путевых записок экстремалов велосепедистов "Через многокилометровую ледовую переправу через Ангару мы въехали в д. Рыбная. Ей 376 лет. Здесь и на самом деле раньше была красивая каменная церковь «Рыбинский Спас на Ангаре» постройки 1840-50 годов, разрушенная перед войной комсомольцами колхоза «Решающий» на кирпич для коровников. А иконы разобрали местные жители. Было их столько, что некоторые настилали ими ступеньки в подпольях.

Сохранилась от храма только дверца церковной печки, которая до сих пор исправно служит в доме бабушки Веры Васильевны Петровой. А еще у нее долго в качестве пресса для засолки огурцов использовалась металлическая матрица советской трехрублевки. Не слабо? Зато в духе местных криминальных традиций: в период «золотой лихорадки» около церкви был постоялый двор – в него на тройках старатели въезжали. Наутро же ни людей, ни лошадей нет – их трупы Ангара унесла. Двенадцать кабаков было на 18 дворов. Традиции вечны: рассказывают, что уже в период перестройки приехали в Рыбное как-то четверо братков «грузануть» местного коммерсанта, а наутро-то все и утонули. Как в песне поется: «Над Ангарой, над Ангарой, бывало всякое порой…»

Сейчас на месте церкви поставлен простой деревянный крест, а рядом – монументальный памятник партизанам. Их побили проходившие мимо колчаковцы за то, что кто-то из местных стрельнул из самодельной пушечки гвоздями по пароходу карателей.

В деревне полно старых домов, крытых желобником (целое бревно раскалывают вдоль, сердцевину половинок выбирают и на крышу полубревна укладывают желобами внахлест одно сверху, другое снизу). Такие же дома я видел в бывшем Маковском остроге – похоже, что им действительно лет по 300. А вообще люди живут здесь с незапамятных времен, потому что в устье Тасея нашли каменного идола, высеченного в скале, и археологи уже какое лето там что-то откапывают, вроде бы жертвенное.
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 1 мес. назад #3985

  • Андрей
  • Андрей аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 1274
  • Спасибо получено: 151
  • Репутация: 25
Спасибо, Александр, за историческую подборку! В тему и очень интересно!!!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 13 года 1 мес. назад #3984

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
Журнал "Нука и жизнь" №5, 2006 год Раздел ведет доктор филологических наук А. СУПЕРАНСКАЯ.

Фамилия Рукосуевы происходит от прозвища Рукосуй. Так называли людей, хватающих чужие вещи, вмешивающихся в чужие дела. Фамилия зафиксирована в Пермской губернии в 1711 году. В. И. Даль приводит прибаутку: "Чухломский рукосуй, рукавицы за пазухой, а других ищет!", не давая толкования этого слова. Из приведенного примера ясно, что рукосуй - человек, шарящий в поисках чего-то.

Безруким называют человека, у которого нет одной или обеих рук. Это прозвище было достаточно широко распространено на Руси, поскольку в результате войн или несчастных случаев люди часто калечились. Однако я подозреваю, что имя или прозвище Безрукий могли давать и с "охранными" целями, чтобы у человека были искусные руки и чтобы он мог хорошо работать. Прозвище главы семьи распространялось на всю семью. Спрашивали: "Кто такие?", отвечали: "Безрукие" . "Чей это человек?" - "Безруких" . Так произошла интересующая вас фамилия.

Фамилия Логиновы происходит от православного имени Логин (Лонгин).

Полнота, большой живот издавна считались отличительной чертой человека. Поэтому прозвища Брюхо, Брюшко, Брюхач были распространены повсеместно. В Пермской области засвидетельствована фамилия Брюханов , происходящая от прозвища Брюхан.

Фамилия Кулаковы распространена во многих местах страны. Способствует этому и то, что слово кулак представлено как в русском языке, так и в тюркских. У тюрок кулак значит ухо, у русских - ладонь со сжатыми пальцами. В обоих случаях это обозначение частей тела, а от них часто образуются личные имена и прозвища. У новгородских крестьян это прозвище отмечено в 1545 году. Сравните у В. И. Даля выражения: "У него пудовой кулак; У солдата костяной кулак".

С течением времени значение слова кулак менялось, вернее, к прежним значениям добавлялись новые. Так, постепенно кулаками стали называть богатых крестьян. В иных местах кулаками стали звать перекупщиков на базарах и пристанях, а также торгашей, ездивших по деревням и скупавших у крестьян за бесценок холст, пряжу, пеньку, масло и другие продукты. Постепенно растет отрицательное отношение к кулакам. Кулаком называли также большой молот, которым били щебень, иногда - деревянную колотушку. В северных районах, например на Белом море, словом кулак называют одинокий надводный камень близ берега. Практически в любом из значений слово кулак могло стать основой имени или прозвища, от которого затем образовалась фамилия Кулаков.

Фамилия Скурихин фиксируется памятниками с ХVII века. В основе ее лежит древнерусское имя или прозвище Скуриха. Несмотря на то, что именования на -иха в настоящее время относятся к женщинам, в прошлом это были мужские имена и прозвища, и суффикс -иха встречался преимущественно в именном ряду. Имя Скуриха образовано от слова скура - шкура, грубая кожа: Ивашко Скуриха, хотмышанин, боярский сын, 1649 г.; Петр Скурихин, подьячий московский, 1695 г. Фамилия Скурихин в прошлом часто фиксировалась в Западной Сибири.
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.097 секунд